Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль технических средств в управлении




Автоматизация производства и управления является инструментом совершенствования управления производства и повышения его эффективности. Она привела к появлению широкого класса человеко- машинных автоматизированных систем различного назначения, без которых невозможно представить современную организацию управления. Дальнейшее повышение организационной и технической гибкости производства, уровня его автоматизации связано с комплексной автоматизацией управления промышленным предприятием на основе создания интегрированных автоматизированных систем управления, в которых объектом управления становится вся совокупность исследовательских, проектно- конструкторских, организационно-экономических, социальных, технологических, информационных процессов. При этом роль человека в современных системах продолжает возрастать. Связано это с расширением функций АСУ и сложностью решаемых задач, расширением сферы применения АСУ. В АСУ наиболее важными считаются вопросы отображения необходимой оператору информации в удобной форме. Это обусловлено тем, что в диалоговом режиме опыт, знания, интуиция пользователя и его способности к неформальному решению задач удачно сочетаются с большими вычислительными возможностями ЭВМ по поиску, хранению и обработке информации. АСУ благодаря человеку могут функционировать в очень сложных и напряженных ситуациях. Основным режимом работы АСУ является режим реального масштаба времени при непосредственном взаимодействии с административно-управленческим персоналом системы.

Такие АСУ позволяют лицу, принимающему решения (ЛПР), вырабатывать систему действий при возникновении той или иной ситуации при производственном процессе. Различие в характере и структуре деятельности ЛПР определяется уровнем иерархии управляющей подсистемы. На высших уровнях управления человек-оператор (руководитель) имеет дело, прежде всего с так называемыми слабо структурированными проблемами. В его деятельности преобладают действия, опирающиеся на компоненты не присущие машине: эвристические, творческие, интуитивные и компоненты интеллектуальной работе. Специфика проблем этого уровня связана с количественными и качественными элементами. Причем качественные элементы преобладают.

К типичным слабоструктурированным проблемам относятся такие, которые обладают следующими особенностями: а) принимаемые решения относятся к будущему; б) имеется широкий диапазон альтернатив; в) решения зависят от текущей неполноты технологических достижений; г) принимаемые решения требуют больших вложений ресурсов и содержат элементы риска; д) не полностью определены требования, относящиеся к стоимости и времени решения проблемы; е) проблема внутренне сложна вследствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.

Роль человека при определении и анализе таких задач исключительно велика. Принятие окончательного решения в слабо структурированных проблемах всегда сопряжено с риском и в этой связи осуществляется человеком на основе его опыта, знаний и интуиции.

Машинные системы не могут конкурировать с человеком в решении слабо структурированных проблем в связи с его разумом (универсальность, творческий потенциал и уровень интеллектуальных функций).

На более низких уровнях управления операторы обычно имеют дело с хорошо структурированными задачами. Их деятельность осуществляется в условиях жестко заданных временных и информационных ограничений. Развитие вычислительной техники достигло такого уровня, что машинный интеллект уже обеспечивает эффективную помощь оператору при решении задач такого класса. К ним относятся: наблюдение и слежение за объектами, их поиск; наблюдение за ходом технологических процессов; диспетчерский контроль и управление и т.п. При этом значительное место в выполняемых человеком-оператором функциях занимает контроль за реализацией машинных операций. Реализация адаптивных свойств человеко-машинных систем требует взаимодействия человека и ЭВМ в форме диалога, который рассматривается как средство контроля машинной программы со стороны более сильного и гибкого интеллекта. Структура взаимодействия оператора и ЭВМ при решении задач оперативного управления в зависимости от сложности решаемых задач, квалификации операторов, уровня автоматизации процессов управления может быть гибкой. В простых случаях машина обеспечивает оператора информацией для принятия решения и исполняет функции, осуществляя трансформацию и передачу решений, принятых оператором. В более сложных ситуациях машина выступает еще и в роли советчика. На более высоких уровнях автоматизации оператор может задавать машине определенную стратегию контроля, которую та выполняет в соответствии с реальной обстановкой. Человек имеет возможность отдавать прямые распоряжения или менять параметры машинной программы. ЭВМ выступает здесь в роли творческого исполнителя. Но человек здесь является ведущим звеном, т.к. он должен знать какие параметры он должен задать машине, чтобы она действовала правильно в той или иной ситуации.

Задания

Задание 1. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы – менеджер туристической фирмы. К Вам пришла женщина, желающая отдохнуть в Греции. У Вас же есть горящий тур на Мертвое море в Израиль. У женщины явные проблемы с давлением, отдышка. Вы знаете, что гипертоникам на Мертвом море ехать противопоказано. Как Вы поступите? Эта ситуация практически тупиковая, но можно предложить ей другие, не менее интересные туры.

Задание 2. Определите тип организационной структуры управления:

Использование данной организационной структуры целесообразно, если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе. Эта структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а так же связь между членами организации. Какой тип организационной структуры описан? Корпорация.

Задание 3. Ответьте на вопросы теста.

Тест

1. Принципом эффективной мотивации в настоящее время является:

А. Моральное вознаграждение;

Б. Способы удовлетворения потребностей через хорошую работу;

В. Способы формирования потребностей;

Г. Денежное вознаграждение.

2. Какую форму власти использует инспектор ГИБДД:

А. Эталонную (харизма);

Б. Экспертную;

В. Законную;

Г. Основанную на принуждении.

3. На каких побуждениях людей основаны теории мотивации:

А. Потребность власти;

Б. Потребность причастия в принятии решения;

В. Потребность в справедливости;

Г. Потребность проявить себя;

4. Что относится к очевидным признакам стресса:

А. Увеличивающиеся прогулы;

Б. Опоздание на работу каждый понедельник;

В. Нежелание принимать участие во внешних событиях, организуемых командой;

Г. Более замкнутое поведение;

Д. Проявление агрессивности при незначительной неудачи;

Е. Проведение большего времени в туалете;

Ж. Задержка на работе дольше обычного;

З. Подшучивание над проблемами и жалобами;

И. Боли в области затылка и спине;

К. Повышенное потребление табака и алкоголя.

5. Пример влияния через разумную веру – это отношения:

А. Пациента с врачом;

Б. Подсудимого и судьи;

В. Крестьянина и помещика;

Г. рабочего с мастером.

6. Для каких из перечисленных организаций наиболее важна власть, основанная на традициях:

А. Для формальных организаций;

Б. Для неформальных организаций;

В. Для динамично развивающихся коллективов;

Г. Для творческих коллективов.

Список используемой литературы

1. Басовский Л.Е., Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Кусков А.Н., Чумаченко А.П., Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.:

МГИУ, 2004.

3. сайт Интернета: http://sss1sss.narod.ru/f1a/qw/4k11.htm

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...