Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предназначение пещерной живописи.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москва «Школа с углубленным

Изучением английского языка № 1354»

 

117624, Москва, ул. Изюмская, д.38, к.1 8(495)716-45-45

[email protected]

 

 

О чем говорят наскальные рисунки.

 

Выполнили:

Емельянова Ксения

Руководитель проекта:

Ломовская Татьяна Викторовна

 

 

Москва 2017

 

Оглавление

Введение. 3

Создание пещерной живописи. 4

Находка пещерных росписей. 4

Функции наскальных рисунков. 5

Пещерная живопись. 5

История живописи. 6

Датировка. 7

Техника и сюжеты. 7

Предназначение пещерной живописи. 8

Палеолит. 9

Мезолит. 9

Неолит. 10

Итог. 11

Используемые источники: 12

 

 

 

Введение.

Актуальность: тема «О чем говорят наскальные рисунки» важна тем, что мы узнаем о жизни и деятельности древних людей то, что еще не открыто.

Гипотеза: мы хотим доказать, что еще не все известно о древних людях и их живописи.

Цели: научиться читать наскальные рисунки. Узнать, как жили древние люди, что они делали и чем занимались.

Задачи: найти наскальные рисунки разных эпох, узнать, чем отличалась жизнь древних людей в разные эпохи. Рассмотреть каждую из них, понять в какое время, в какой пещере они были созданы и о чем они рассказывают.

 

 

 

 

Создание пещерной живописи.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.

Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века.

Находка пещерных росписей.

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ласко во Франции. До сих пор в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока обнаружены. Росписи пещеры Ласко были открыты только в 1940 году. Сходные памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.

Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке.

Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Функции наскальных рисунков.

Наскальные рисунки имели несколько функций:

1) Магическая - их рисовали, чтобы обеспечить удачу на охоте. Поэтому так много изображений зверей.

2) Историческая память - запечатлевались какие-то особо важные события, например, война, охота на крупного зверя.

3) Космогоническая - раскрывали представление людей того времени о строении мира. Обычно это изображения из трех сегментов - мир богов (высший), мир людей (средний), мир злых духов или преисподняя (нижний).

4) Религиозная - изображение духа-покровителя или местного бога, которому поклонялись.

5) Эстетическая - выражение художественного чувства.

 

Пещерная живопись.

Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

История живописи.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочерью, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Пещерная живопись являлась объектом большого интереса со стороны ученых мира с момента её открытия в XIX веке. Первые находки были сделаны в Испании, однако впоследствии наскальные рисунки были открыты в разных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, а также в Северной и Южной Америке. Наскальные рисунки являются источником ценной информации для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности — от антропологии до зоологии. Присутствие наскальных рисунков является не просто признаком стоянки первобытных людей, но и существования у данного первобытного сообщества культуры, а возраст рисунков и изображенные на них сюжеты позволяют ученым узнать о состоянии мира и жизни первобытных сообществ на момент их создания. В некоторых случаях наскальная живопись является практически единственным источником, из которого можно узнать подробности о древней истории местности; например, благодаря пещерной живописи, найденной на территории Северной Африки, ныне занимаемой пустыней Сахара, известно, что во времена палеолита и неолита её экосистема сильно отличалась от современной и была достаточно богатой. Она также помогла определить примерное время опустынивания Сахары и появления в Северной Африке новых видов, таких как верблюды.

Наскальные изображения также позволяют прослеживать распространение первобытных людей по Земле и, совместно с другими артефактами, дают преставление о быте и культуре их авторов, а также об их эволюции. Так, с помощью изучения наскальной живописи возможно проследить процесс одомашнивания животных и изменения состава фауны в близлежащей местности.

Датировка.

Установление возраста наскальных рисунков сопряжено с определёнными трудностями. В связи с тем, что пещеры и скалы, на которых находятся наскальные рисунки, подвергались воздействию загрязнения в течение многих столетий, метод радиоуглеродного анализа зачастую оказывается ненадёжным и даёт ошибочные результаты. Более надёжными являются методы анализа частиц красителей, из которых состоят рисунки. Также возраст рисунков можно приблизительно определить, если на них изображены животные, обитавшие в местности нахождения рисунка в прошлом, например, во времена последнего ледникового периода.

Техника и сюжеты.

