Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа педагога-психолога по проблеме адаптации пятиклассников в условиях средней школы.

МОУ средняя общеобразовательная школа №2 г.Ворсма

Творческая работа на первую квалификационную категорию по теме:

«Адаптация учащихся пятых классов в условиях средней школы»

Работу выполнила:

Шилина Е.Г.

педагог-психолог

МОУ СОШ №2 г.Ворсма

 

 

г.Павлово, 2010г.

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. Процесс адаптации учащихся 5-х классов к переходу

в среднее звено………………………………………………………………………………4

 

ГЛАВА 2. Работа педагога-психолога по проблеме адаптации пятиклассников в условиях средней школы……………………………………………………………………9

 

Заключение………………………………………………………………………………...13

 

Список используемой литературы………………………………………………………..14

 

Приложения………………………………………………………………………………...15

Введение.

Психологическая служба школы - один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного возраста, родителей, педагогов школы; основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному их развитию. На сегодняшний день психологическое сопровождение — это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам.

В должности школьного педагога-психолога в МОУ средней общеобразовательной школе № 2 г. Ворсма я работаю с 2004 года. Одной из основных особенностей нашей школы является, то, что в ней нет начального звена обучения. Ребята приходят к нам учиться сразу в 5-ый класс из другой школы. Вследствие этого, «малыши», как мы называем пятиклассников, испытывают серьезный психологический стресс связанный не только с переходом к обучению в среднем звене, но и со сменой школы. Именно этот факт и определил основную тему моего самообразования: «Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптация при переходе в среднее звено обучения».

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости, рост проблем в учебе, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем, особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода (работы Б.Д.Эльконина, Л.С.Выготского, И.Ю.Кулагина, М.И.Лисина и др.).

В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Для наиболее эффективного решения этих проблем необходимо взаимодействие педагогов и родителей. Успешность процесса адаптации во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной и средней школы.

Целью моей работы в данном направлении является предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5-х классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено, гармоничное развитие личности, через сведение к минимуму стрессовых ситуаций, связанных со школой и обучением.

Основные задачи:

· Обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.

· Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.

· Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.

· Повышать уровень профессиональной компетенции учителей и педагогической компетенции родителей.

ГЛАВА 1.

Процесс адаптации учащихся 5-х классов к переходу

В среднее звено.

Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной перегрузкой, которые, зачастую, проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации. Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. Г. А. Цукерман называет этот период «ничьей землей» в возрастной психологии.

Краткая характеристика предподросткового возрастного периода (10-11лет):

1. Школьники данного возраста уже способны к логическим рассуждениям.

2. К этому времени у школьника должны сформироваться такие новообразования как рефлексия, произвольность, саморегуляция.

3. Идет период кризиса самооценки (растет число негативных самооценок).

4. Мотивационный кризис: смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика (недовольство собой, критичность в оценке своей учебы, снижение интереса к учебе).

5. Как правило, физическое здоровье у детей данного возраста хорошее (спят хорошо 9-10ч, легко засыпают и просыпаются).

6. Продолжается формирование ССС и костно-мышечной систем. Движения становятся более скоординированными.

7. Увеличивается скорость образования условных рефлексов. Они становятся более устойчивыми (возрастает устойчивость внимания).

8. В данный период кризис самооценки зачастую негативно отражается на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (часты конфликты, агрессивность).

9. Дружба воспринимается не как источник взаимных удовольствий, а как длительное взаимодействие.

10. Основная причина конфликтов в данный период – различия в личностных характеристиках.

Адаптация – это явление социальное. Итак, адаптация представляет собой сообразную или сообразуемую с особенностями объекта и среды его обитания систему признаков, способную реализовать его (объекта) цели в этой среде, созданную и создаваемую в ответ на действительные и возможные действия факторов. Второй вариант определения - это приноравление системы признаков объектом-системой к особенностям среды его обитания для реализации им его целей в этой среде. Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; результат этого процесса.

