Возраст участников: от 6 лет.
Содержание
Перевод с немецкого
Н. Серебренникова (введение)
Т Мухаматулин (главы 1—4)
Художник
Матиас Хюттер
Фопель К.
Ф 789 Привет, глазки! Подвижные ИГрЫ ДЛЯ детей 3—б лет: Пер. с нем. —
М.: Генезис, 2005. —143 с.
Предлагаем вниманию читателей новое издание К. Фопеля — пять книг с общим подзаголовком «Подвижные игры для детей 3—6 лет». В этих книгах представлены групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательными, собранными. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В книге «Привет, гладки!» собраны игры и упражнения, способствующие тренировке глаз, развитию зрительного восприятия в целом. Они помогут детям научиться тонко дифференцировать зрительную информацию, манипулировать движущимися предметами, правильно оценивать расстояние и ориентироваться в пространстве.
Книга адресована психологам, воспитателям, родителям.
1$ВГ’4 3-89403-360-б (нем.)
IВ1’ 3-89403-363-0 (нем.)
18В?4 5-98563-031-5 (рус.)
Отиздательства 8
Предисловие 10
Введение 12
Глава 1. Глаз-алмаз 21
1. Привет, лазки1 24
2. Прищепка для белья 25
3. Карандаш 26
4. Вокзалы 28
5. Спички без головок 30
б. Кого нет7 32
7. Сильный ветер 33
8. Подвижная игрушка 34
9. География комнаты 36
10. Охота на дракона 37
11. Запомни и покажи 39
12. Заколдованный круг 41
13. Бумага и карандаш 43
14. Игра с тенью 44
15. Колдовской котел 45
16. Разноцветнiiй мир 47
17. Поймай лисуi 48
18.Наперстки 49
19. Пожарная команда 50
20. Узел 52
21.Стопi 53
Глава 2,. Зеркало и тень 54
22. Волшебные платки — 1 56
23. Волшебные платки — 2 58
24. Я кот Мур-мур 60
25. Смешные лица 61
26. Маленькие индей цы 62
УДК 159.98 ББК 88.4
Ф 789
Ьеi iаiсоргеаа, а1г1iацiеп, 1996. © Издательство «Генезисв, 2005.
27. Индейский вождь. 64
28. Зеркало и тень 65
29. Музыкальное зеркало 66
ЗО. детективы 67
З1.делай,какя 69
32. Простые фигуры 70
33. Создаем фигуры 71
Глава 3. Ориентация в пространстве 72
34. Звезда 74
35. Маленькие солнышки 75
36. Гигантский мяч 76
37. Трудолюбивые пчелы 77
38. Горы и долины 79
39. Волшебные ножки — 1 81
40. Волшебные ножки — 2 82
41.Гдеты7 83
42. Перо на ветру 84
43. Автомобиль и водитель 86
44. Терпеливые руки 87
45. Личное прост.ранство 88
46. Цветные шарики 89
47. Шарик лопнулi 91
48. Вечное движение 93
49. Привет’ 95
50. Мотоцикл 96
51. Прадедушка 97
52. Велосипедисты 98
53. Выше — ниже 99
54. Ура1 100
55. дельфин и рыба 101
56. Торнадо 102
57. Вращающаяся дверца 103
58. Горшок с золотом 104
59. Ведьмин лес 106
60. Уборка 107
Глава 4. Экспериментируем с формой 109
61. Играем с газетой 110
62. Рисунок из шерстяных ниток 112
63. Украшаем комнату 113
64. Кто мы7 114
65. Волшебные спички 115
66. Круги, квадраты, треугольники 116
67.Вигвам 118
68. Большая картина из спичек 120
69. Круг 122
70.ЭврикаI 124
71. Необычная загадка 125
72. Что за буква перед нами7 127
73. Волшебный ком 129
74. движение по кругу 130
75. Рождение скульптуры 131
76. Групповая скульптура 132
77. Живая скульптура 134
78. Семья моей мечты 135
79.Желание 136
80. Коллаж 137
Приложение 139
От издательства Моей внучке
Уважаемый читатель!
МЫ рады предложить вашему вниманию новую серию
книг немецкого психолога Клауса Фопеля.
Имя этого автора хорошо известно нашим читателям. Многие
из его книг выдержали уже не одно издание на русском языке.
