Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 1. Основные категории римского частного права




Цель занятия: закрепление у студентов твердых представлений о системе римского права, его источниках, основных направлениях развития римской правовой системы, а также сравнительный анализ современного и римского правопонимания.

План занятия:

1. Периодизация и основные этапы эволюции римского права.

2. Основные системы римского объективного права.

3. Основные источники римского права и их соотношение между собой.

4. Деятельность римских юристов как источник права.

5. Правопонимание римских юристов и современные школы права.

Методические указания:

1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на проблему периодизации римского права, которое как явление существовало более тысячи лет и было подвержено значительным изменениям. Однако возможно выделить общие, наиболее масштабные закономерности, представляющие собой направления развития римского права и правовой системы римского государства.

2. Рассматривая второй вопрос, важно понять фундаментальные различия, присущие нормам публичного и частного права; ярко характеризующие суть римского правопонимания, деление норм на общее и исключительное право, а также важное в историческом аспекте деление римского права на право цивильное, право народов и преторское право.

3. В рамках этого вопроса целесообразно не просто назвать и охарактеризовать основные формы выражения римского права, но и уяснить их соотношение между собой, а также уяснить степень влияния каждого источника на развитие римской правовой системы и отношение римских юристов к тому или иному источнику права.

4. При подготовке данного вопроса важно понять, какие формы деятельности римских юристов вели к созданию норм права, какие из них носили характер правоприменения. Чрезвычайно важно уяснить природу юридической интерпретации.

5. При подготовке к данному вопросу целесообразно использовать тексты первоисточников (первый и третий титулы первой книги Дигест Юстиниана) которые содержат суждения римских юристов, заложивших основу современных школ права.

Семинар 2. Суд и процесс по частноправовым делам. Учение об исках

Цель занятия: усвоение студентами основных достижений римской юридической мысли в сфере защиты частных прав: понятийного аппарата, принципов и системы частного процесса.

План занятия:

1. Эволюция римского частного процесса.

2. Способы защиты частных прав.

3. Классификация исков.

4. Коллизия прав и конкуренция исков.

Методические указания:

1. Начать рассмотрение данного вопроса целесообразно с анализа причин, обусловивших деление римского процесса на две стадии: производство у претора и производство у судьи. Особое внимание важно уделить принципам римского частного процесса и проследить их эволюцию.

2. В рамках данного вопроса следует акцентировать внимание на таких понятиях, разработанных римскими юристами, как иск (actio), истец, ответчик, предмет и основания иска, и уяснить их практическую значимость. Кроме того, важно понимать различие между петиторной (исковой) и владельческой (интердиктной) защитой нарушенного частного права.

3. При изучении третьего вопроса необходимо уяснить критерии и практическую значимость разграничения римскими юристами исков на вещные и обязательственные; цивильные и преторские; иски «строго права» и иски «доброй совести». Особенно важно уяснить суть деления исков на вещные и обязательственные, поскольку оно во многом определяет систему частного права. Полезно будет разграничивать эти иски с точки зрения круга лиц, в отношении которого возможно их вчинение, а также с точки зрения возможного содержания предмета этих исков.

4. Ответ на данный вопрос возможен лишь при понимании того, что коллизия частных прав представляет собой сущностный вопрос римского процесса, вопрос, который в концентрированном виде отображает особенности римского правопонимания. Важно уяснить понятие «коллизии частного права», под которым понимается такая ситуация, когда двое или более лиц, действуя каждый на законном основании, тем самым претендуют одновременно либо на одну и ту же вещь, либо на одно и то же право. При этом ни одно из этих лиц формально, с точки зрения позитивного права, не нарушает частное право другого, хотя и отрицает его. В результате этого складывается парадоксальная ситуация, когда ни одно из этих лиц не является правонарушителем, но прямо посягает на право второго и наоборот. Раскрытие вопроса требует иллюстрации конкретными казусами. Также важно понять место и значение судейского усмотрения при разрешении коллизии частных прав.

Раскрывая суть конкуренции исков важно определить понятие и причины этого явления, сформулировать основные правила, применявшиеся римскими юристами при возникновении конкуренции исков.