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н. э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур. Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы.

Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю также составляют отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и другие современные авторам сюжеты. Известны изображения кораблей мореплавателей древней Финикии, замеченные более примитивными общинами Иберийского полуострова.

Пещерная живопись широко практиковалась первобытными обществами, промышлявшими охотой и собирательством и находивших укрытие в пещерах или живших рядом с ними. Образ жизни первобытных людей мало менялся на протяжении тысячелетий, в связи с чем как красители, так и сюжеты наскальных рисунков практически не изменялись и были общими для популяций людей, живших в тысячах километров друг от друга. Тем не менее, различия между пещерной живописью различных временных периодов и регионов существуют. Так, в пещерах Европы в основном изображены животные, в то время как африканские наскальные рисунки уделяют равное внимание как человеку, так и фауне. Техника создания рисунков также претерпевала определённые изменения; более поздняя живопись нередко является менее грубой и демонстрирует более высокий уровень развития культуры.

Предназначение пещерной живописи.

Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Современные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; единого мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Анри Брейль предполагал, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Южноафриканский исследователь Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считает, что пещерная живопись — часть шаманских верований первобытных людей, и что рисунки создавались шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, возможно, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы. Дэйл Гатри, основываясь на известных примерах пещерной живописи разных видов, изображающих свирепых зверей, сцены охоты и фигуры женщин, пришёл к выводу, что они являются всего лишь изображениями фантазий первобытных подростков, однако археолог Дин Сноу, проанализировав наскальные рисунки пещер Франции и Испании, установил, что, по крайней мере, часть из них сделана руками женщин.

 

 

Палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.)
Место нахождения рисунка Сюжет Предназначение Техника
Пещера Альтамира. Испания. Стадо бизонов. Приносить удачу на охоте. Уголь,
Пещера Ласко. Франция. Лошадь. Приносить удачу на охоте. Уголь, острый камень
Пещера Ласко. Франция. Олени. Приносить удачу на охоте. Уголь.
Швеция. Знаки каких-то обрядов. Помогать в совершение обрядов Уголь.
Швеция. Отпечатки ладоней древних людей, животные Изображали жизнь Уголь, красный камень.
Пещера Альтамира.       Охота с луком и стрелами.     Приносить удачу на охоте.     Уголь.
Мезолит (12-8 тыс. лет до н.э.)  
Место нахождения рисунка Сюжет Предназначение Техника
Испания. Сцена охоты. Приносить удачу на охоте Красный камень
Ласко. Бизоны, лоси, лошади. Приносить удачу на охоте Уголь, мел.
Каповая пещера. Слоны, лошади Изображали животных. Красный камень.
  Каповая пещера. Люди, животные, обряды   Приносить удачу в совершение обрядов.   Красный камень.
Неолит (8-4 тыс. лет до н. э.)
Место нахождения рисунка Сюжет Предназначение Техника
Горное плато Тассилин-Аджер. Сахара. Стадо скота у деревни. Приносить удачу в приручение скота. Острый камень.
  Пещера Альтамира. Отпечатки ладоней. Оставить информацию Уголь, растительные краски, красный камень.
Пещера Альтамира.   Совершение обрядов древними людьми. Для обрядов. Красный камень, уголь.
Пещера Ласко. Скотоводство. Приносить удачу в приручении скота. Камни.

Итог.

Мы рассмотрели разные наскальные рисунки и составили таблицу, где подразделили их по месту нахождения, сюжету, предназначению и техники. В результате исследования, мы обнаружили, что на рисунках не отображаются взаимоотношения между людьми (семейных, общественных и других). Но такие отношения обязательно должны были быть. Из этого мы можем сделать вывод, что найдены еще не все рисунки, и людям еще не все известно о древних людях.

Используемые источники:

1. http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/1_1_iskusstvo_pervobytnogo_obwestva.html

 

2. http://www.studfiles.ru/preview/4241361/

3. https://zavadskaya.wordpress.com/2011/11/03/искусство-древнего-мира-первобытное/

4. https://sites.google.com/site/mhk10klass/home/programma/ponatie-hudozestvennoj-kultury/naskalnaa-zivopis

5. http://otvet.expert/o-chem-govoryat-naskalnie-risunki-910813

6. http://www.liveinternet.ru/users/5936654/post376767796

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...