«Как научить детей сотрудничать?», «Игры для детских вечеринок»,
«Энергия паузы» — эти названия прекрасно знакомы тем, кто работает
с детьми и подростками.
Новый комплект включает в себя пять книг, в которых представлены
групповые подвижные игры, помогающие малышам научиться
ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с
другими детьмИ и ведущим, быть внимательными, собранными.
«Привет, ножки!», «Привет, ручки!», «Привет, глазки!», «Привет,
уаiки!>, «С головы до пят» — названия книг говорят сами за
себя и отражают основное назначение игр, собранных в той или
иной книге. Они предназначены для тренировки ног и рук, глаз и
ушей, всего тела в целом. дети учатся бегать и прыгать, ползать и
лазать, бросать и ловить, совершать тонкие манипуляции с предметами,
внимательно прислушиваться и присматриваться, различать
звуки и образы, ориентироваться в пространстве, действовать по
образцу, спонтанно двигаться под музыку, расслабляться и справляться
со стрессом и многому другому. Ведь именно в игре дети осваивают
мир, пробуют, примеряют на себя разные роли, переживают
успех и неудачи.
Игры предназначены для работы с детьми 3—6 лет, однако иг-
рать в них с успехом могут и более старшие дети, и даже взрослые.
Мы надеемся, что эти книги помог’т вам в работе и в обычной
жизни, что с их помощью задача обучения, воспитания и раз-
вития детей станет для вас значительно более легкой и приятной.
8
Предисловие
Книги с общим подзаголовком «Подвижные игры для детей 3—6 лет» — сборники разнообразных игр для дошкольников. Однако игры направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие, развивают чувство пространства и чувство ритма.
Задания будят любопытство детей, формируют у них готовность к обучению, дают возможность задействовать в игре все свое тело и творчески выразить себя без слов, облегчают процесс вхождения в группу трудным, замкнутым и гиперактивным детям, включая их в совместную деятельность.
Вы найдете в книгах более 400 веселых и оригинальных игр, которые облегчат вашу работу и помогут детям лучше узнать свое тело и сформировать позитивный образ себя.
Для нас не столь важны отдельные успехи или неудачи детей, главное — готовность маленького человечка отвечать новым жизненным требованиям. Каждый ребенок вправе совершить ошибку, которую может сам увидеть и исправить. Играя, малыш задействует свое тело, справляется с новым для него заданием, что приносит ему несомненное личное удовлетворение.
Игры учат вьщержке и умению справляться с сиюминутными фрустрациями, с которыми постоянно сталкивается дошкольник. Участвуя в этих играх, дети смогут прочувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности. Очень важно, что упражнения дают детям опыт позитивных социальных взаимодействий
Ни один ребенок не игнорируется и не исключается из игры. Все дети получают поддержку.
Способность умело и красиво двигаться — одно из важных условий дальнейших социальных достижений ребенка. Участвуя в подвижных играх, он учится воспринимать «интеллеюг» и эстетику своего тела, что, в свою очередь, необходимо для формирования и развития положительной я-концепции.
Клаус Фопель
Зальцхаузен, апрель 1996
Введение
Мы предлагаем вашему вниманию разнообразные игры — тихие и подвижные, развивающие восприятие и эмоциональную сферу детей, воображение и конкретные навыки. Эти игры можно проводить в помещении и на улице, в солнечную и дождливую погоду, в любое время суток. С их помощью можно развлечь детей, сблизить и подружить их, а также многому научить, способствуя таким образом их развитию. детям от трех до шести лет важно учиться:
- концентрироваться,
- быть внимательными,
- наблюдать за окружающими и учиться у них,
- сотрудничать с другими,
- доверятЁ,
- быть самостоятельными,
- проявлять инициативу,
- развивать выдержку,
- справляться со стрессом и расслабляться,
- наблюдать за собой,
- развивать позитивный образ своего тела,
- ловко двигаться.
В этих книгах собраны специально разработанные групповые игры, которые предоставляют психологам, воспитателям детских садов, учителям начальной школы и родителям прекрасную возможность с легкостью достичь перечисленных целей.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройка
или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесньте, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным. Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Благодаря этому в школе им будет легче перерабатьивать информацию и выполнять задания по образцу. Игры пробуждают в детях любопытство, которое вызывает у них желание экспериментировать и помогает добиваться результата, развивают решитель- ность и силу воли, умение видеть разные возможности, принимать решения и справляться с проблемами. дети, обладающие такими достоинствами, становятся успешными в школе и лучше воспринимают новые задачи.
