Внутренняя норма доходности (ВНД)
Чистый дисконтированный доход (ЧДД)
Чистый дисконтированный доход характеризует интегральный эффект от реализации проекта и определяется как величина, полученная дисконтированием (при постоянной ставке процента отдельно от каждого года) разницы между всеми годовыми оттоками и притоками реальных денег, накапливаемых в течение горизонта расчета проекта:
,(2.1)
где Пt потоки наличности в годы t = 1,2,3,…, Т; Т – горизонт расчета; Д – ставка дисконтирования. Формулу по расчету ЧДД можно представить в следующем виде: ЧДД = П(0) + П(1) × Кt + П(2) × К? + … + П(Т) × Кt,(2.2) где Кt – коэффициент дисконтирования. Чистый дисконтированный доход показывает абсолютную величину прибыли, приведенную к началу реализации проекта и должен иметь положительное значение, иначе инвестиционный проект нельзя рассматривать как эффективный.
Внутренняя норма доходности (ВНД)
Интегральный показатель, рассчитываемый нахождением ставки дисконтирования, при которой стоимость будущих поступлений равна стоимости инвестиций (ЧДД=0). Если проект выполняется за счет заемных средств, то ВНД характеризует максимальный процент, под который возможно взять кредит, чтобы рассчитаться из доходов от реализации. При заданной инвестором норме дохода на вложенные средства инвестиции оправданы, если ВНД равна или превышает установленный показатель. Этот показатель также характеризует «запас прочности» проекта, выражающийся в разнице между ВНД и ставкой дисконтирования (в процентном исчислении). Индекс рентабельности (доходности) (ИР):
,(2.3)
где ДИ – дисконтированная стоимость инвестиций за расчетный период (горизонт расчета).
Инвестиционные проекты эффективны при ИР большем 1. Срок окупаемости служит для определения степени рисков реализации проекта и ликвидности инвестиций. Различают простой срок окупаемости и динамический. Простой срок окупаемости проекта – это период времени, по окончании которого чистый объем поступлений (доходов) перекрывает объем инвестиций (расходов) в проект, и соответствует периоду, при котором накопительное значение чистого потока наличности изменяется с отрицательного на положительное. Расчет динамического срока окупаемости проекта осуществляется по накопительному дисконтированному чистому потоку наличности. Дисконтированный срок окупаемости в отличие от простого учитывает стоимость капитала и показывает реальный период окупаемости. Простой и динамический сроки окупаемости мер государственной поддержки определяются по аналогии с расчетом срока окупаемости проекта. Бизнес-план предприятия
Успех предприятия может быть обеспечен, если все имеющиеся ресурсы будут направлены на достижение единой цели и использованы с максимальным эффектом. Этому в значительной степени способствует разработка и внедрение бизнес-плана работы предприятия. Бизнес-план является программой эффективного управления предприятием, направленной на повышение его конкурентоспособности и устойчивого финансового положения. В бизнес-плане формируются и обосновываются цели предприятия, определяются пути их достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели. Бизнес-план предприятия представляет собой комплексный план развития организации на определенный период и наряду с отчетными финансовыми документами служит главным документом производственной деятельности. Бизнес-план разрабатывается для обоснования текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности.
Бизнес-план может быть составлен на период 3-5 лет: на первый (текущий) год с детальным рассмотрением хозяйственной деятельности предприятия в предстоящие 12 месяцев и укрупненно на последующий период. Такой план включает описание предприятия, его потенциальные возможности, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развитии бизнеса. В нем отмечаются возможности рисков, т.е. показывается, что их существование учтено в плане и намечены меры по их снижению. Составлению бизнес-плана должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепризнанных стандартов. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи предприятия. 1. определить конкретные направления деятельности предприятия, рынки, и место предприятия на этих рынках; 2. сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику; 3. определить состав и показатели товаров и расходы по их созданию и реализации; 4. выявить соответствие имеющихся кадров фирмы и условий мотивации их труда; 5. оценить финансовое положение фирмы и оценить соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; 6. предусмотреть трудности, которые могут возникнуть и помешать практическому выполнению бизнес-плана. 7. выступает как средство самоорганизации, основа корпоративного планирования. В условиях рыночной экономики все предприятия разрабатывают бизнес-планы. Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукты для достаточно устойчивого рынка при росте объема производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование предпринимательства и поиск путей снижения его издержек. Однако, все эти предприятия постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции. Предприятия, выпускающие продукцию при постоянном риске, систематически работают над бизнес-планом с целью освоения новых видов продукции, перехода на новые поколения изделий.