Социальная адаптация вызывает противоречивые мнения у разных авторов. Например, Э. Эриксон, А. Б. Орлов говорят об опасности ассимиляции личности, потере идентичности в предельных случаях. Но это может выступать одним из возможных вариантов, исходов социальной адаптации. Основываясь на определении адаптации, можно сделать вывод, что целью адаптации, как процесса, является самореализация объекта-системы через систему определенных признаков, то есть позиция объекта-системы активна. Следовательно, способность объекта адаптироваться говорит о сохранении его идентичности, поскольку реализуется его цель. При широкой трактовке (Ж. Пиаже, Г. Балл) адаптация понимается как единство противоположно направленных процессов аккомодации и ассимиляции. Г.А. Балл отмечает, что адаптация рассматривается в узком смысле, тогда возможно использование выражения "адаптация к среде", но когда адаптация характеризуется в широком смысле, следует применять термин "адаптация в среде".
Рассматривая социальную адаптацию школьника как процесс, с одной стороны, активного освоения личностью внешней среды (условия обучения в основной школе) с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям, таким образом, обогащается субъектный опыт личности, происходит ее дальнейшее развитие. А с другой стороны, это процесс приноравливания образовательной среды школы к субъекту адаптации через создание системы адаптивных ситуаций, в то же время, школа как носитель богатейшего социального опыта, который следует передать индивиду, делает все возможное, чтобы индивид принял и усвоил его.
Социальная и психическая адаптации тесно взаимосвязаны. Определяя психическую адаптацию как процесс установления соответствия психических свойств, состояний и процессов личности при ее деятельности и окружающей среды. Кроме того, А. В. Морозов подчеркивает, что данный процесс «позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды». Учебная адаптация, предполагает приспособление ученика к форме и содержанию обучения. Адаптация учащихся в основной школе является одним из видов учебной адаптации.

Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу понимается процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, а с другой стороны, условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом взаимодействия считается обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я - образа. Гибкость среды школы проявляется в ее способности быстрого реагирования на образовательные потребности ученика через построение индивидуальной траектории его обучения, воспитания, развития и сохранения здоровья.

В Я - образ школьника включаются все познавательные, эмоциональные, волевые функции ученика и одновременно его субъектное видение образа мира, самого себя и его самопонимание. Понятие «Я» используется во всех науках о человеке, в философском плане оно рассматривается как «духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся к миру и себе самой». Человек воспринимает и осознает себя целостно, во всех своих проявлениях (У. Джемс, Р. Берне, В. Сатир, Н. М. Гаджиева, Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская):

- Физическое «Я» - тело, внешность, физическое состояние.
- Волевое «Я» -цели, целеполагание.
- Эмоциональное «Я» - чувства, переживания, настроения.
- Интеллектуальное «Я» - мир мыслей.
- Практически - действенное «Я» - конкретные действия, поступки.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. Такие отклонения называют адаптационным синдромом – совокупность адаптационных реакций организма защитного характера в ответ на сильные и длительные неблагоприятные воздействия (стрессоры). В результате их воздействия у ребенка может возникнуть стресс. Стресс – функциональное состояние, возникающее под влияние стрессоров.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания). Проблема адаптации рассматривалась в трудах многих авторов. А. П. Сорокин, С. И. Степанова, Г. В. Стрельников, А. Н. Вазин выделили стадии адаптационного процесса:

Стадия тревоги – (от нескольких часов до 2 дней) идет мобилизация защитных сил организма.

Стадия сопротивляемости – повышение устойчивости организма к различным воздействиям.

Стабилизация состояния или истощение организма.

Проблема адаптации учеников, а может быть и родителей, и учителей, актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости, рост проблем в учебе, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем, особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.

Основные задачи работы психолога на этапе перехода обучающихся из начального в среднее звено школы:

· формирование психолого-педагогической готовности школьников к успешной адаптации и дальнейшему развитию в средней школе;

· создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации (помощь классному руководителю в формировании классного коллектива и установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, совместно с педагогами выработка единой системы последовательных требований к учащимся);

· адаптация учебных программ, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным и возрастным особенностям пятиклассников.

Данные задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности психолога, педагогов, администрации школы и родителей. Поэтому еще одна задача психологической службы школы – наладить такое сотрудничество.

Для нахождения возможных средств решения проблемы "переходного периода" необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника – будущего пятиклассника обеспечат успешную адаптацию в среднем звене.

Для грамотного планирования профилактической работы психологу необходимо опираться на сильные стороны ученика, представляемые в таких основных психологических новообразованиях, как:

· произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование;

· осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии.

Центральное и важнейшее новообразование – это так называемое "чувство взрослости" школьника как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляется это новообразование в новой личностной позиции:

· в учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной учебной деятельности. Для этого необходимо понять смысл учения для себя, научиться осуществлять волевые учебные усилия, регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Собственно познавательный учебный мотив становится ведущим;

· по отношению к школе и педагогам. Новое отношение к школе – это, прежде всего, ответственная осознанная позиция субъекта внутришкольных отношений. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений к отношениям межличностным;

· по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

Формированию этих позиций учащихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости и специально организованных тренингах.

