Роль технических средств в управлении
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Автоматизация производства и управления является инструментом совершенствования управления производства и повышения его эффективности. Она привела к появлению широкого класса человеко- машинных автоматизированных систем различного назначения, без которых невозможно представить современную организацию управления. Дальнейшее повышение организационной и технической гибкости производства, уровня его автоматизации связано с комплексной автоматизацией управления промышленным предприятием на основе создания интегрированных автоматизированных систем управления, в которых объектом управления становится вся совокупность исследовательских, проектно- конструкторских, организационно-экономических, социальных, технологических, информационных процессов. При этом роль человека в современных системах продолжает возрастать. Связано это с расширением функций АСУ и сложностью решаемых задач, расширением сферы применения АСУ. В АСУ наиболее важными считаются вопросы отображения необходимой оператору информации в удобной форме. Это обусловлено тем, что в диалоговом режиме опыт, знания, интуиция пользователя и его способности к неформальному решению задач удачно сочетаются с большими вычислительными возможностями ЭВМ по поиску, хранению и обработке информации. АСУ благодаря человеку могут функционировать в очень сложных и напряженных ситуациях. Основным режимом работы АСУ является режим реального масштаба времени при непосредственном взаимодействии с административно-управленческим персоналом системы. Такие АСУ позволяют лицу, принимающему решения (ЛПР), вырабатывать систему действий при возникновении той или иной ситуации при производственном процессе. Различие в характере и структуре деятельности ЛПР определяется уровнем иерархии управляющей подсистемы. На высших уровнях управления человек-оператор (руководитель) имеет дело, прежде всего с так называемыми слабо структурированными проблемами. В его деятельности преобладают действия, опирающиеся на компоненты не присущие машине: эвристические, творческие, интуитивные и компоненты интеллектуальной работе. Специфика проблем этого уровня связана с количественными и качественными элементами. Причем качественные элементы преобладают.
К типичным слабоструктурированным проблемам относятся такие, которые обладают следующими особенностями: а) принимаемые решения относятся к будущему; б) имеется широкий диапазон альтернатив; в) решения зависят от текущей неполноты технологических достижений; г) принимаемые решения требуют больших вложений ресурсов и содержат элементы риска; д) не полностью определены требования, относящиеся к стоимости и времени решения проблемы; е) проблема внутренне сложна вследствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов. Роль человека при определении и анализе таких задач исключительно велика. Принятие окончательного решения в слабо структурированных проблемах всегда сопряжено с риском и в этой связи осуществляется человеком на основе его опыта, знаний и интуиции. Машинные системы не могут конкурировать с человеком в решении слабо структурированных проблем в связи с его разумом (универсальность, творческий потенциал и уровень интеллектуальных функций). На более низких уровнях управления операторы обычно имеют дело с хорошо структурированными задачами. Их деятельность осуществляется в условиях жестко заданных временных и информационных ограничений. Развитие вычислительной техники достигло такого уровня, что машинный интеллект уже обеспечивает эффективную помощь оператору при решении задач такого класса. К ним относятся: наблюдение и слежение за объектами, их поиск; наблюдение за ходом технологических процессов; диспетчерский контроль и управление и т.п. При этом значительное место в выполняемых человеком-оператором функциях занимает контроль за реализацией машинных операций. Реализация адаптивных свойств человеко-машинных систем требует взаимодействия человека и ЭВМ в форме диалога, который рассматривается как средство контроля машинной программы со стороны более сильного и гибкого интеллекта. Структура взаимодействия оператора и ЭВМ при решении задач оперативного управления в зависимости от сложности решаемых задач, квалификации операторов, уровня автоматизации процессов управления может быть гибкой. В простых случаях машина обеспечивает оператора информацией для принятия решения и исполняет функции, осуществляя трансформацию и передачу решений, принятых оператором. В более сложных ситуациях машина выступает еще и в роли советчика. На более высоких уровнях автоматизации оператор может задавать машине определенную стратегию контроля, которую та выполняет в соответствии с реальной обстановкой. Человек имеет возможность отдавать прямые распоряжения или менять параметры машинной программы. ЭВМ выступает здесь в роли творческого исполнителя. Но человек здесь является ведущим звеном, т.к. он должен знать какие параметры он должен задать машине, чтобы она действовала правильно в той или иной ситуации.
Задания Задание 1. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его. Вы – менеджер туристической фирмы. К Вам пришла женщина, желающая отдохнуть в Греции. У Вас же есть горящий тур на Мертвое море в Израиль. У женщины явные проблемы с давлением, отдышка. Вы знаете, что гипертоникам на Мертвом море ехать противопоказано. Как Вы поступите? Эта ситуация практически тупиковая, но можно предложить ей другие, не менее интересные туры. Задание 2. Определите тип организационной структуры управления: Использование данной организационной структуры целесообразно, если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе. Эта структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а так же связь между членами организации. Какой тип организационной структуры описан? Корпорация.
Задание 3. Ответьте на вопросы теста. Тест 1. Принципом эффективной мотивации в настоящее время является: А. Моральное вознаграждение; Б. Способы удовлетворения потребностей через хорошую работу; В. Способы формирования потребностей; Г. Денежное вознаграждение. 2. Какую форму власти использует инспектор ГИБДД: А. Эталонную (харизма); Б. Экспертную; В. Законную; Г. Основанную на принуждении. 3. На каких побуждениях людей основаны теории мотивации: А. Потребность власти; Б. Потребность причастия в принятии решения; В. Потребность в справедливости; Г. Потребность проявить себя; 4. Что относится к очевидным признакам стресса: А. Увеличивающиеся прогулы; Б. Опоздание на работу каждый понедельник; В. Нежелание принимать участие во внешних событиях, организуемых командой; Г. Более замкнутое поведение; Д. Проявление агрессивности при незначительной неудачи; Е. Проведение большего времени в туалете; Ж. Задержка на работе дольше обычного; З. Подшучивание над проблемами и жалобами; И. Боли в области затылка и спине; К. Повышенное потребление табака и алкоголя. 5. Пример влияния через разумную веру – это отношения: А. Пациента с врачом; Б. Подсудимого и судьи; В. Крестьянина и помещика; Г. рабочего с мастером. 6. Для каких из перечисленных организаций наиболее важна власть, основанная на традициях: А. Для формальных организаций; Б. Для неформальных организаций; В. Для динамично развивающихся коллективов; Г. Для творческих коллективов. Список используемой литературы 1. Басовский Л.Е., Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. 2. Кусков А.Н., Чумаченко А.П., Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: МГИУ, 2004. 3. сайт Интернета: http://sss1sss.narod.ru/f1a/qw/4k11.htm
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|