Если предприятие не имеет достаточных собственных мощностей для осуществления намеченного роста производства, то оно может пойти путем привлечения инвестиций, либо путем поиска партнеров, для чего также необходим бизнес-план. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или нескольких взаимодополняющих продуктов. Помогает бизнес-план и при поиске инвесторов, кредиторов, а также при принятии решений о расширении предприятий. Бизнес-план является основным документом для финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий. С его помощью: · вырабатывается стратегия выживания предприятия; · составляется план проведения реорганизационных мероприятий; · организуется управление предприятием в условиях кризиса; · обосновывается необходимость и возможность предоставления предприятию государственной поддержки. В настоящее время разработка бизнес-плана полезна для всех белорусских предприятий, так как большинство из них испытывают финансовые затруднения, либо осваивают рынки сбыта. А бизнес-план это документ, ориентированный на достижение успеха главным образом в финансово-экономической области. Содержание и структура бизнес-плана предприятия строго не регламентированы, и в отличие от плана производственно-хозяйственной деятельности он может содержать произвольное число разделов, различные содержание, наполнение. Предприятия самостоятельно определяют структуру и объемы разделов бизнес-плана, но при этом необходимо учитывать следующие основные факторы: особенности применяемой технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуг), степень проработанности тех или иных вопросов и др. Какова бы ни была структура бизнес-плана, он всегда будет содержать основополагающие разделы, такие как маркетинг, производство, финансы (рис.6).
Аналогично бизнес-плана инвестиционного проекта бизнес-план предприятия может разрабатываться на основе Методических Рекомендаций по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Вместе с тем, ряд министерств и ведомств предусматривают для своих подведомственных организаций собственные Положения, рекомендации.
Так, в республике действуют Отраслевые рекомендации по разработке бизнес-планов организаций Министерства промышленности. Отраслевые рекомендации предназначены для обеспечения методологического и методического единства при разработке краткосрочных (годовых) прогнозов развития для всех организаций системы министерства. В основу Отраслевых рекомендаций положены концептуальные положения развития Министерства на год с учетом выделения в них целевых параметров экономического роста производства, увязанных с макропоказателями развития народнохозяйственного комплекса страны. Отраслевые рекомендации включают: · оценку современного состояния организаций с выделением закономерностей и тенденций его развития; · обоснование целей и задач, важнейших направлений экономического развития; · определение внешних и внутренних факторов и условий эффективного развития; · установление конкретных параметров и приоритетных направлений развития организаций. Цель составления бизнес-плана, в соответствии с Отраслевыми рекомендациями, заключается в том, чтобы помочь руководству организации сформировать наиболее полную картину положения организации и возможностей ее развития. Бизнес-план организаций Министерства промышленности должен содержать резюме и разделы основного плана: · характеристика организации и стратегия ее развития; · стратегия маркетинга; · прогнозирование производства продукции; · управление качеством продукции; · производственные мощности; · прогнозирование научно-технического развития; · прогнозирование издержек, снижение затратоемкости и материалоемкости; · трудовой потенциал; · прогнозирование финансово-хозяйственнной деятельности; · реструктуризация; · инвестиционный план; · расчет эффективности бизнес-плана; · определение мер макро- и микроуровнего характера, обеспечивающих достижения целей и задач. Для оценки эффективности бизнес-плана используют комплексную систему показателей, включающую: основные финансовые показатели работы организации (объем реализованной продукции, себестоимость продукции, прибыль, численность работающих, фонд оплаты труда, основные фонды); качественные показатели, характеризующие эффективность производства за счет интенсивной деятельности предприятия (рентабельность, затраты на 1 руб. реализованной продукции, материалоемкость, фондоотдача, производительность); показатели, характеризующие финансовую силу предприятия, его ликвидность (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, оборачиваемость капитала, коэффициент восстановления платежеспособности).
