Профессиональная историография и другие типы историографии.
МЕГИЛА Аллан Некоторые соображения о проблеме истинностной оценки Репрезентации прошлого
117 Размышляя о проблеме оценки историографической истинности репрезентаций прошлого, нужно понимать, что в разных контекстах прошлое репрезентировано разными способами и с разными целями. При этом профессиональная историография, т.е. историография, пополняющая историческую дисциплину новыми знаниями, составляет только небольшую часть общих репрезентаций прошлого. Кроме нее существуют социальная память, эстетические репрезентации (например, кинофильмы) и популярная историография (история, написанная для широкой публики, а не только для академического сообщества историков). Нельзя забывать и об индивидуальной памяти, которая в большой степени зависит от памяти социальной. 1 1 См классические труды Мориса Хальбвакеа на эту тему: Maurice Halbwachs On Collective Memory, ed. and trans. Lewis A. Coser. Chicago: University of Chicago Press, 1992. 117 Я указал только четыре (или несколько больше) различных объекта, сходных и даже часто пересекающихся друг с другом - два жанра историописания, художественные или развлекательные работы и два вида «памяти». Во всех этих случаях речь идет о производстве исторической репрезентации. 117 А так как репрезентации объективированы и, следовательно, доступны нашему исследованию, то они укладываются в большую концептуальную рубрику культурных продуктов в целом.
118 Профессиональная историография 118 Вопрос о том, как мы должны относиться к этим различным типам репрезентации, совсем не прост. Проста или, по крайней мере, должна быть проста только одна вещь: проверенные временем методы, которые минимизируют возможность делать ошибочные заключения о прошлом и увеличивают вероятность заключений, которые могут быть «истинны»1.
1 Мы должны быть очень осторожны, рассуждая об «исторической истине». В отличие от естественных дисциплин, заявления об истине в исторической дисциплине не поддаются проверке и как результат содержат в себе спекулятивные утверждения. Лучше всего говорить об исторической истине как о том, что не противоречит свидетельству. Утверждения историка должны быть в некоторой степени интерсубъективными, он должен предлагать историографическую истину, которая может или не может корреспондировать с идеальной исторической истиной. 118 Но в профессиональной историографии истина далеко не единственный критерий, которым мы квалифицируем качество исследования. Точнее говоря - это важный критерий, это конститутивный критерий, так как своим требованием истинности (и это отсылает назад, чуть ли не к Цицерону) он отделяет историю от других форм литературы2. 2Cicero, Marcus Tullius De Oratore. Translated by E. W. Sutton. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1959. 2.62-63. (русск. Марк Туллий Цицерон «Три трактата о ораторском искусстве». М., 1972). 118 Однако существуют и другие критерии, которые применимы к оценке исторических работ. Например, методологическая оригинальность (даже в случае некорректного применения метода), оригинальность в самой сущности подхода к истории, создающая возможность возникновения инсайтов в процессе познания мира. 3 3 Например, Карло Гинзбург в известной работе «Сыр и черви» Ginzburg, Carlo The Cheese and the Worms: The Cosmos of a Sixteenth-Century Miller. Translated by John and Anne Tedeschi. New York: Penguin, 119 1982 (рус. пер. Карло Гинзбург. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI веке / пер. с ит. М.Л. Андреева, М.Н. Архангельской. М., 2000) был первым, кто использовал ранее не востребованные источники и новый метод микроисторического исследования; Мишель Фуко в его работе «Надзирать и наказывать» (1975) помог открыть новую область предмета истории; Ханна Арендт в книге «Эйхман в Иерусалиме: отчет о банальности зла» (Arendt, Hannah. Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil, rev. and enl. ed. Publication info: New York, NY: Penguin Books, 1977 (orig. ed., 1964), вызвавшей многочисленные споры о природе и смысле Холокоста, ввела понятие банальности зла. Все эти, без сомнения, важные работы видоизменяли историографическую репрезентацию, хотя утверждения о прошлом, содержащиеся в них, часто расценивались как необоснованные.