Тщательно отобранньте и хорошо спланированные игры помогают детям чувствовать себя успешными и компетентными. Мы стараемся создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Никто не исключается из игры, никто не становится Неудачником». Основная цель — не достижение совершенства, а развитие.
Все игры структурированьт так, чтобы детям не было страшно или скучно, чтобы каждый чувствовал себя нужным. Особенно важно для нас, чтобы ребенок получал удовольствие от игры, ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие событий и взаимодействие детей. Игры создают атмосферу, в которой развиваются доверие, самостоятельность, инициатива, дисциплина и готовность помочь.
Эти книги не содержат завершенной программы, не являются предписанием. В них представлены игры и упражнения, которые легко могут быть адаптированы к различным ситуациям и разным детским группам и способствуют общему развитию детей.
ДОВЕРИЕ, ИНИЦИАТИВА И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Доверие. доверие к другим детям и к ведущему (психологу, воспитателю, учителю) — существенный фактор развития детей в любом возрасте. дети нувщаются в атмосфере безопасности и надежности. В незнакомых ситуациях и перед лицом новых требований ребенку особенно важно ощущать, что его принимают. Только в доверительной атмосфере он может рисковать и пробовать что-то новое, только в этих условиях он начинает верить в себя: «Я способный, у меня по- луч ается!
Поэтому важно, чтобы дети играли в некоторые игры несколько раз и привыкали к определенным требованиям. Тогда у ребят появится чувство непрерывности, они научатся распознавать образцы и взаимосвязи. Если у детей есть чувство безопасности, если они могут прогнозировать ситуацию, если они ощущают, что их компетентность возрастает, они не боятся снова и снова рисковать, пробовать, ставить эксперименты, учиться и развивать самостоятельность.
самостоятельность. дошкольники становятся все более независимыми, уверенными в себе и самостоятельными. У них постепенно развивается чувство идентичности, они обнаруживают, что могут выбирать, решать, какие требования готовы принять и стоит ли рисковать.
Эта новая уверенность в себе неизбежно ведет к тому, что дети начинают ставить под сомнение авторитеты, иногда отказываясь делать что-либо, обретают способность говорить «нет». Поэтому важно, чтобы дети могли сами решать, насколько они готовы к риску, выбирать, каким образом будут выполнять задание, учиться делать что-то вместе с другими и принимать на себя ответственность.
Растущая самостоятельность развивает их уверенность в себе и в дальнейшем помогает проявлять инициативу.
Инициатива. дошкольникв с удовольствием экспериментируют, примеряют на себя различные роли и начинают
лучше понимать, что им самим больше нравится. Они готовы действовать лишь в знакомом, безопасном окружении. Поэтому необходимо создавать условия, в которых дети могли бы iiробовать, искать альтернативы, рисковать, участвовать в реiiiснии задач и время от времени выступать в роли лидера.
Подвижные игры помогают развить у детей доверие, ответ‚iвенность, инициативу. В результате ребята становятся более еамостоятельными в жизни.
Играя, они могут:
• учиться наблюдать за своим окружением, осознанно его воспринимать и задумываться над тем, что увидели и ус-лышали; • пробовать новое, оценивать свое поведение и что-то в нем менять;
• на основе своего опыта делать прогнозы и оценивать последствия;
• развивать социальные, эмоциональные, познавательные и физические способности;
• различать, какие способы поведения целесообразны, а какие — неуместны;
• учиться творчески, с исследовательским интересом подходить к решению задач.
К тому же все дети учатся ловко, непринужденно и красиIю двигаться,. а это тоже является важной предпосылкой развития уверенности в себе.
ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивосгн, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми.
Подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядньи. Не только ведущий, но и все участники игры
быстро получают обратную связь. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, научиться справляться неудачами и переживать успех. Как правило, у каждого ребенка успешных случаев бывает больше, чем неудач. действия, которые предлагается осуществить ребенку (справиться с проблемой, принять практическое решение, достичь определенного результата), iговышают его способность рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важ- ны для нормального развития ребенка.