 

Семинар 3. Учение о лицах

Цель занятия: ознакомление студентов с созданной римскими юристами системой нормативных категорий, фиксирующих фактические и юридические особенности различных лиц в определении объема их правомочий на предмет того, могут ли эти лица быть собственниками и обладателями иных, вытекающих из собственности, вещных, обязательственных и наследственных прав.

План занятия:

1. Основные категории учения о лицах: статус, правоспособность, дееспособность. Их соотношение между собой и практическое значение.

2. Различия в правовом положении римских граждан, латинов и иностранцев.

3. Правовое положение рабов, либертинов и колонов.

4. Представления римских юристов о категории «юридическое лицо». Коллегии, корпорации, товарищества.

Методические указания:

1. Раскрывая первый вопрос, важно понимать исключительное значение данного института в частном праве, обусловленное тем, что объективно невозможно наделить всех членов общества правами собственности в равной мере, поскольку далеко не каждый член социума способен эффективно распоряжаться ею (малолетние, душевнобольные, представители враждебных племен). С другой стороны, собственностью целесообразно наделять не только отдельных индивидов, но и их объединения (общества, товарищества и т. д., то, что в современном праве именуется термином «юридические лица»), а также государство, как в целом, так и отдельные его органы.

2. При ответе на данный вопрос следует выделить характер и сущность различий правого положения различных категорий населения римского государства, показать обусловленность этих различий объективными условиями жизни древнеримского общества.

3. Отвечая на этот вопрос, важно дать общую характеристику правового положения рабов, акцентировав внимание на созданные римской юриспруденцией способы вовлечения их в гражданский оборот: институт рабского пекулия и институт рабов-приказчиков. Характеризуя правовое положение либертинов, целесообразно раскрыть характер юридической регламентации их отношений с патроном.

4. Исчерпывающий ответ на данный вопрос предполагает сопоставление признаков современного юридического лица и суждений римских юристов, касающихся основных функций юридического лица: оформления коллективного интереса участников, объединения имущества, ограничения предпринимательского риска и управления общим имуществом.

Семинар 4. Вещное право

Цель занятия: ознакомление студентов с разработанной римской юридической мыслью, системой понятий, образующих вещное право.

План занятия:

1. Понятие вещей в праве, классификации вещей и ее практическое значение.

2. Виды вещных прав.

3. Собственность: признаки, содержание, возникновение, защита.

4. Сервитутное право.

5. Залоговое право.

6. Эмфитевзис и суперфиций.

Методические указания:

1. Готовясь к первому вопросу, важно понять, что римское учение о вещах призвано упорядочить многообразный и противоречивый человеческий интерес в отношении тех или иных конкретных предметов материального мира для целей его правового регулирования. В этой связи важно разграничивать понятие вещи в естественно-природном смысле, понятие вещи как объекта частных прав, а также общеюридическое понятие вещи.

2. В ходе ответа на второй вопрос важно представлять юридическую конструкцию каждого из шести вещных прав: собственности, владения, сервитутов, залогового права, эмфитевзиса и суперфиция, четко представлять себе их сходство и различие между собой.

3. Вопрос предполагает знание студентом конструкции права собственности как основного вещного права, его содержания, случаев ограничения права собственности, четкого представления об основаниях возникновения данного исключительного права, а также об основных исковых и неисковых способах защиты данного права.

4. Ответ на четвертый вопрос требует четкого представления о понятии и признаках реальных (земельных) сервитутов, а также знания о содержании четырех личных сервитутов (узуфрукт, узус, право проживания, право на труд чужого раба или животного).

5. При изучении пятого вопроса важно представлять конструкцию и существо залогового и закладного права, основания его возникновения и прекращения, права залогодателя и залогодержателя по отношению друг к другу и к третьим лицам, а также выработанные римской юриспруденцией правила, касающиеся случая стечения прав нескольких залогодержателей.

6. Начать рассмотрение вопроса целесообразно с уяснения исторических причин жизни римского общества, повлекших необходимость разработки данных вещных прав. Далее необходимо раскрыть понятие и содержание каждого из этих вещных прав, способов их защиты и оснований прекращения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...