Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие малого и среднего бизнеса в Германии: уроки для Казахстана.




Что предпринимает немецкое правительство? Как весьма успешную, обеспечивающую важную основу для сильной, конкурентоспособной на мировом рынке экономики, оценивают международные эксперты политику Германии в отношении малых и средних предприятий. Целью политики Германии является создание и поддержка как можно большего числа производительных, динамично развивающихся малых и средних хозяйственных структур.
В Германии наряду с 5800 крупными предприятиями существуют более 3,3 млн малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Они составляют более 99 % предприятий-налогоплательщиков, обеспечивают почти 70 % всех рабочих мест, обучают около 80 % молодых специалистов, обеспечивают почти 45 % поступлений налога с оборота, осуществляют 30 % немецкого экспорта.
Главными целями надгосударственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса являются: укрепление единого внутреннего рынка, интернационализация предпринимательской деятельности на уровне предприятий, устранение административных барьеров и создание единого экономического пространства в ЕС путем унификации законодательной базы по малому бизнесу.
Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью предоставление лучших условий для бизнес-деятельности, увеличения конкурентоспособности и роста. При этом заметен уход от «тяжелой» поддержки в форме займов и дотаций и переход к «мягкой» поддержке в форме консультационных услуг.
Таким образом, в ЕС проводится активное регулирование малого и среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской интеграции.
Что имеется в Казахстане? Как развивается малый и средний бизнес в Казахстане? Его недостатки.
Анализируя нынешнее состояние малого и среднего бизнеса в РК, можно выделить целый ряд негативных факторов. Сами предприниматели, особенно при условии анонимности, традиционно говорят о повсеместной коррупции, о почти непреодолимых бюрократических барьерах, о по-прежнему высоких налогах на МСБ. Так, около 6 тыс. малых предприятий моей Карагандинской области выплачивают почти 20% налогов с юридических лиц. Это при том, что многие экономисты считают, что размеры бюджетного профицита Казахстана вполне позволяют вообще освободить от налогов таких предпринимателей на период их становления.
Однако правительство РК пока не обещает налоговых каникул, мотивируя это тем, что МСБ и так развивается своим чередом. Показателен недавний отрицательный ответ Министерства экономического развития и торговли РК, которое по поручению президента Назарбаева рассмотрело обращение инициативной группы парламентариев РК и руководителей Общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен». В обращении, адресованном главе государства, содержалось предложение ввести в стране налоговые каникулы для предприятий МСБ, причем только производственного сектора, сроком на шесть лет. Свой отказ Министерство мотивировало тем, что «предоставление предлагаемых налоговых каникул для предприятий малого и среднего бизнеса негативно повлияет на повышение конкурентоспособности предприятий, тем более перед вступлением вВТО». В общем, Всемирная торговая организация оказалась виноватой…
Одной из наиболее сложных проблем, не зависящей от «человеческого» или точнее «чиновнического» фактора, является отсутствие у большей части МСБ достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки же в силу низкой залоговой способности мелкого предпринимательства переносят стоимость риска на кредиты путем щедрого увеличения процентной ставки по займам.
Еще одной проблемой, не нашедшей до сих пор своего решения, является сосредоточенность малого бизнеса в торговле, причем в немалой степени в теневой ее разновидности. Масштабы мелко-теневого бизнеса можно себе представить, если проанализировать следующие цифры. По официальной статистике, то есть на основе регистраций, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 10,4%. Если же считать вместе с так называемым самозанятым населением, иначе говоря, «теневиками», эта цифра достигает реальных 35%.
Власти предпочли бы рост МСБ в производстве, особенно в инновационной сфере. Именно в этой области государство готово оказать предпринимателям действенную поддержку, а на торгово-закупочную и посредническую деятельность такая помощь в настоящее время не распространяется. Определенные надежды у мелких предпринимателей вызывает позиция Министерства индустрии и торговли, руководители которого неоднократно заявляли, что их ведомство осознает крупные проблемы малого бизнеса.
Чиновники говорят о возможном в близкой перспективе бюджетном финансировании субъектов МСБ в период их становления, об упорядочивании процесса их проверок многочисленными госслужбами и инспекциями. Между тем сами «малые» бизнесмены предлагают оставить всего два типа проверок: камеральный контроль, осуществляемый налоговиками на основе изучения представленной налогоплательщиком отчетности, и раз в год инспекционную проверку. При этом предприниматели предлагают убрать плановую, внеплановую, встречную, рейдовую и тематическую проверки налоговой службы.

 

Заключение.
В последние годы Германия либерализировала свои экономические законы. Правительство поставило перед собой задачу сделать ФРГ зоной свободного экономического развития и самой привлекательной страной Европы для ведения предпринимательской деятельности. Актуальный лозунг: как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, сколько это нужно. Как следствие:
• Принятые антимонопольное законодательство и закон о свободе конкуренции за последние два года сделали немецкий рынок более привлекательным как для отечественных предприятий, так и для зарубежных инвесторов.
• Результатом спада экономического развития страны в связи с объединением Европы стало снижение цен на все виды недвижимости (2004 г. был низшей ценовой точкой), что дает возможность сегодня приобрести недвижимость ниже реальной оценочной стоимости; по той же причине возможно получение долгосрочных кредитов под низкие процентные ставки и т. п.
• В Германии для улучшения экономической ситуации запланировано существенное снижение промыслового налога для мелкого и среднего бизнеса и корпоративного налога для капитальных обществ.
Современная Германия становится страной многонациональной (только русскоязычная диаспора в стране насчитывает 3 млн 250 тыс. человек). Германия — страна стабильности и порядка. Это не основные, но существенные черты государственной политики, которые делают ее привлекательной для жизни и ведения предпринимательской деятельности. Стабильная экономика, стабильная, безрисковая для вкладчиков банковская система, социальная безопасность, вековая история неизменяемых законов предпринимательства. Таким образом, Германия рекомендована для тех, кто хочет вести бизнес в безопасных условиях или инвестировать деньги без риска их потерять из-за смены государственной политики.

 

Список использованной литературы

 

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2002

2.Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи М.: Финансы и статистика, 2003

3.Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2009.

4.Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. М., Финансы,

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...