Чтобы подвижные игры могли развивать у детей образ «я» и чувство компетентности, мы старались соблюдать следующие основные принципы.
• В играх создаются разнообразные возможности ддя эксперим ентирования и получения нового опыта; каждый ребенок может побьить в центре внимания и почувствовать себя успешным.
• Благодаря тому, что предлагаемые задания выполняются разными способами, дети могут играть в соответствии со своими возможностями.
• Игры составленьи так, что опасность получить физическую или эмоциональную травму минимальна.
• Цели игр ясны и достижимы.
• дети быстро получают обратную связь на свои действия и могут почувствовать и понять, что является причиной, что — следствием.
• Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником как нового опыта, так и (по большей части) веселья и удовольствия.
• дети имеют возможность повторять свои попытки, чтобы постепенно приближаться к решению задачи.
• Игры построены так, чтобы у ребенка развивались тер- пение и способность выдерживать ожидание.
• достижение желаемой цели требует от ребенка как самоконтроля, так и спонтанности.
• Тщательно продуманное музыкальное сопровождение и хорошо подобранньий реквизит способствуют эстетическому развитию ребенка.
• Образы, метафоры и небольшие истории развивают фантазию детей.
• Игры построены таким образом, что все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь.
• Ни один ребенок не исключается из игры. Только отдельные игры имеют соревновательньий характер.
ПРАКТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ
1. В начале занятия вы можете использовать игры из книги «С головы до пят», глава «Напряжение и расслабление». Целый ряд игр предназначен для «разогрева»*.
2. дошкольники любят знакомое, им нравится надежность повторяющегося. Когда они уже знают, что надо делать, они в состоянии оценить свои действия и заранее предположить, что можно опробовать в игре. Поэтому мы рекомендуем чаще повторять игры, чтобы дети имели возможность изменять свое поведение и совершенствовать ловкость. Кроме того, многие игры становятся горячо и искренне любимыми, и дети хотят играть в них снова и снова.
* в приложении приведен Указатель игр, классифицированньтх в соответствии с задачами работы ведущего. — Примеч. ред.
З. В ПОДВИЖНЫХ играх особенно важно поддерживать дисцигiлину в группе. Внимание детей должно быть сосредоточено на вас. Вы можете продемонстрировать образец выполнеНИЯ задания, обратившись К ОДНОМУ ИЗ детей с вопросом: «А ты так сумеешь?» Это поможет вам контролировать группу. Вы не должны давать длинных объяснений, поскольку маленькие дети быстро теряют терпение, если им приходится ждать, — ИМ нужно действовать немедленно. И еще один совет: внимание детей можно сконцентрировать, показав им небольшую плюшевую игрушку или что-то подобное и сказан: «Тише, тише! Пусть этому малышу будет с нами хорошо. Он хочет знать, во что мы сейчас сыграем».
4. В конце занятия рекомендуется иногда возвращаться к «Завершающим играм» из книги «С головы до пят». С помощью этих игр можно поднять настроение детей на весь оставшийся день.
5. Время от времени кто-то из детей или вся группа нуждаются в более тесной эмоциональной связи с вами. Для них вы очень значимая поддерживающая фигура, и иногда дети испытывают потребность в дополнительном внимании с вашей стороны. Не забывайте об этом.
б. Дошкольники очень энергичны и деятельньт. При этом они должны учиться развивать самоконтроль. Включайте в план занятия игрьт, помогающие детям решить эту задачу.
7. Некоторые игры можно использовать, чтобы помочь детям конструктивно выразить свою агрессию и улучшить взаимоотношения друг с другом.
8. Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям.
• Вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их.
• Чтобы все дети справились с заданием, снизьте темп игры и дайте дополнительное время.
• С помощью интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе.
• Повторяйте задание несколько раз, пока дети не поймут идею игры. В некоторых случаях мы рекомендуем вам принять активное участие в игровом процессе или показать детям отдельные движения, чтобы у них был образец для подражания. Конечно, ПО своему желанию, вы можете сделать это на любом этапе игры.
• повторите игру через пару дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать. Главная цель детей — не победа на мировом чемпионате, а ощущение возрастающей компетентности.