В целом готовность ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника (см.приложение, таблица).

При изменяющихся условиях обучения предъявляются более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, степени освоения ими определенных учебных знаний и действий, уровню развития произвольности, саморегуляции и т. п. Однако этот уровень развития учащихся далеко не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны ("не огорчались и не переживали", "радовались", "чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала"), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, "разочарование" в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания – с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово. Проблема заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно ­- два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Второй возможной причиной сложностей, возникающих у школьников
в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься. Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.

Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.

В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе и течение психических процессов. В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в средней школе:

· в интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы;

· у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;

· не развита познавательная потребность как потребность в приобретении новых знаний;

· многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности: умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;

· у значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформированы умение планировать свою деятельность и мотивация учения

Специалист не добьется успеха, если будет работать автономно. Лучше, если он окажется в команде, прилагающей те или иные усилия по решению проблемы, в составе творческих групп по сопровождению адаптации, по работе с детьми группы риска и т. п. На основе плана работы группы психолог конкретизирует свой индивидуальный план.

Психологическая помощь учащимся на этапе перехода из начального звена в среднее осуществляется на двух основных этапах.

Первый – работа с учащимися 4-х классов. Цель: выявление и профилактика вероятных факторов дезадаптации в среднем звене.

Второй – сопровождение учащихся 5-х классов. Цель: психологическое обеспечение успешности адаптации к среднему звену.

Основные направления работы психолога по сопровождению готовности и адаптации детей к новой школьной жизни представим следующим образом.

Доадаптационный период – 4-й класс:

· просвещение родителей по проблеме готовности обучения в среднем звене. Проведение родительских собраний, разработка памяток;

· диагностика готовности к обучению на следующей ступени;

· групповое консультирование педагогов и родителей по итогам диагностики;

· коррекционно-развивающая работа по проблеме готовности;

· участие в психолого­медико-педагогическом консилиуме (далее – ПМПК) по проблеме готовности к обучению в среднем звене.

Адаптационный период– 5-й класс:

· участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;

· диагностика адаптации к обучению в среднем звене;

· групповые консультации родителей и педагогов;

· совместное проведение с педагогами адаптационных классных часов для пятиклассников;

· участие психолога в проектировании учебных и воспитательных занятий;

· консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;

· участие в ПМПК по проблеме адаптации к обучению в среднем звене;

· реализация программ сопровождения адаптации;

· консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;

· оценка эффективности адаптации.

Оценка эффективности сопровождения носит системный характер и осуществляется на разных уровнях:

· индивидуальном (определяется динамика индивидуального развития);

· групповом (на уровне класса, параллели).

ГЛАВА 2.

Работа педагога-психолога по проблеме адаптации пятиклассников в условиях средней школы.

Для успешности адаптации пятиклассников в новых условиях необходима преемственность, как система, связывающая две различные ступени обучения (начальную и основную школы). Это один из способов решения проблем адаптации. Он помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечить сохранение имеющихся традиций. Данную преемственность осуществляют учителя, классные руководители, родители, школьный психолог. От согласованности наших действий во многом зависит успешность процесса адаптации. Несоблюдение этих правил часто становиться причиной дезадаптации, а, следовательно, ухудшения здоровья ученика.

Для того чтобы не допустить это учитель, родители и школьный психолог должны стать партнерами и находиться в постоянном сотрудничестве, направленном на достижение общей цели – совместной помощи учащимся, вместе искать пути решения проблем ребенка.

Учитывая такую особенность нашей школы мы стараемся подготовить ребят к переходу в новую школу заранее: в течение учебного года проводим экскурсии для учеников 4 классов МОУ начальная школа г.Ворсма; стараемся принять максимальное количество будущих пятиклассников в летний школьный лагерь «Радужный», что позволяет уже в этот летний период запустить адаптационный процесс, позволяет ребятам познакомиться с новой школой «в неформальной» обстановке и уже 1 сентября придти сюда с добрыми воспоминаниями и впечатлениями. Уже здесь в школьном лагере я, как психолог, уделяю большое внимание начинающемуся процессу адаптации будущих пятиклассников к своей новой школе через проведение психологических игр, тестов, анкетирование, тренингов. В лагере мною проводится входная диагностика с использованием таких методик как «Самый, самый, самый» (определение уровня детской самооценки), анкетирование «Моя самооценка» и рисуночный тест «Какой я?». В течение всей смены ведется промежуточная диагностика психологического самочувствия ребят. Дети заполняют «Гусеницу настроения», где каждый сегмент гусеницы символизирует день смены, а цвет, в который он будет закрашен – настроение ребенка.

