Загрязнение экосистем промышленности сточными водами. Преобладающие загрязняющие вещества водных экосистем по отраслям промышленности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Промышленные сточные воды загрязняют экосистемы самыми разнообразными компонентами (табл.1) в зависимости от специфики отраслей промышленности. Следует заметить, что в настоящее время объем сброса промышленных сточных вод во многие водные экосистемы не только не уменьшается, но и продолжает расти. Так, например, в оз. Байкал, вместо планируемого прекращения сброса сточных вод из ЦБК (целлюлозно-бумажного комбината) и перевода их на замкнутый цикл водопотребления, сбрасывается огромное количество сточных вод. Коммунально-бытовые сточные воды в больших количествах поступают из жилых и общественных зданий, прачечных, столовых, больниц, и т.д. В сточных водах этого типа преобладают различные органические вещества, а также микроорганизмы, что может вызвать бактериальное загрязнение. Огромное количество таких опасных загрязняющих веществ, как пестициды, аммонийный и нитратный азот, фосфор, калий и др., смываются с сельскохозяйственных территорий, включая площади, занимаемые животноводческими комплексами. По большей части они попадают в водоемы и в водотоки без какой-либо очистки, а потому имеют высокую концентрацию органического вещества, биогенных элементов и других загрязнителей. Значительную опасность представляют газодымовые соединения (аэрозоли, пыль и т.д.), оседающие из атмосферы на поверхность водосборных бассейнов и непосредственно на водные поверхности. Огромны масштабы нефтяного загрязнения природных вод. Миллионы тонн нефти ежегодно загрязняют морские и пресноводные экосистемы при авариях нефтеналивных судов, на нефтепромыслах в прибрежных зонах, при сбросе с судов балластных вод и т.д.
Табл.1 Приоритетные загрязнители водных экосистем по отраслям промышленности
Кроме поверхностных вод постоянно загрязняются и подземные воды, в первую очередь в районах крупных промышленных центров. Источники загрязнения подземных вод весьма разнообразны. Загрязняющие вещества могут проникать к подземным водам различными путями: при просачивании промышленных и хозяйственно-бытовых стоков из хранилищ, прудов-накопителей, отстойников и др., по затрубному пространству неисправных скважин, через поглощающие скважины, карстовые воронки и т.д. К естественным источникам загрязнения относят сильно минерализованные (соленые и рассолы) подземные воды или морские воды, которые могут внедряться в пресные незагрязненные воды при эксплуатации водозаборных сооружений и откачке воды из скважин. Важно подчеркнуть, что загрязнения подземных вод не ограничиваются площадью промпредприятии, хранилищ отходов и т.д., а распространяются вниз по течению потока на расстояния до 20-30 км и более от источника загрязнения. Это создает реальную угрозу для питьевого водоснабжения в этих районах.
Следует также иметь в виду, что загрязнение подземных вод негативно сказывается и на экологическом состоянии поверхностных вод, атмосферы, почв, других компонентов природной среды. Например, загрязняющие вещества, находящиеся в подземных водах, могут выноситься фильтрационным потоком в поверхностные водоемы и загрязнять их. Как подчеркивают многие ученые, круговорот загрязняющих веществ в системе поверхностных и подземных вод предопределяет единство природоохранных и водоохранных мер и их нельзя разрывать, В противном случае меры по охране подземных вод вне связи с мерами по защите других компонентов природной среды будут неэффективными. . Принципы государственной экологической экспертизы, ее правовая и нормативная основы. ОВОС, как вариант проведения экологических экспертиз
Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента - управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и подзаконных акты органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы и ОВОС. При этом нормативная база ЭЭ и ОВОС, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативно-технические документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют, нормы статей 41 (п.3) и 42 Конституция РФ, целевой федеральный закон "Об экологической экспертизе" и ряд статей (ст.35-39) базового закона РФ "Об охране окружающей природной среды", являющегося фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.
Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени - общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС. Закон "Об охране окружающей природной среды" содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст.35), в том числе принципу обязательности (ст.36), объектам (ст.37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст.38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст.39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст.25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст.40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе экологической экспертизы. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" развивает нормы указанного выше, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и целиком посвящен этому вопросу (т.е. является целевым законом). В этом законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст.1), более подробно раскрываются принципы (ст.3) и указываются виды ЭЭ (ст.4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т. ч. Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст.5), вопросы ведения субъектов РФ (ст.6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст.9). Кроме того, данная глава впервые вводит понятие "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы", распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст.7) и территориальным (ст.8) уровнями.
Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст.11) и уровня субъектов федерации (ст.12), дает юридическое определение понятия "специально уполномоченная государственные органы в области экологической экспертизу (ст.13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст.14), определяет статус и обязанности экспертной коми сии (ст.15), её эксперта (ст.16) и председателя (ст.17), а фиксирует различия в юридической силе заключений эксперта комиссии и государственной экологической экспертизы (ст.18). Более подробно, чем в законе глава IV закона "Об экологической экспертизе" регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20), определяя её объекты (ст.21), порядок (ст.22) и условия проведения (ст.23), правила регистрации ОЭЭ (ст.24), статус её заключения (ст.25), права граждан и общественных организаций в этой области (ст. 19). В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст.26) и обязанности (ст.27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст.28) и ОЭЭ (ст.29). Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст.30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст.31), административную (ст.32), материальную (ст.33) и гражданско-правовую (ст.34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст.35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным (ст.36), а также содержатся нормы (ст.38) о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей. Указанные выше федеральные законы формируют основы законодательства в области ЭЭ, но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных нормативных и правовых актов Президента и Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ и ОВОС относятся следующие подзаконные акты: постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, нормативные документы специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ России и территориальных органов этого комитета,
приказы нормативные документы и материалы других ведомств по ЭЭ документы Минздрава России документы Госатомнадзора России документы Росгортехнадзора и иных ведомств нормативные документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ международные документы Существуют и рекомендательные материалы, которые в России не применяются, но берутся в качестве прототипов при подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС. (Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является Международная Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё СССР). технические документы биосфера загрязнение экологическая экспертиза государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др.), а также руководства, методики, методические и др. рекомендации, справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.). Теория экологической экспертизы включает цели, задачи (основные функции), принципы, типизацию объектов и субъектов, вносящую различия в процедуру (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой комплекс экспертных мероприятий, охватывающих основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора при переходе к устойчивому развитию. Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСЩ) (точнее - экологическое регулирование хозяйственной деятельности - ЭРХД), которое должно осуществляться на всех её стадиях - от возникновения идеи через обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла. Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологических требований на стадии принятия управленческого решения, то ОВОС - на стадии его подготовки (ещё во время проектирования). При этом общественная ЭЭ может сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемой деятельности. Список литературы
1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А. Акимова, В.В. Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 556 с . Акимова Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. Вузов / Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 343 с . Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр "Академия", 2006. - 256 с. . Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов. М.: Агар, 2006. - 424 с. . Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - 6-е изд., доп. И перераб. - Ростон н/Д: Феникс, 2007. - 575с. . Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология. 2-е изд. Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2007. - 624 с. . Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов. / Под ред. В.А. Соловьева, Ю.А. Кротова. - 4-е изд., испр. - СПб.: Химия, 2006. - 238 с. . Одум Ю. Экология. - М.: Наука, 2006. . Чернова Н.М. Общая экология: Учебник для студентов педагогических вузов/ Н.М. Чернова, А.М. Былова. - М.: Дрофа, 2008. - 416 с. . Экология: Учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений, обуч. по техн. спец. и направлениям / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, Ф.В. Карамзинов и др.; под общ. ред. Л.И. Цветковой. М.: АСБВ; СПб.: Химиздат, 2007. - 550 с. . Экология. Под ред. проф. В.В. Денисова. Ростов-н/Д.: ИКЦ "МарТ", 2006. - 768 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|