• Чтобы дети лучше смогли выполнить задание (например, н играх, где малыШИ работают с НССКОЛЬКИМИ мячами или воздушными шарами), уменьшите количество реквизита.
9. поддержиВайте сотрудничество и взаимопомоЩЬ в группе. Обращайте внимание на то, чтобы соблюдался баланс между играми, в которых дети участвуют по одному, и играми, в которых они выполняют задание с партнероМ, в малых групнаХ, вместе со всей группой. Младшие дети должны постепенно учиться взаимодействовать со взрослым и со сверстииками ‘З группе. Чем старше дети, тем больше удовольствия они получают от совместной работы и помощи другим.
10. Иногда необходимо усложнить игру. Проследите за тем, чтобы часть детей имели возможность выполнять более слоЖные действия, но не делайте игру труднее для всей группы. Важно, чтобiт каждый ребенок мог определять для себя степень сложности самостоятельно.
11. Игры должны способствовать развитию детей. Учитыiiайте, что некоторые дети добиваются успеха медленно. Внимательно наблюдайте, как меняются реакции ребенка на одну и ту же игру при ее поВторении. Дети лучше всего учатся, когда полагаются на собственный ОПЫТ. Поэтому попытайтесь так организовать процесс обучения, чтобы ребята могли подумать над тем, что они делают. Исследовательсй подход включает фазЫ поиска и неуверенности. Старайтесь избегать ситуаций, когда вы доВОЛЬНы лишь в том случае, если игра идет совер1
шенно гладко, все дети поступают одинаково или делают задание «правильно»
12. Конечно, хорошо, когда в игре участвуют все дети, но дайте им право ВЫЙТИ из игры ИЛИ ИДТИ своим собственным путем до тех пор, пока они не мешают остальным.
13. Как руководИтелю группы вам следует ожидать успеха в той же степени, что и неудачи. Если вы Выбрали игру, которая не нравится детям, оставьте ее и попробуйте альтернативную ей. При выборе игры для группы позвольте себе Доверить- ся своей интуиции. Если вы хорошо знаете группу и вас вдохновляет какая-то игра, есть большая вероятность, что эта игра «сработает».
14. В целом ряде игр вам потребуется реквизит. Самое непривычное — шифоновые платки, которые очень нравятся и взрослым, и детям. Приобретение таких легких «волшебных» платков стоит того, вы будете долго использовать их во многих играх. другие часто Используемые материалы есть в любом оборудованном детском саду ИЛИ группе продленного дня начальной школы: шерстяные одеяла, гимнастические матьт, мячи различной вёЛИчИны, прьтгалки, воздушные шары, обручи, простыни, маленькие подушечки. Карандаши, спички и губки также легко приобрести.
15. В некоторых играх мы рекомендуем использовать музыку, в других она неуместна. Мы убеждены, что подходящее музыкальное сопровождение является замечательным источником вдохновения во многих подвюкньтх играх, в которых как ведущий, так и участники получат много удовольствия и достигнут желаемого. При выборе музыкальных фрагментов мы руководствовис собственным Вкусом, вы можете выбрать что-то другое, что больше нравится и подходит вам и детям.
Глава 1
Глаз-алмаз
Физиологическое развитие глаза ребенка заканчиiется примерно к двум годам. В этом возрасте глазное яблоко становится таким же, как и у взрослого. Мускулатура, которая осуществляет движение глаз, а также все важные нервные окончания сформированы. Но мы знаем, что ребенку потребуется еще много времени для того, чтобы в соверiвснстве освоить работу этого биологического механизма. Чтобы эффективно использовать собственное зрение, он должен накопить огромный опыт, который позволит ему праi ильно и полно воспринимать и понимать все обилие визувльной информации.
Развитие осмысленного вйдения у детей — важная задача. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребенок осваивает связанные с ним функции — манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо.
В идеальных условиях, в увлекательном окружении и при обилии возможностей для игры, ребенок овладевает способностью тонко дифференцировать зрительную информацию.
Тем не менее многие дети отстают в своем развитии. Родовьте микротравмы головного мозга, вызванные недостатком кислорода, могут привести к трудностям, которым особенно подвержены первенцы (в первую очередь мальчики). Ригидньте методы воспитания, запугивание или агрессивная среда также отрицательно влияют на развитие осмысленного восприятия. С помощью специальных игр мы можем помочь детям частично наверстать упущенное, развить их зрительную память.