118 Получается, что эпистемологический критерий не-119-посредственно сосуществует с другими критериями, с помощью которых оценивают качество некоего исторического исследования прошлого. 119 Тем не менее в ряде областей современной исторической дисциплины важность исторической эпистемологии до недавнего прошлого недооценивалась.1 1 См.: Мегилл А. Историческая эпистемология. М., Канон+, 2009. 119 Внутри доминирующей сегодня парадигмы - культурной истории - немало историков время от времени хотели бы возвысить соображения социальной и политической утилитарности над эпистемологией, не замечая очевидных недостатков тех исторических работ, которые, как им кажется, политически одобряют «правильную позицию» (какая бы эта позиция ни была). 119 Анти-эпистемологическая тенденция, которая в одних областях исторической дисциплины сильнее, в других слабее, находит поддержку и в некоторых теориях конца XX века. 119 Например, Фуко в работе «Надзирать и наказывать» подчеркнул необходимость писать историю как «историю настоящего» и настаивал на том, что фикции истории, созданные на основе политической реальности, делают историю истинной, хотя фик-120-ции политики пока еще не существуют на основе исторической истины1. 1 Michel Foucault. Discipline and Punish: Birth of the Prison, trans. Alan Sheridan New York: Pantheon Books, 1977. P. 31, and Foucault, «The History of Sexuality» [1977 interview with Lucette Finas], // Foucault, Power/Knowledge: Selected Interviews and Other Writings, 1972-1977, ed. Colin Gordon, trans. Colin Gordon et al. New York: Pantheon Books, 1980, P. 173. (рус. пер. Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет; пер. с франц. - М: Касталь, 1996). 120 Конечно, я не хочу писать картину историографии одними черными красками. На самом деле, недостатки тех исторических работ, которые слишком свободно и непринужденно играют со свидетельствами и доказательствами, становятся заметны только в самом конце исследования, когда историки, руководствуясь своим интересом к выбранному предмету, начинают критически пересматривать использованную базу данных и аргументы, связывающие эти данные с теми утверждениями, которые они сформулировали2.
2 Например, прием, оказанный работе Майкла Беллееайлса «Вооружающаяся Америка: истоки национальной оружейной культуры» (Michael A. Bellesiles Arming America: The Origins of a National Gun Culture. New York, 2000). Работа Беллееайлса получила множество премии, и ему была предоставлена стажировка в престижном университете Эмори. Он получил эти отличия в большой мере потому, что первые, считавшиеся экспертами, читатели его работы пришли в бешеный восторг от его утверждения о том, что частная собственность на оружие в Соединенных Штатах до Гражданской войны была редкостью - утверждение, которое могло рассматриваться как поддержка кампании за контролем над оружием. Возможно, что из-за своей страстной политической солидарности с Беллесайлсом эти читатели не сумели заметить то, что должно было быть для них очевидно: свидетельства, приводимые Беллесайлсом, не подтверждают его утверждений. Зачем заботиться о свидетельстве, когда обслуживается хороший политический заказ? Но, в конечном счете, неудобная правда вышла на свет. Стажировка Беллееайлса в Эмори была отменена, как и Bancroft Prize, присужденный университетом Колумбии, который был предоставлен ему как написавшему лучшую работу по американской истории, из опубликованных в 2000 г. 120 Даже работа Фуко «Надзирать и наказывать», ко-121-торая вдохновила многих историков на новые исследования, совсем не рассматривается ими как пример буквальной истины. 121 Я не хочу сказать, что в предыдущие времена профессиональная историография демонстрировала высокий уровень эпистемологической ответственности и что новейшая, под влиянием парадигмы культурной истории, сдала позиции. В действительности, историческая дисциплина с самого начала ее существования всегда была тесно связана с конкретным государством, нацией, этносом, религиозными интересами и предпочтениями. Имплицитно, а часто и самым очевидным образом, большая часть «профессиональной» истории обслуживала государство. Однако этот факт не означает, что эпистемологические критерии не должны приниматься в расчет. Безусловно, изначально неопределенный статус истории как дисциплины дает ей возможность абсолютно непринужденно как придавать значение эпистемологическим критериям исторической работы, так и не отступать от имманентной вписанности историографии в национальные, этнические, религиозные, политические, государственные и иные обязательства. С самого начала существования истории как академической дисциплины идет война между обязанностью историков следовать ряду процедур дисциплинарной объективности и тем, что мы называем «обязательством обязательств»1.
