Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста
Проблема трудновоспитуемости и труднообучаемости очень актуальна в настоящее время. Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме трудных детей или, как их принято называть, детям группы риска. Дети группы риска – это дети, не имеющие резко выраженной клиникопатологической характеристики. Однако они обладают чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиям жизни. В последнее время наблюдается тенденция роста численности учащихся начальной школы со школьной дезадаптацией. В связи с этим встает вопрос о более ранней диагностике, позволяющей выявлять детей, входящих в группу риска, и организации коррекционно-развивающих занятий. Для того чтобы выявить старших дошкольников с теми или иным трудностями в психическом развитии, можно использовать следующую анкету, которая заполняется педагогом группы (в ряде случаев совместно с психологом). Фамилия и имя ребенка________________________________________ Возраст________________________________________________________ Основание для выделения в группу риска: – трудности поведения_________________________________________ – трудности обучения__________________________________________ Особенности эмоционально-волевой сферы, внимания Проявляет ли ребенок: 1) нервозность, тревожность: а) часто; б) редко; в) очень редко. 2) двигательное беспокойство, неусидчивость, импульсивность: а) часто; б) редко; в) никогда. 3) рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость: а) часто; б) редко; в) никогда. 4) утомляемость, истощаемость: а) часто; б) редко; в) никогда. 5) раздражительность, агрессивность: а) часто; б) редко; в) никогда. 6) вялость, пассивность: а) часто; б) редко; в) никогда.
7) скованность, робость, плаксивость: а) часто; б) редко; в) никогда. Особенности познавательной деятельности 1) Познавательная активность: а) высокая; б) средняя; в) низкая; г) отсутствует. 2) Как понимает объяснения: а) хорошо; б) посредственно; в) плохо. 3) Уровень речевого развития: а) высокий; б) средний; в) низкий. 4) Уровень развития памяти: а) высокий; б) средний; в) низкий. 5) Уровень овладения мыслительными действиями: а) высокий; б) средний; в) низкий. 3. Имеются ли нарушения в двигательной сфере: а) да; б) нет. Помимо анкеты психологу необходимо опираться не результаты проведенной диагностики. Для этого целесообразно разделить детей на две подгруппы: дети, имеющие проблемы с вниманием, агрессивностью, трудностями в общении; дошкольники, обладающие низкой самооценкой, тревожностью. Занятия с детьми следует проводить не чаще чем один раз в неделю, по 30 минут. При этом с детьми нужно общаться деликатно, с юмором. Например, агрессивные дети довольно часто громко кричат. Их можно спросить: «Ребятки, а у нас тут есть глухие детки? А разве я такая старая? Тогда зачем же вы так громко говорите, я ведь хорошо слышу!» Кроме того, целесообразно ввести в ситуацию, требующую навыков самоконтроля, некоторое внешнее средство: «Давайте возьмем в руки пульт и сделаем немного потише». И наоборот, тревожных детей, которые говорят тихо, можно попросить «прибавить на пульте звук». Имея дело с неким воображаемым объектом, малыши не воспринимают замечания психолога как упреки и действительно изменяют свое поведение. Хотя многие задания на занятиях направлены на развитие того или иного познавательного процесса (мышления, памяти, внимания и т. д.), успешность коррекции определяется не столько содержанием самого задания, сколько той целью, которую ставит перед собой психолог, предлагая его детям. Приведем простой пример. Игра «домино» знакома многим детям – она требует внимательности и соблюдения определенных правил. Однако в совместной игре на первый план выходит умение соблюдать очередь и справляться с негативными эмоциями. Все дети хотят выиграть, многие плачут, когда понимают, что проигрыш неизбежен. Можно избегать подобных соревновательных ситуаций в детском саду, но в школе дети все равно с ними встретятся, поэтому лучше преодолеть неприятные эмоции на коррекционных занятиях. Задача психолога состоит в том, чтобы научить дошкольников переживать такие ситуации, показать детям, что проигрыш, как и выигрыш, – нормальное явление в любой игре. Психолог вместе с детьми может похлопать в ладоши проигравшему ребенку, чтобы сгладить неприятный осадок. Со временем дети начинают сами поддерживать друг друга – «ничего, бывает», «не повезло» и т. д.
Ниже приведены примеры занятий с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях 1–8 дошкольники делятся на две подгруппы: для детей первой подгруппы характерна быстрая реакция, для детей второй подгруппы – более медленная. Начиная с 9-го занятия, группы объединяются. Дошкольники с быстрой реакцией учатся дожидаться медлительных детей, что способствует развитию их произвольности. Медлительные дети, в свою очередь, глядя на «шустрых» сверстников, стараются изменить темп своей деятельности; они становятся более уверенными в своих действиях. Кроме того, объединение подгрупп способствует развитию коммуникабельных навыков. Занятие 1 Игра «Знакомство» Цель: коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений. Дети предают мяч друг другу и говорят: «Меня зовут…» (как их ласково называют в семье). Этот этап занятия особенно важен в том случае, если в подгруппу попадает ребенок, ранее не посещавший детский сад. В этом случае он рассказывает о себе, о том, что любит, что ему интересно; налаживает контакт со сверстниками. Игра «Что изменилось?» Цель: развитие внимания, памяти. На столе 5–6 игрушек. Психолог предлагает детям запомнить их и закрыть глаза. В это время он убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и отгадывают, что изменилось. 1 – я подгруппа Упражнение «Брыкание»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения. Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара. Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация). 2-я подгруппа Игра «Жмурки» Цель: развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве. Водящему завязывают глаза. Кто-нибудь из детей крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. Затем дети разбегаются по комнате, а водящий пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого поймал. Игра «Собери целое» Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики; развитие наглядно-образного мышления. Психолог предлагает детям собрать разрезные картинки из 3–8 частей. Занятие 2 Игра «Съедобное – несъедобное» Цель: развитие внимания, знакомство с существенными свойствами предметов. Дети образуют круг. Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет предметы и продукты питания. Если называется что-то съедобное, ребенок ловит мяч, если несъедобное – прячет руки. Домино «Ассоциации» Цель: развитие у детей внимания, мышления, ассоциативных представлений. Взрослый предлагает детям разложить домино по ассоциативным представлениям. Например, корова – молочные продукты, собака – косточка и т. д. 1 – я подгруппа Игра «Стоп» Цель: развитие внимания, быстроты реакции, преодоление двигательного автоматизма. Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны продолжать движение в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет «Стоп!». 2-я подгруппа Игра «Замри» Цель: развитие внимания, слухового восприятия, преодоление двигательного автоматизма. Дети прыгают под музыку. Внезапно музыка обрывается. Дети застывают в той позе, в какой они находились, когда перестала звучать музыка. Неуспевшие «замереть» выходят из игры, остальные продолжают играть, пока не останется только один ребенок, который признается победителем.
Упражнение «Подбери узор» Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, воображения. Взрослый раздает детям карточки с изображением различных узоров, состоящих из геометрических фигур. Дети рассматривают фигуры. Затем взрослый начинает показывать геометрические фигур, а дошкольники находят на карточках соответствующие изображения. Занятие 3 1 – я подгруппа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|