Прежде чем перейти к этой теме, кратко опишем важнейшие свойства зрительного восприятия.
1. Острота зрения. Это наше умение замечать мелкие детали движущихся и неподвижных объектов. Нет ничего удивительного в том, что острота зрения при взгляде на движущиеся объекты развивается немного позже, особенно интенсивно это происходит в два периода: между пятью и семью годами и между девятью и двенадцатью годами.
2. Пре дметность зрительного восприятия. Это способность выделять какой-то предмет из его видимого окружения. В возрасте между тремя и четырьмя годами это качество развивается довольно медленно, пиком развития становится возраст между четырьмя и шестью годами.
3. Объемность зрительного восприятия. Это возможность воспринимать предмет трехмерно. Мы можем распознать поверхностную структуру предметов, видим предметы в перспективе. Трехмерность воспринимаемой картины — первая информация, поступающая в головной мозг. Кроме того, даже когда мы закрываем глаза, мы можем представлять объемные предметы. Развитие трехмерного зрения еще не до конца изучено. У детей в возрасте трех-четырех лет часто появляется так называемая ложная трехмерность в оценке размеров вещей. В пять—семь лет количество таких ошибок ощутимо падает. Когда мы просим детей кцдать или ловить предметы, мы должны представлять, какие трудности нужно преодолеть малышу, чтобы научиться манипулировать с объектом, движущимся в пространстве. Когда ребенок, к примеру, хочет поймать летящий мячик, то, предупреждая возможные последствия, он сначала предпочитает защититься, слегка отклонив голову. Он смотрит на мяч тблько одним глазом, и этой «одноглазой» информации ему недостаточно, чтобы скоординировать движения. В полном объеме трехмерное зрение появляется у ребенка в возрасте около двенадцати лет, однако это умение необходимо развивать и впоследствии.
В этой главе собраны игры, которые помогают развивать н.мысленНое вйдение. Мы предлагаем разнообразные упражН СПИЯ, которые вызывают у детей любопытство и желание научиться тому, что уже умеют делать старшие дети и взрослые. IIри этом, радуясь успехам детей, ведущий не должен забыщ’ть об их праве на ошибки, важно ПОМНИТЬ, что иМенно чер’э пробы и ошибки дети осваивают новое. Искусство ведущего группы состоит в том, чтобы выбирать подходящие игры и упражнеНИ51 предоставлять детям возможность учиться, Подбадривать группу и радоваться, когда дети преодолевают трудности.
ч
1 Привет, глазки!
Описание. Эта игра — превосходная разминка. У детей появляется возможность сконцентрироваться, сфокусировать взгляд и посмотреть в глаза друг другу. Таким образом дети учатся устанавливать контакт с другими.
Упражнение будет еще более приятным, если в ходе его выполнения будет звучать спокойная, красивая музыка.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Сядьте в круг на стулья (или на пол).
Я вижу много чудесных, больших, внимательных глаз. Я вижу карие глаза... серые глаза... зеленые глаза... голубые глаза.
Давайте попробуем поиграть в игру, в которой вы сможете разговаривать глазами. Вы знаете, как можно разговаривать глазами? Что вы говорите с их помощью, когда, например, закрываете глаза? А что вы говорите глазами, когда широко открываете их? Что вы говорите ими, когда мигаете? А как ведут себя ваши глаза, когда вы хотите сказать другому ребенку: «Привет, я хочу поиграть с тобой»?
Каждый из вас может попробовать посмотреть в глаза кому- нибудь на противоположной стороне круга. Когда этот человек посмотрит на вас в ответ, вы оба встаете и меняетесь местами. Проходя мимо, вы можете поприветствовать друг друга:
пожать руку, улыбнуться или сделать что-нибудь смешное, например, потереться носами...
(Количество участников должно быть четным, чтобы возможность поменяться с другим была у каждого.)
2 прищепка для белья
Описание. Задача участников — попадать в цель, закiщывая прищепки в емкости с разными — маленькими или (ольшими — отверстиями. Важно, что каждый ребенок может ыбирать, в какой именно сосуд ему целиться. Таким образом, 4)11 может оценить свои возможности и выбрать посильную для iсбЯ задачу. Кроме того, в этом упражнении дети тренируются в умении фиксировать цель и следить глазами за движуiцимся объектом. То обстоятельство, что они могут подниматься со с iюего места, делает для них задачу особенно привлекательной.
