Организация как система управления
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Законы организации и динамика развития Все организации развиваются по присущим им законам внутренней динамики, определяемой в основном внешними воздействиями. Законы организации могут быть: 1) общие (универсальные) – которые действуют во всех материальных системах; 2) частные – действуют в определенных видах деятельности или конкретных ситуациях; 3) особенные (специфические) – которые действуют в специфической сфере или ситуациях; Основные законы организации следующие: 1) закон синергии – потенциал организации как совокупности элементов всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (ресурсов), либо существенно меньше; 2) закон композиции – организация стремится к определенному композиционному построению, обеспечивающие ее оптимальное функционирование; 3) закон пропорциональности – составные элементы организации должны находиться в упорядоченном сосредоточении, соподчиненности и соответствии друг к другу; 4) закон информированности – устойчивое функционирование организации требует наличия достоверной и своевременной информации; 5) закон самосохранения – каждая организация стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал: 6) закон развития (онтогенеза) – каждая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении этапов жизненного цикла.
Рассмотрение динамики организационных процессов основано на «биологической теории фермы» А. Маршалла, которая представляет организационное развитие исходя из биологических аналогий: организация подобно живым организмам рождается, развивается, совершенствуется и уничтожается.
Динамика этих процессов в современных высококонкурентных условиях очень высока. Период функционирования организации на рынке называют жизненным циклом организации. Он включает 4 стадии: 1) создание или период предпринимательства – характеризуется поиском сферы приложения предпринимательской идеи, нечеткими целями, высоким творческим потенциалом и стремлением к его реализации; 2) рост или период коллективности – связан с развитием неформального общения и организационной структуры, высокими взаимными обязательствами; 3) зрелость или период формализации – он связан с формализацией правил, формированием стабильной комплексной структуры, стремлением к достижению наивысшей эффективности на основе децентрализации и диверсификации деятельности; 4) спад или период спада – обусловленный снижением организационной эффективности, ростом текучести кадров и разрастанием непродуктивных конфликтов.
Динамика организации по аналогии с развитием человека (по М. Портеру) предсталяет следующие стадии: 1) рождение 2) детство; 3) юность; 4) молодость; 5) взросление; 6) зрелость; 7) старость. Каждой из этих стадий соответствуют определенные организационные цели и стратегические задачи.
Управление организации должно быть построено с учетом фаз ее развития. Л. Грейнер выделяет 5 основных фаз жизни организации, разделяемых периодами организационных кризисов: 1) Рождение организации – определение главной цели и стремление к максимальному увеличению прибыли. Основная задача выход на рынок и выживание, но не формализованная структура порождает кризис руководства; 2) Детство и юность – получение кратковременной прибыли и ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства. Главная задача укрепление и захват части рынка. При этом сформированная бюрократическая структура управления приводит к подавлению автономии подразделений (кризису подразделений);
3) Зрелость – систематический сбалансированный рост, формирование имиджа, децентрализация руководства, разделение кооперации труда. Основная задача диверсификация деятельности организации, однако, структурная перестройка приводит к кризису контроля; 4) Старение организация или высшая ступень зрелости – сохранение достигнутых результатов, координация действий, участие в прибылях. Основная задача обеспечение стабильности и сохранение организации, но высокая самостоятельность структурных подразделений приводит к кризису границ. 5) Возрождение организации – стремление к оживлению, укрепление коллективизма, расширение сотрудничества. Главная задача омоложение и возрождение организации, эта стадия может завершиться кризисом организационной усталости или кризисом доверия. Каждая фаза отличается особенностями поведения персонала и организации в целом, стилем управления, целями развития и способами их достижения.
Организация как система управления 1. Общая характеристика систем управления 2. Функционирование организации как системы управления 3. Внешняя среда организации 4. Внутренняя среда организации
Менеджмент трактует все современные организации как системы управления. Система управления – это совокупность элементов (подсистем) объединенных информационными связями и процессами, направленное на достижение поставленной цели. В основе изучения систем лежит системный подход, который базируется на общей теории систем Берталанфи. Системный подход концентрирует внимание на изучении элементов системы, характера взаимодействия между ними, структуре и целях функционирования, а так же на координации работы всех элементов системы. Выход из строя любого элемента системы приводит к нарушению работы всей системы. Различают следующие виды систем: 1) Простые (с ограниченным числом элементов и однозначным характером взаимосвязи) и сложные (с большим числом переменных и сложными зависимостями элементов; 2) Статичные (относительно постоянные во времени) и динамичные (с высокой динамикой организационных процессов);
3) Закрытые (относительно независимые от окружающей среды) и открытые (активно взаимодействующие с внешней средой); 4) Материальные (физические, осязаемые) и абстрактные (нематериальные, идеальные); 5) Детерминированные (с жестко определенными предсказуемыми параметрами) и стохастические (вероятностные).
Все современные организации следует рассматривать как сложные открытые социально-экономические системы, которые представляют собой многофакторные и многоотраслевые образования. Эти системы обладают рядом следующих свойств: 1) Объективность; 2) иерархия; 3) упорядоченная целостность; 4) устойчивость; 5) адаптивность; 6) эмеджментность; 7) синергизм.
Главными характеристиками системы являются состав, структура, функции элементов системы и функции самой системы. Для организационно-экономических систем характерно способность элементов воспринимать, хранить, перерабатывать информацию и использовать ее для управления в условиях взаимодействия с окружающей средой в соответствии с выбранными целями. Основными элементами системы управления являются: 1) субъект и объект управления; 2) прямые и обратные связи; 3) горизонтальное и вертикальное разделение труда; 4) внешняя и внутренняя среда.
Субъект управления организации – это управляющий элемент системы (администрация организации). Объект – управляемый элемент системы (исполнительные звенья). Прямая связь – команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнение команды и состоянию элементов системы.
Эффективное функционирование системы требует разделение труда, т.е. специализации работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничении их полномочий, прав и сфер ответственности, в соответствии с занимаемой должностью, сложностью выполняемых функций, квалификацией, образованием, индивидуальными особенностями. Разделение труда обеспечивает сосредоточение работника на выполнении определенных операций и процедур, позволяет добиться повышения уровня квалификации, а также приобретения специальных навыков и умений, и все это способствует росту производительности и качества труда.
В зависимости от направленности и содержания различают вертикальное и горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда основано на обособлении и отделении функций управления на основе расчленения всего объема управленческих работ на отдельные составные части. Вертикальное разделение труда предназначено для целесообразного координирования и интегрирования деятельности всех элементов организации как системы управления. Деятельность в рамках вертикального разделения труда составляет сущность управления и отражает уровни управленческой иерархии (высший, средний, низший).
Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим основным направлениям: 1) Общее руководство – разработка и обеспечение реализации ключевых направлений деятельности организации; 2) Технологическое руководство – обеспечение разработки и внедрения прогрессивных технологий; 3) Экономическое руководство – обеспечение рентабельной работы организации; 4) Оперативное управление – организация текущего планирования и управления: 5) Управление персоналом – подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов.
Горизонтальное разделение труда выражает качественную и количественную дифференциацию и специализацию трудовой деятельности. Горизонтальное разделение труда связано с выделением специализированного объема работ по следующим признакам: 1) функциональная; 2) технологическое или отраслевое – разграничение трудовых операций и процедур по однотипным видам работ или отраслям деятельности; 3) квалификационная – разделение работ по сложности и необходимая для их выполнения квалификации исполнителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|