1 Об американской истории см.: Novick Peter. That Noble Dream: The Objectivity Question and the American Historical Profession. Chicago: University of Chicago Press, 1988. Новик не является философствующим историком, тем не менее ему удалось показать читателям внутреннюю борьбу между объективностью и обязательствами среди американских историков, начиная от конца XIX века до начала 1980-х гг. 121 Историки (с их конкретными мотивами, статусом, лояльностью к власти и пр.) вынуждены брать на себя это «обязательство», так как от него нередко зависит сама возможность выполнить и завершить начатое исследование, ну и, кроме того, историкам всегда нужна их аудитория. 122 Даже если бы это было не так, сами по себе объекты исторического исследования являются продуктами обязательств, взятых на себя людьми по отношению к определенному сообществу. Бенедикт Андерсон подчеркнул, что все человеческие сообщества на уровне малых, «лицом-к-лицу» групп, только «воображаемы» в своем существовании, потому что люди не могут увидеть эти сообщества (как мы видим «Россию», «Францию», «США»).1 1 См. Benedict Anderson. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism, revised ed. London: Verso, 1991; orig. edn. 1983 (рус. пер. Бенедикт Андерсон. Воображаемые сообщества. М, 2001). 122 Если мы мыслим исторически, то даже небольшая деревня не может быть «видима», т.к. прошлое скрыто от нас. Поэтому, деревня, и даже семья, рассматривается в контексте времени, как воображаемые сообщества и их имажинативность требует обязательств в первую очередь по отношению к этой конструкции, а не к той или каким-то другим. Иными словами, исторический объект подчинен эпистемологии. При этом ее значение возрастает в контексте историографических исследований.
122 До-эпистемологический статус многих наиболее важных историографических объектов означает, что историки не имеют права говорить об одной истине истории. История может совершенно законно конструироваться разными способами2. 2 В этом смысле я отсылаю к книге С. Behan McCullagh. The Truth of History London: Routledge, 1998. Исследуя неопозитивистскую концепцию истории, Маккуллах недооценивает спекулятивные паттерны исторического знания. Существует много разных видов утверждения об истине, которые можно рассматривать в нравственном контексте (например, начало Первой мировой войны). 122 Это не означает, однако, что любая конструкция прошлого обоснована. 122 Неизбежное «обязательство обязательств» историков не отменяет базовые эпистемологические правила историописания, а именно - не заставляет формулировать утверждения, вступающие в противоречие со свидетельством, и не вынуждает 123 представлять как можно более правдоподобными те свидетельства, которые эти утверждения поддерживают.1 1 Безусловно, в некоторых контекстах историкам просто невозможно предложить доказательство того, каким образом свидетельство подтверждает их утверждения о прошлом. Например, в учебниках по истории просто нет места для отсылки к свидетельствам. Но даже здесь историкам надо иметь хотя бы «чувство» свидетельства, которое подтверждает их выводы. А в популярной истории авторы вообще ограничены в приведении свидетельств, так как перегрузка текста подробностями просто отпугивает читателя. Профессиональная историография и другие типы историографии. 123 Эпистемологическая сторона профессиональной историографии четко отделяет работу профессионального историка от репрезентаций прошлого, представленных социальной памятью, художественными и развлекательными работами. Что касается популярной истории, то она не так резко отделена от профессиональной историографии. Популярные историки обычно не слишком тщательно осмысливают их репрезентации, как это делают (или должны делать) профессионалы, но они, конечно, тоже находятся под влиянием цицероновского требования по крайней мере стараться доказать, что они говорят правду. 123 В этих заметках я могу лишь весьма коротко коснуться проблемы отношений между профессиональной и другими типами историографии. 123 Поэтому я постараюсь обратить внимание только на самые важные аспекты этих отношений, а именно, на отношения между историей и социальной памятью. 123 Термин память, так, как он употребляется в контексте исследований «социальной памяти», относится к определенному множеству тесно пересекающихся, но и концептуально разнящихся феноменов. Здесь термин «память» имеет три основных значения. 123 Во-первых, «память» может от-124-носиться к памяти, которую индивиды получают в ходе приобретения опыта прошлого: в этом смысле мы реферируем к памяти как к памяти опыта. 