1 красный – радость,

2 белый – безразличие,

3 зеленый – спокойствие,

4 серый – скуку.

 
 

 

 


Кроме этого каждый ребенок ведет учет своей активности в виде лепестков, которые он подклеивает к цветку, если принял участие в каком-либо деле или мероприятии (методика «Цветок активности»). Это дает возможность проследить степень вовлеченности ребят в коллективные дела, предупредить появление «изгоев». Кроме этого летом 2009 года к этим методикам была добавлена еще одна «Паровозик активности» Каждый отряд ведет учет своей активности в виде вагончиков поезда, которые подклеиваются к отрядному паровозику, если отряд принял участие в каком-либо деле или мероприятии (название мероприятия написано на вагончике). Самые активные отряды на итоговой линейке смены получают сладкие призы.

  Игра «Робинзоны»
Конкурс загадок
Конкурс «Сказка на новый лад»
Спартакиада

 

В зависимости от направленности проведенных мероприятий вагончики имеют свой цвет:

· спортивная направленность – оранжевый цвет;

· экология – зеленый цвет;

· патриотическая направленность – красный цвет;

· интеллектуальная направленность – фиолетовый цвет;

· творческая направленность – голубой цвет.

Данная методика позволяет ребятам быстрее вливаться в детский коллектив, душой переживать за общее дело, тем самым, оценивая свой вклад в него. Все это делает ребят дружнее.

В завершающий день я провожу выходную, итоговую диагностику методикой «Чудо-дерево». Ребята украшают Чудо-дерево цветными кружочками, на которых пишут пожелания лагерю, вожатым, друзьям, школе. Внизу у подножия дерева ребята ставят свои подписи.

В начале учебного года все первые классные часы традиционно проводятся совместно с психологом школы и проходят в игровых формах с элементами тренинга. На них я использую игры на сближение, знакомство. Для большего эмоционального контакта, создания благоприятной и доброжелательной атмосферы в классе, и психолог и классный руководитель на равных с детьми участвуем в подобных занятиях. («Снежный ком», «Ассоциация», «Портрет нашего класса», «Я увлекаюсь…», «Правила нашего класса» и др.). Часто на такие классные часы я приношу «Чудо-дерево», «выращенное» ребятами летом. Глядя на него, дети вспоминают веселое летнее время школьных каникул, окрашенное яркими и добрыми воспоминаниями, что уже само по себе сглаживает напряжение, которое присутствует у ребят в первые дни обучения в новой школе.

Для успешности адаптации пятиклассников в новых условиях необходима преемственность, как система, связывающая две различные ступени обучения (начальную и основную школы). Это один из способов решения проблем адаптации. Он помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечить сохранение имеющихся традиций. Данную преемственность осуществляют учителя, классные руководители, родители. От согласованности их действий во многом зависит успешность процесса адаптации. Несоблюдение этих правил часто становиться причиной дезадаптации, а, следовательно, ухудшения здоровья ученика.

Для того чтобы не допустить это учитель, родители и школьный психолог должны стать партнерами и находиться в постоянном сотрудничестве, направленном на достижение общей цели – совместной помощи учащимся, вместе искать пути решения проблем ребенка.

Для этого на первом этапе учителя начальных классов передают будущему классному руководителю следующие сведения о классе:

1. ученики, обучающиеся на 4и5;

2. хорошо обучающиеся ученики;

3. ученики с одной 3;

4. школьники со средними оценками, но с большим потенциалом;

5. школьники из социально-уязвимых семей (в разводе, матери-одиночки, многодетные, социально-опасные)

6. ученики со слабым здоровьем;

7. ученики, перенесшие сильный стресс (аварии, смерть близкого родственника);

8. ученики с элементами социальной и педагогической запущенности;

9. школьники с проблемами в обучении;

10. ученики с проблемами в поведении.

Вся эта информация помогает мне составить карту класса, исходя их которой, можно судить о том, как будет проходить адаптация ребят к новой школе.