Материалы: вам понадобятся прищепкI4 и емкости с отверстиями разной ширины — например, консервная банкв, коробка из-под обуви, корзина для бумаг, цилиндрическая ивза и т.д.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Я хочу посмотреть, как хорошо ыi умеете целиться.
Один из яас садится на этот стул и получает три (или больше) прищепки. Он должен попробовать закинуть эти прищепки в одну из емкостей. При этом он сам решает, куда будет киДатЬ прищепки — в коробку, банку или вазу. Подсчитайте количество попаданий. Каждая пришепка, которая падает в емкость, считается попаданием.
(В начале упражнения вы можете сами поставить перед ре(,енком одну из емкостей. Спросите у малыша, удобно ли расположена емкость. Если группа большая или дети уже знакомы с этим упражнением, вы можете разделить ребят на тройки или четверки и поэкспериментировать, перемещая емкости в пространстве.)
З Карандаш
Описание. С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЫХ предметов дети МОГУТ поучиться концентрировать взгляд и ориентироваться в Пространстве.
Материалы: на каждого ребенка два НОВЫХ, КРУГЛЫХ, незаточенных карандаша.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. (Чтобы привлечь внимание детей, начните с упражнений на удержание равновесия.) Можете ли вы удержать карандаш, который лежит поперек вашего указателЬНого пальца? Сможете ли вы удержать его на другом пальце?.. А на другой руке? Сможете удержать его на лбу? Или на носу? Где ВЫ вообще сможете его удержать?
Теперь положмте, пожалуйста, карандаш на пол. Покатите карандаш по полу одним пальцем. А теперь покатите другим пальцем. Можете ли ВЫ катать карандаш кончиками пальцев?
Ложитесь на пол и попробуйте катать карандаш с помощью вашего дыхания. Для этого возьмите книгу и положите ее на пол рядом с карандашом. Подуйте на карандаш так, чтобы он попал в цель — дотронулся до книги. Попробуйте увеличить расстояние от карандаша до книги... Еще немного увеличим расстояние. (Это задание вдохновляет детей, но не следует делать более трех попыток — упражнение не должно привести к гипервентиля ции.)
А сейчас положите карандаш iак, чтобы один его конец смотрел вперед. Покажите мне, как вы двигаете карандаш с помощью больших пальцев вперед, потом назад, в одну сто-
i)IIу, в другую... При этом конец карандаша должен все времн указывать одно и то же направление — смотреть вперед.
А сможете ли вы двигать карандаш с помощью других часiей своего тела? Можете ли вы при этом следить за тем, чтоГы он все время указывал одно и то же направление?
Теперь положите на пол два карандаша рядом, на небольшом расстоянии друг от друга. Карандаши должны лежать париллельно друг другу и смотреть вперед. (Покажите их расположение на примере.) Знаете ли вы, что значит слово.параллельно»? Можете ли вы двигать карандаши вперед тольКо большими пальцами и при этом следить за тем, чтобы они оставались параллельньи друг другу? А можете ли вы двигать их назад? Можете ли вы двигать их как-то еще, чтобы они остапал ись параллельны?
А теперь снова положите их параллельно друг другу, но на iаком расстоянии, чтобы вы могли прыгать между ними...
Прыгните в пространство между карандашами...
Выпрьюгните отгуда...
Теперь, прежде чем вы снова прыгнете между карандашами, сделайте расстояние между ними больше...
Прыгните между карандашами... и еще раз... Вы можете прыгать на двух ногах одновременно или на одной ноге, как захотите.
Сделайте расстояние еще больше...
Хорошо!
4 Вокзалы
Описание. Чтобы вызвать у детей интерес, в этой игре мы используем простые истории. Когда дети заинтересованы, они могут выполнять несколько связанных друг с другом заданий одновременно. В первую очередь они должны научиться вьтстраивать маршрут и следовать ему. Это требует внимания и собранности. Более того, дети могут передвигаться разнообразными способами, а также потренироваться удерживать равновесие и координировать свои движения.