124 В контексте социальной памяти весьма интересно то, каким образом память опыта проявляет себя коллективно. «Социальная» или «коллективная» память есть память групп о некоторых исторических событиях или ситуациях, в которых они участвовали. Например, группы людей, принимавших участие в обороне Ленинграда или в сражении при Арденнах, обладают коллективной памятью об этих событиях и о тех условиях, в которых они тогда жили. Те, кто услышал об убийстве Джона Кеннеди по радио и телевидению и потом обсуждал это со своими друзьями и коллегами; те, кто пережил коллапс ГДР и СССР, точно также имеют подобную память. 124 Во-вторых, термин «память» может означать то, что мы обычно называем «традицией». 124 Традиция есть термин, относящийся к набору верований и практик, который наследуется от прошлого и имеет большое значение именно в связи с этим наследованием. Наиболее ярким примером традиции является религия, но сам термин «традиция» применим к любому множеству практик, которые осуществляются на основе эталона, наследуемого от прошлого. Использование термина память для обозначения традиции является надежным средством превратить широкомасштабный социальный феномен в более «персональный» и близкий. 124 Наконец, третье явление, которое часто определяют как память, есть коммеморация. Здесь прослеживается очевидная попытка удержать и присоединить прошлую жизнь к памяти опыта, которая иначе просто исчезнет (например, память о Великой гражданской войне) или укрепить традицию, которая, как и все традиции, для того, чтобы жить, нуждается в постоянной поддержке (например, празднование Пасхи или Рождества). 124 По сути дела, здесь два вопроса: вопрос об общих отношениях между историей и «памятью» и вопрос о том, 125 как история и память соотносятся в контексте проблемы различного понимания истины и ценности. 125 В отношении первого вопроса нужно, безусловно, принять во внимание тот факт, что история требует своего объекта. Все истории есть истории о чем-то, такой вещи как история tout court просто не существует. 125 Но, как я уже заметил, исторический объект не находится здесь, перед нами, готовый для исследования. Объект истории воображаем. 125 Конечно, в некотором смысле каждая дисциплина воображает свое множество объектов: в этом отношении история не отличается от физики, химии или (аналитической) философии. Но от других дисциплин историю четко отделяет тот факт, что ее объекты есть также и объекты массового сознания. Философ может бесстрашно конструировать абсолютно теоретический объект, такой, например, как Мир Мозгов-в-Бочке или человека, воспринимающего реальность в форме, свойственной восприятию летучей мыши. 125 После того он осуществляет философскую рефлексию этого объекта.1 1 Например, Hilary Putnam. Brains in a Vat // Putnam, Reason, Truth, and History Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P. 1-21 (рус. пер. Патнем X. Разум, истина и история. М, 2002. С. 14-37, 283-294.), Thomas Nagel What is it Like to be a Bat? (7'. Нагель. «Что значит быть летучей мышью?») II Nagel Mortal. Questions Cambridge: Cambridge University Press, 1979. P. 165-180. 125 Конвенционально, историки не обладают такой привилегией: объекты, о которых они пишут, должны существовать не только в их сознании, но и в сознании многих других людей. Эти объекты должны (также конвенционально) существовать как в прошлом, так и в настоящем, и они могут быть таковыми только на основе «памяти», понимаемой во всех ее пересекающихся смыслах. 125 Другими словами, мы должны смотреть на «память» как на условие возможности делать историю. «Память» есть Другой истории, а также её Мать истории. 126 Но должна ли история любить свою мать? Часто думают, что ориентация историка на объект своего внимания должна быть чем-то фундаментально подкреплена. Безусловно, такой взгляд на историю обязан тому, что в любой стране профессиональная историография есть прежде всего историография национальная. Университетам нужны деньги. Часть этих денег поступает от платы студентов за обучение, большая же часть идет, главным образом, или от государства или от частных спонсоров, при этом и государство и богатые, влиятельные спонсоры заинтересованы в том, чтобы получить некие практические или квазипрактические результаты от тех исследований, которые они субсидируют. 126 Очень часто они надеются на то, что работы, выполняемые «их» историками, будут способствовать поддержанию и упрочению существующего социального порядка. Совсем не случайно, например, в моем университете, который основал Томас Джефферсон и который расположен в одном из наиболее популярных и политических значимых штатов Америки, всего в 110 милях от Вашингтона, огромное количество исследований сосредоточено на личности и идеях Джефферсона, на истории Юга (история рабства), Гражданской войне в США и на американской политике в целом. 