Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над основной частью сочинения

Направление «Верность и измена»

Тема урока (2 часа): Подготовка к сочинению-допуску по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

II. Анализ рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»

Работа с текстом (отбор фактического материала для сочинения)

У.: Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Как этот рассказ соотносится с теми ассоциативными рядами, которые мы только что составили?

У.: Назовите основные темы данной новеллы (любовь, предательство, расплата)

У.: Центральное место в рассказе отведено диалогу главных героев. Давайте прочитаем его по ролям (автор, Николай Алексеевич и Надежда).

У.: Отвечая на вопросы, составьте таблицу «Верность и измена»:

- Найдите описание героев и кратко запишите их в таблицу.

- Какие детали раскрывают психологическое состояние героев? Меняется ли оно с момента встречи и до расставания (Как ведут себя герои на протяжении разговора)?

- Почему Бунин так подробно описывает психологическое состояние Николая Алексеевича и скупо, в нескольких словах, – состояние Надежды?

- Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? Как в описании героев отражено авторское отношение к ним?

- Можно ли отъезд из дома молодого Николая Алексеевича считать изменой, предательством?

- Почему Николай Алексеевич предал свою любовь?

- Понимает ли он, что когда-то предал любимую женщину?

- Почему Надежда не смогла простить предательства своего возлюбленного?

- К каким выводам приходит герой после встречи с Надеждой? Чем является для него его неудавшаяся жизнь? (расплатой на предательство, карой за когда-то преданную любовь)

- Почему Бунин не даёт шанса Николаю Алексеевичу быть прощённым Надеждой? («Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»)

Примечание:

1) материал о Николае Алексеевиче заполняется коллективно, о Надежде – самостоятельно,

2) первый столбик как вывод заполняется в последнюю очередь

 

  Герои Фактический материал (цитаты из рассказа) Комментарий ученика
Измена любви, потеря счастья Николай Алексеевич 1. Портрет героя · «стройный старик-военный», · «еще чернобровый, но с белыми усами», · «взгляд…усталый», · «с усталым видом провел бледной худой рукой по голове», · «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами» 2. Психологическое состояние Николая Алексеевича · «неприязненно крикнул», · «отрывисто, невнимательно ответил», · «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», · «сказал…торопливо», · «усталость и рассеянность его исчезли», · «покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал», · «болезненно усмехнулся», · «вынув платок и прижав его к глазам», · «отходя от окна уже со строгим лицом», · «хмуро думал», · «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда», · «сдвинув чёрные брови», · «закрывая глаза, качал головой».   Две детали: сохранившаяся красота и усталость. Перед нами уставший от жизни человек, несчастливый и не любимый семьей.     Психологическое состояние Николая Алексеевича меняется на протяжении рассказа: от резкости в словах, невнимательности в отношении к другим до потрясения, удивления от того, что любим до сих пор, и от того, что не прощён тоже до сих пор.   Николай Алексеевич не имеет шанса быть прощённым, потому что предал любовь.
Верность любви, Чистота души Надежда 1. Портрет героини · «тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку», · «лёгкая на ходу», 2. Психологическое состояние Надежды · «пытливо смотрела», · «прибавила она с недоброй улыбкой», · «подошла к двери и приостановилась»   Две детали: красота, не угасшая с годами, и чистота (окружающая Надежду и её внутренняя). Героиня красива, спокойна. В отличие от Николая Алексеевича, который прожил непростую жизнь, где не было счастья, она довольна жизнью, в ней нет признаков старости, усталости. Но простить его она не смогла.   Надежда уверена в себе. Немногочисленные авторские реплики говорят о многом: Бунин восхищается своей героиней, любуется ею. Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. Она держит себя с достоинством.

 

- Смогли бы вы простить человека, который предал вас? Почему?

Подготовка к итоговому сочинению

Повторение структуры сочинения

1. Вступление. Собственное рассуждение по теме сочинения.

2. Основная часть.

1) Довод 1 + иллюстрация.

2) Довод 2 + иллюстрация.

3. Заключение (возврат к мыслям, высказанным во вступлении на новом уровне)

 

2) Составление нескольких видов вступления к сочинению на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» и тезиса (антитезиса)

Вступление 1.

Верность… Удивительно доброе слово, от которого веет надежностью, любовью, заботой, вниманием… И измена! Она разрушает счастливый мир! Казалось бы, только что небо было голубым, солнце – ярким, настроение – замечательным… Ты был счастлив!!! И вдруг – боль, разочарование, обида! Потому что в жизнь ворвалась измена!

Тезис: Думаю, со мной многие согласятся: если ты столкнулся с предательством любимого, то мир перестаёт существовать, потому что «любовь и предательство – вещи несовместимые».

Вступление 2.

Жизнь, к сожалению, устроена так, что рядом с любовью порой уживается предательство, с верностью – измена. И никто из нас не застрахован от боли и обиды, которые наполняют сердце при расставании с любимым.

Тезис: Мне кажется, предательство убивает любовь (иллюстрация: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Антитезис: В жизни иногда бывает так: человек, которого предали, хранит в своем сердце любовь к изменившему ему всю жизнь (иллюстрация: рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи»).

Работа над основной частью сочинения

Задание: Напишите основную часть сочинения-рассуждения на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» по предложенной схеме, дополнив её примерами

Тезис 1: Любовь уходит, если на её пути встречается измена.

1. Причины (почему истинен тезис?):

а) в душе человека поселяется боль и обида;

б) человек теряет радость жизни, потому что думает о том, кто его жестоко обидел, предав самое светлое в мире – любовь;

в) от измены в любви страдает не только тот, кого предали, но и тот, кто предал: он теряет частицу самого себя.

2. Следствие (что следует из основного тезиса):

а) надо задумываться над своими поступками, над тем, как они повлияют на жизнь того, кого ты предаешь;

б) надо беречь любовь;

в) если любовь прошла,надо уметь расставаться красиво, оставляя в душе другого светлое чувство грусти, а не обиды («Как дай вам бог любимой быть другим»)

Тезис 2: Жизнь продолжается даже после измены близкого человека

1. Причина (почему истинен тезис?):

измена любимого делает человека сильнее, закаляет его волю;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...