Материалы: вам понадобится один моток клейкой ленты, чтобы обозначать рельсы, и стулья, чтобы обозначать вокзалы. В начале игры прикрепите к полу клейкую ленту, отмечая интересный, изобилующий поворотами путь, так чтобы она образовала одну непрерывную линию. Какие-то участки пути могут быть прямыми, какие-то — извилистьгми. Вы можете сделать путь более интересным и увлекательным, соорудив на нем туннель (стол) и сделав объезды углов или крупной мебели. Каждый вокзал обозначается стулом, который расположен над путями. Вокзалов должно быть столько, чтобы с каж,дого из них могла стартовать группа из двух или трех детей.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция детям. Когда вы последний раз путешествовали по железной дороге? Смотрите, что здесь построено. Клейкая лента на полу показывает, где находятся рельсьи, по которым ходят поезда. Стулья — этО вокзалы, на которых поезда делают остановки. А вы будете поездами с пассажирами, которые едут из одного места в другое.
28
Я хочу, чтобы вы отправлялись с вокзала вдвоем, поэтому станьте так, чтобы у каждого вокзала было по два человека. Теперь нам надо узнать, в каком направлении будут ходить Поезда. Вы можете показать мне, в каком направлении вам удобно двигаться. Хорошо!
Сначала вы должны быть прыгающим поездом. Станьте, расставив ноги, над линией и прыгайте до ближайшего вокзаЛа, где мы выйдем из поезда, чтобы купить что-нибудь поесть...
(Когда все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите их, что именно они купили.)
Сейчас поезда отправятся дальше. Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайший вокзал. Теперь посэд должен прыгать только на одной ноге. Вы сможете удержать равновесие и прыгать на одной ножке? Когда вы достигнете ближайшего вокзала, мы сделаем перерыв, и вы сможете купить себе что-нибудь попить...
(Ког да все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите, что именно они купили.)
Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайшая станция. Теперь поезд должен добираться до нее, как крокодил, передвигаясь по полу на руках и ногах. Пути находятся между вашими руками и ногами, поэтому вы должны двигаться до ближайшего вокзала медленно. На следующей станции мы сделаем перерыв, чтобы купить что-нибудь, во что Вы сможете поиграть.
(Пусть дёти сообщат, что именно они купили на этот раз. дайте им возможность немного поиграть в воображаемую игру с тем предметом, который они купили. При необходимости поМогите организовать игру. Затем переходите к завершаю щему тапу.)
А теперь мы уберем все вокзальт, и у нас получится одна бесконечная железная дорога. Станьте так, чтобы линия была между вашими ногами. Положите руки на плечи ребенка, столщего перед вами. Первый ребенок — локомотив, остальные — вагоны. Пусть ваши руки будут вьитянуты так, чтобы вы могли видеть пол. Теперь покажите мне, как поезд медленно отправится в путь и проедет по всей дороге.
29
5 Спички без головок
Описание. Мы можем потренировать зрительную память детей и поучить их удерживать мелкие предметы. дети должны координировать движения глаз и рук и тщательно контролировать движения тела.
Лучше, если ребята будут босиком.
Материалы: вам понадобятся три спички без головок на каждого ребенка, которые следует приготовить до начала игры.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Я хочу посмотреть, можете ли вы играть с совсем мелкими предметами. Я дам каждому из вас по спичке. Сядьте здесь.
Теперь вы можете попробовать, как спичка держится на вашем пальце. Покажите мне, что вы делаете... Хорошо...
Сейчас вы получите вторую спичку. Положите обе спички на два разных пальца той же руки. Вы можете их удержать?..
Я дам вам еще и третью спичку. Можете ли вы удержать все три спички на трех разных пальцах той же руки?.. Молодцы!
Теперь попробуем с другой рукой. Сначала одна спичка... потом две... потом три... А сейчас подвигайте рукой. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не попадали с пальцев?
Можете ли вы удержать все трй спички на руке, на верхней части кисти, на плече, на предллечье?
Попробуйте с другой рукой. Подвигайте ею. Сколько дви ний вы можете сделать так, чтобы спички не упали? Теперь я хочу посмотреть, можете ли вы удерживать спички на ноге. Можете ли вы удержать спички на сту
Воспользуйтесь поиском по сайту: