| Виды трудностей
| Возможные причины
| Тип трудностей
| |
| Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)
| » недостаточная сформированное^ зрительной памяти # недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия» недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования) * форсирование темпа обучения
| специфические специфические
неспецифические неспецифические
| |
| Виды трудностей
| Возможные причины
| Тип трудностей
|
| Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента
| » недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия «недостаточная сформированность зрительно-моторных координации» форсирование темпа обучения» недостаточная сформированность зрительной памяти * недостатки методики обучения
| специфические
специфические
неспецифические специфические
неспецифические
|
| Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)
| » недостаточная сформированность зрительно-моторных координации» недостаточная сформированность моторных функций * недостатки методики обучения
| специфические специфические неспецифические
|
| Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо)
| » недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
| специфические
|
| Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы «в-д», пишет «лишние элементы»: «и-ш», «л-м» или, наоборот, недописы-вает
| » недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия» недостаточная сформированность зрительной памяти * недостатки методики обучения «форсирование темпа обучения * сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
| специфические
специфические
неспецифические неспецифические неспецифические
|
| Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, раз-нонаклонные буквы, тремор)
| » недостаточная сформированность моторных функций» нарушение зрительно-моторных координации» недостатки методики обучения» форсирование темпа обучения» выраженное функциональное напряжение и утомление
| специфические специфические
неспецифические неспецифические неспецифические
|
| Сильный нажим, тремор
| «недостаточная сформированность моторных функций * нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки) • нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением
| специфические неспецифические
неспецифические
•-1 ^
|
| Ошибки при письме:» пропуски согласных и гласных букв (определенного характера)
| » трудности звуко-буквенного анализа» форсирование темпа обучения
| специфические неспецифические
|
| Виды трудностей
| Возможные причины
| Тип трудностей
| |
| • замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т. д.) • недописывание букв, слогов
| * недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия * форсирование темпа обучения» форсирование темпа обучения * трудности концентрации внимания
| специфические
неспецифические неспецифические неспецифические
| |
| Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т.п.)
| » непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность» индивидуальные особенности организации деятельности» педагогические недоработки
| неспецифические
неспецифические неспецифические
| |
| Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку
| • недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа» слишком быстрый темп письма
| специфические неспецифические
| |
| Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании
| * недостаточная сформированность зрительно-моторной координации * недостаточная сформированность зрительной памяти
| специфические специфические
| |
| Очень медленный темп письма
| » затруднен звуко-буквенный анализ» недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координации» индивидуальный темп деятельности
| специфические специфические
неспецифические
| |
| | | | | | | | | | |
| Виды трудностей
| Возможные причины
| Тип трудностей
| |
| Плохо запоминает конфигурацию
| » недостаточная сформированность зрительной памяти» недостатки методики обучения
| специфические неспецифические
| |
| Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении)
| » недостаточная сформированность зрительного восприятия «недостаточная сформированность зрительной памяти» недостатки методики обучения
| специфические специфические неспецифические
| |
| Перестановка букв при чтении (рак-кар, нос-сон)
| » недостаточная сформированность зрительного восприятия
| специфические
| |
| Замены букв, неправильное произношение при чтении
| «недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции
| специфические
| |
| Виды трудностей
| Возможные причины
| Тип трудностей
|
| Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе - трудно)
| » недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия «недостаточная зрелость коры головного мозга
| специфические специфические
|
| Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение)
| * функциональная слабость центральной нервной системы» трудность концентрации внимания» выраженное утомление
| неспецифические
неспецифические неспецифические
|
| Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм»)
| » форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
| неспецифические
|
| Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение)
| * форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
| неспецифические
|
| Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года)
| » недостаточная сформированность зрительного восприятия * недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции * трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
| специфические специфические
неспецифические
|
| Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года)
| » индивидуальные особенности темпа деятельности
| неспецифические
|
| | | | | | |