Каждый педагог должен знать причины дезадаптации, чтобы вовремя их заметить, и предвидеть возможные ее проявления. Для этого мной проводятся мини-лекции для педагогов, которым предстоит работать в пятых классах. Учителям раздаются памятки по работе с пятиклассниками, «Как переориентировать негативное поведение учащихся в позитивное». Часто подобные лекции проходят в форме дискуссий, где обсуждаются наиболее актуальные вопросы, связанные с адаптацией пятиклассников. Педагоги получают информацию о возможных причинах дезадаптации:

  1. Пробелы в знаниях, несформированность ЗУН, соответствующих возрасту. Отсутствие коммуникативных навыков.
  2. Недоразвитие психической сферы: отсутствие адекватной мотивации, низкая самооценка, слабая рефлексия, саморегуляция, теоретическое мышление.
  3. Профессиональная некомпетентность педагогов (недостаточное понимание трудностей адаптационного периода).
  4. Эмоциональное неблагополучие.
  5. Отсутствие преемственности в работе педагогов начального и среднего звена школы.
  6. Плохое здоровье.

Для того, чтобы процесс адаптации пятиклассников в условиях средней школы прошел успешно, проводятся педсоветы по преемственности с учителями начальной школы. На таких встречах учителя начальной школы передают наиболее важные сведения учителям-предметникам, классным руководителям, принявшим их детей. Проходит обсуждение возникших к тому времени вопросов, уточнение каких-либо данных. К такому педсовету я провожу блиц-опрос 5-ков по методики Лири, котрая включает в себя три анкеты: «Чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе», «5 черт учителя, которые тебе наиболее симпатичны», «Я изучаю предметы. Как?». Целью данного тестирования является изучение наличия дезадаптации учащихся пятых классов в условиях средней школы. Данная методика позволяет исследовать три основные направления процесса адаптации: эмоциональная адаптация в школе, отношение к учебным предметам и отношения с учителями. Кроме этого ведется наблюдение за ребятами, вновь пришедшими в нашу школу, беседы с ними, с учителями-предметниками, преподающими в данных классах. На педагогическом совете по преемственности я знакомлю педагогов с полученными данными, даю рекомендации по работе в том или другом классе, провожу подготовку учителей к встрече учеников из начальной школы, особенное, если педагог в предыдущий учебный год работал с ребятами старших классов, раздаю памятки для классных руководителей, учителей-предметников (см.приложения).

Диагностика процесса адаптации пятиклассников проводится ежегодно в конце сентября – первого учебного месяца в новой школе. За этот месяц в норме ребята уже должны освоиться в новых условиях, привыкнуть к учителям, к разнообразию новых предметов, кабинетной системе обучения. Но из года в год результаты тестирования абсолютно разные. Каждый класс неповторим. Одни ребята ждут от новых учителей строгости и прочных знаний, другие дружеских отношений с преподавателями и лояльных требований к знанию предмета. Мальчишки хотят, чтобы не было домашних заданий, а девочки просят индивидуальных заданий с учетом их способностей и интересов. Все это я доношу до педагогов на педагогических советах. Помимо этого мои выступления на педсоветах расширяют психологические знания педагогов, они узнают что-то новое о детской психологии, о приемах работы с детьми различного возраста. Здесь же педагоги получают знания и себе, своих возрастных особенностях, психологических аспектах работы учителя, отслеживают уровень профессионального выгорания на рабочем месте в форме игр, тренингов или лекций. Все это помогает сделать отношения учителя и ученика более гармоничными.

Для того, чтобы родители не оставались в стороне от проблем своего ребенка, первое родительское собрание традиционно посвящено вопросу адаптации новоиспеченных пятиклассников к условиям обучения в среднем звене. Согласно графику я посещаю каждый класс, провожу лекторий, отвечаю на вопросы родителей, знакомлю их с результатами диагностики, раздаю памятки с полезными советами, знакомлю с возрастными психологическими особенностями ребят пятых классов, по мере необходимости приглашаю на индивидуальные или семейные консультации, тренинговые занятия. Кроме этого, выступая на классных и общешкольных родительских собраниях, с темами наиболее актуальными в современной жизни: «Теплый климат в семье – залог психического здоровья ребенка», «Адаптация пятиклассников в новой школе» и т.д., я стараюсь расширить кругозор родителей о понимании психологии своих детей (см.приложения)

Переход из начальной школы в среднюю, связан у пятиклассника с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакт со старшеклассниками.

Целостный «Я-образ» ученика дополняется множеством новых составляющих (то на уроке математики, то на русском языке). Взгляды на успехи и поведение учеников разные, у каждого учителя, иногда противопо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...