Рациональность ассортимента
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЗАДАНИЕ Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость. Структура ассортимента Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству. Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда". Широта ассортимента Широта ассортимента – это общее количество различных товарных категорий, включенных в ассортимент магазина (групп, видов). Например, в продуктовом супермаркете могут быть товары таких категорий как «Молоко», «Мясо», «Сыр» и т.д. Это свойство характеризуется следующими показателями: 1 Базовая широта – широта ассортимента принятая за сравнение (число групп в ассортиментном перечне, по договору поставки и т.п.) – Шб (ед.) 2 Фактическая (действительная) широта – фактическое количество групп товаров имеющихся в наличии на момент определения. – Шф (ед). 3 Коэффициент широты (относительный показатель) выражается как отношение фактического количества групп товаров к базовому количеству, т.е. отношение фактической широты ассортимента к базовой, и рассчитывается по формуле: Кш = Шф / Шб (1) Полнота ассортимента Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному минимуму, существующему спросу. В отдельных случаях может быть равен количеству наименований, предусмотренных ассортиментным перечнем (отсутствие ассортиментного минимума) или максимально завозимым количеством товаров данной группы в магазин, что характеризует существующий спрос.
Ассортиментный минимум - это перечень товарных позиций, которые всегда должны присутствовать в магазине. Ассортиментный перечень утверждается при лицензировании торгового предприятия в органах местной власти и в территориальных центрах Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле: Кп = Пф / Пб где Пф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Пб — количество видов, предусмотренное ассортиментным минимумом, ед. Глубина ассортимента Глубина ассортимента – общее количество товарных позиций (разновидностей конкретного вида изделия) внутри каждой товарной категории в ассортименте магазина. Например, широта ассортимента универмага представлена 3 категориями: ткани, швейные изделия, трикотажные товары. А 19 товарных позиций тканей, 31 товарная позиция швейных изделий, 14 товарных позиций трикотажных изделий определяют глубину ассортимента магазина. Это свойство характеризуется следующими показателями: 4 Базовая глубина – глубина ассортимента принятая за сравнение (число разновидностей в ассортиментном перечне, по договору поставки и т.п.) – Гб (ед.) 5 Фактическая (действительная) глубина – фактическое количество групп товаров имеющихся в наличии на момент определения. – Гф (ед). 6 Коэффициент глубины (относительный показатель) выражается как отношение Кг = Гф / Гб где Гф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Гб — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед. Устойчивость ассортимента Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:
Ку = (Рф1 + Рф2 +... + Рфn)/ (Рн× n) где Рф1, Рф2,...,Рфn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем, ед.; Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.(м.б. базовая глубина); n — количество проверок. Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75. Новизна ассортимента Новизна ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением -количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или фактической широте). Кн = Н / Шф. Рациональность ассортимента Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Коэффициент рациональности – это средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости. Коэффициенты весомости определяются экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Коэффициент рациональности ассортимент определяется по следующей формуле: , где Кш – коэффициент широты, Кп – коэффициент полноты, Ку – коэффициент устойчивости, Кн – коэффициент новизны, Вш – коэффициент весомости широты, Вп – коэффициент весомости полноты, Ву – коэффициент весомости устойчивости, Вн – коэффициент весомости новизны. Коэффициент весомости характеризует удельную долю каждого из показателей при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сумма всех коэффициентов весомости равна 1, при этом:
- Вш = 0,1, - Вп = 0,4, - Ву = 0,2, - Вн = 0,3.
ПРИМЕР РАСЧЕТА Задание 2 Рассчитайте вес возможные коэффициенты, характеризующие ассортимент магазина. В магазине за время исследования были введены 67 новых наименований товаров. Продуктовый магазин «Продукт и К» имеет следующий ассортиментный перечень (таблица 1).
Таблица 1 - Ассортиментный перечень включает:
На момент проведения исследования были получены следующие данные: 1.Таблица 2 – Количество продукции на момент проверки:
2. По данным периодических проверок ассортимент за квартал изменялся следующим образом:
Решение. 1) Коэффициент широты Кш=22/25=0,88 2) Коэффициент полноты: Кп=176/90=1,96 3) Коэффициент глубины Кг=176/223=0,79 4) Коэффициент устойчивости Ку=601/(223*3)=0,89 6)Коэффициент новизны: Кн=67/176=0,38 5) Коэффициент рациональности Кр=(0,1*0,88+0,4*1,96+0,2*0,10+0,3*0,38)/4=0,25 6) Коэффициент структуры (рассчитываем относительно наличия разновидностей товара на момент проверки) Кс(хлеб)=29/176*100=16,48% Кс(сыр)=38/176*100=21,59% Кс(молочные товары)=49/176*100=27,84% Кс(мясо)=22/176*100=12,5% Кс(колбасные изделия)=38/176*100=21,59%
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|