Бизнес-планы организаций Министерства промышленности Республики Беларусь подлежат экспертизе и оценке в его отраслевых и функциональных управлениях. При наличии замечаний, выявленных в процессе проведения экспертизы и рассмотрения бизнес-плана, документ возвращается на доработку и повторное представление.
Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
Как уже отмечалось, основным методическим документом, определяющим состав, структуру и содержание бизнес-планов, разрабатываемых в Республике Беларусь, являются Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Данный документ устанавливает основные рекомендации по составлению бизнес-планов, систематизирует наиболее важные определения и понятия бизнес-планирования, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов. В процессе разработки бизнес-планов могут использоваться различные методики и пособия, выбор которых сегодня достаточно широк. Имеются различные типовые иностранные методики. Среди них наибольшую популярность получили: «Руководство по оценке эффективности инвестиций», подготовленные ООН по промышленному развитию (методология ЮНИДО) и его компьютерный вариант «Комфар». При всем разнообразии методик в них соблюдаются определенные принципы построения бизнес-планов, состав разделов, которые различаются незначительно. На какой методике, пособии остановиться – не принципиально. Важно, чтобы разработанный документ содержал ряд обязательных разделов, в которых анализируются конкретные аспекты; исходная и итоговая информация (показатели) была достоверна и базировалась на документальных источниках и расчетах. В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению. В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана. Она включает: 1.Титульный лист; 2. Вводная часть (резюме); 3. Анализ положения дел в отрасли; 4. Сущность проекта; 5. План маркетинга; 6. Производственный план; 7. Организационный план; 8. Оценка рисков; 9. Финансовый план; 10. Приложения. Предлагаемая структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана, объем, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений зависит от специфики проекта, которая обусловлена: · размером предприятия; · характером проекта; · условием финансирования; · величины предполагаемых инвестиций и специфики потенциального инвестора; · целью разработки и др. В таблице 2 приведены состав, наименования разделов, их цели для бизнес-планов, разрабатываемых за рубежом и в нашей практике. Как правило, в деталях они различны, но в принципе – одинаковы.
Таблица 2 Состав разделов бизнес-плана и их цели
По объему, полноте изложения фактов бизнес-планы могут быть 3 видов: 1. Полный – содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы, хранится у руководителя и предъявляется ограниченному числу лиц. Объем полного бизнес-плана может составлять порядка 100 страниц, длительность разработки – 3-5- месяцев, при численности группы разработчиков – 7-10 человек. 2. Достаточный (краткий) – содержит все разделы бизнес-плана по предлагаемому варианту и не обязательно включает подробные расчеты. Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия. Объем такого бизнес-плана 30-50 страниц; при сроке разработки 1 месяц группой 2-3 человека. Выступает как основа для переговоров с потенциальными партнерами, инвесторами. 3. В виде «резюме» («проспект») – содержит краткие выводы по каждому разделу, без обоснования и расчетов. Может содержать от 1 до 7 страниц с ответами без решений, имеет значение некоей «визитной карточки» или даже рекламы. Как и любой другой плановый документ, бизнес-план разрабатывается с учетом принципов. Часть их уже была рассмотрена ранее, применительно к традиционному планированию. Учитывая особенности бизнес-планов, приведем еще раз основные принципы планирования, дополнив их специфическими, характерными только для этого документа: 1. Гибкости – приспособления первоначально разработанных планов к изменяющимся условиям (введение плановых резервов, применение эвентуального (на случай) планирования, альтернативных планов); 2. Непрерывности – планирование должно иметь скользящий характер, по истечении части планового периода составляет обновленный план; 3. Коммуникативности – взаимосвязь и взаимозависимость всех разделов, показателей; 4. Интерактивности – творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составленных разделов; 5. Многовариантность расчетов; 6. Адекватности – т.е. отражение реальных проблем; 7. Участия – предусматривает вовлечение в процесс планирования всех участников, в том числе личное участие руководителя предприятия; 8. Динамизма – необходимость постоянной корректировки, пополнения и обновления важной информацией, т.к. даже самый лучший бизнес-план может поменять смысл при изменении условий; 9. Наглядности – система подачи текста должна быть четкой, логичной, последовательной. Структура бизнес-плана и последовательность его разработки – не одно и то же. Т.е. нельзя утверждать, что существует некая линейная схема, а в ней позиции №1, №2 и т.д. Здравый смысл подсказывает, что это не так. Особенности систем, их функционирования, состояния дел приводит к появлению различных подходов, различных последовательностей разработки бизнес-планов. Для одних главное маркетинг, для других персонал, а для третьих – и то, и другое. Чаще бизнес-планы разрабатываются методом итераций, по нескольку раз возвращаясь к тому или иному разделу. Один из вариантов составления бизнес-планов приведен на рис. 7.
1 – принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 – анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию; 3 – выбор продукции или услуги, производство которых будет являться целью проекта; 4 – исследование рынка сбыта; 5 – прогноз объема сбыта; 6 – выбор места для осуществления коммерческой и (или) производственной деятельности; 7,8 – разработка плана производства; 9 – разработка организационного плана; 10 – разработка юридической схемы; 11 – расчет издержек; 12 – решение вопросов страхования; 13 – разработка финансового плана; 14 – написание резюме к бизнес-плану. Составлению бизнес-плана должны предшествовать следующие работы: · анализ и оценка текущего состояния предприятия; · анализ возможностей и проблем рынка (потребители, конкуренты…); · состояние отрасли и ее влияние на предпринимательскую деятельность; · определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый период; · определение планов действий, предпринимаемых для достижения целей и определение необходимых ресурсов. При составлении бизнес-плана используются статистическая, бухгалтерская и другая информация. Бизнес-план обычно составляется на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости. Бизнес-план разрабатывается в соответствии с приказом (распоряжением), издаваемым руководителем предприятия или заданием на разработку, если в качестве разработчика выступает привлеченная организация. Этапы разработки бизнес-плана: · 1 шаг – предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать: учебники, положения, рекомендации, курсы и др.; · 2 шаг определение внешних и внутренних целей разработки, цели вытекают из перечня проблем, которые призван решить бизнес-план; · 3 шаг определение круга читателей бизнес-плана. Это определяет специфику содержания, стиль, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности, экономических показателей; · 4 шаг – установление общей структуры бизнес-плана; · 5 шаг – сбор информации для подготовки разделов бизнес-плана; · 6 шаг – непосредственное написание бизнес-плана; · 7 шаг – экспертиза бизнес-плана (независимая, авторитетным сотрудников или вышестоящей организацией, для самоуспокоения). В процессе разработки бизнес-плана могут подготавливаться два или более альтернативных варианта с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов. В этом случае следует проводить сравнительную характеристику вариантов бизнес планов. Содержание бизнес-плана должно отражать результаты единственного варианта, выбранного заказчиком для реализации. Разработку бизнес плана следует осуществлять отдельными блоками, позволяющими комплектовать ту или иную структуру в зависимости от требований заказчика. Особые требования должны предъявляться к изложению материала, стилю написания бизнес-плана. В зарубежной практике принято разработку бизнес-плана осуществлять с привлечением экспертов и консультантов. Для объективной оценки подготовленного документа проводится его проверка специализированными организациями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|