126 Здесь история содействует укреплению «социальной памяти» американцев.1 1 Речь идет об Университете Вирджинии (UVa), г. Шарлоттесвилль (Charlottesville), штат Вирджиния. -Прим. пер. 126 Я не говорю, что социальная память плохая вещь. 126 Совсем наоборот, чувство «проживания» внутри группы, объединенной общей историей и судьбой, создает тихую гавань, в противном случае может возникнуть опасность страшных социальных конфликтов и даже гражданской войны. 126 Например, обучение детей истории своей страны, издание популярных книг по истории своей страны, проведение коммеморативных предприятий и выпуск историче-127-ски ориентированных художественных произведений и фильмов создают эффект, выгодный группе. 127В то же время, конечно, все эти репрезентации прошлого эпистемопогически сомнительны. 127 Социальная память с необходимостью конструирует такое прошлое, которое входит в соответствие с образом настоящего, где люди живут сейчас или хотели бы жить в будущем. Группы и индивиды любят создавать репрезентации прошлого, которые минимально искажали бы настоящее. 127 Традиция в наибольшей степени релевантна тому способу, которым люди хотят организовать свою жизнь в настоящем, при этом так, чтобы эта жизнь соответствовала тому, как «именно это было» в прошлом. 127 Коммеморация включает в себя эксплицитную попытку аппеляции к прошлому с тем, чтобы поддержать определенное множество верований, обязательств или действий в настоящем. Подобным же образом «учебники по истории» руководствуются задачей социализации детей в их стране и нации, а не эпистемологическими соображениями. Ни в одном из этих случаев не ставится цель систематического получения историографической истины. В этом смысле «память» резко отличается от профессиональной историографии.1 1 Некоторые из этих проблем обсуждены в книге А. Мегипл. Историческая эпистемология. М., 2009. См. также: Pierre Nora ed. Les Lieux de memoire 7 vols.; Paris,: Gallimard, 1984-92. Предисловие Нора к английскому изданию описывает тесную связь между «королевством памяти» и сегодняшней национальной идентичностью французов. Nora ed. Realms of Memory, trans. Arthur Goldhammer 3 vols.; New York, 1996, 1: xv-xxiv. См. также исследование памяти немецкими историками: Alon Conflno. Germany as a Culture of Remembrance: Promises and Limits of Writing History Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2006, особенно «Пролог: репрезентации историков». С. 1922 и раздел «Коллективная память и культурная история: проблемы метода». С. 170-187. 127 Значит ли это, что эпистемологически сомнительные для профессиональной историографии «другие» историографии должны быть отвергнуты? 127 Я полагаю, что это в ог-128-ромной мере вопрос контекста и этики. Внутри академического контекста, где работа выполняется в целях дальнейшего развития знания, историки обладают не только правом, но и обязанностью заниматься фундаментальным эпистемологическим исследованием всех репрезентаций прошлого. 128 Методологически несостоятельная историография так же не имеет иммунитета к критике, как и методологически несостоятельная работа по химии или биологии. Внутри академического контекста историкам платят не за поддержку существующего социального, культурного или политического порядка, но за любой результат, который они могут получить. В этом контексте историки могут просто сказать: fiat veritas, pereat mundus. 128 Но во вне-академическом контексте дело обстоит не так просто. 128 Например, можно ли запретить «учебник по истории» для 10-летних школьников только потому, что он не соответствует эпистемологическим критериям исторической дисциплины? Я думаю, ответ на этот вопрос будет: «нет, хотя», и что стандарт, на который должна равняться эпистемологическая критика, есть этический стандарт. Если кто-то полагает, что те репрезентации прошлого, которые предлагают другие, непрофессиональные, историографии скорее укрепляют, чем мешают существованию этически и политически адекватного общества, я не вижу причины, по которой нельзя было привести эти репрезентации к систематической эпистемологической критике. Если, с другой стороны, эти репрезентации предназначены для укрепления аморализма, например, расизма или любых форм ксенофобии в обществе, то мне кажется не только позволительным, но и просто обязательным применять к ним критические эпистемологические инструменты, которые имеются в распоряжении исторической дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|