Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура в обыденном и научном понимании




Содержание

ТЕМА 1. Сущность понятия «культура»

1. Культура в обыденном и научном понимании

2. Культура и коммуникация

3. Культура и поведение

4. Культурные ценности и нормы

 

ТЕМА 2. Этноцентризм и проблема "чужеродности" культуры.

1. Природа и сущность понятий "свой" и "чужой"

2. Сущность этноцентризма и его роль в МКК

3. Сущность и формирование культурной идентичности

 

ТЕМА 3. Межкультурная коммуникация: теоретические и методологические основы

1. Основные положения функционализма и его значение в МКК

2. Культурный релятивизм как теоретическая и методологическая основа МКК

3. Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций

 

ТЕМА 4. Освоение культуры

1. Понятия "инкультурация" и "социализация"

2. Уели инкультурации и социализации

3. Первичная и вторичная стадии инкультурации

ТЕМА 5. Динамика культурных изменений

1. Источники и механизмы изменений культуры

2. Культурная диффузия и ее современные контексты

3. Изменения культуры в эпоху глобализации

4. Значение культурных изменений для взаимодействия культур

ТЕМА 6. Понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры

1. Определение коммуникации, общения. Соотношение этих понятий

2. Коммуникация и культура

3. Модели коммуникационных процессов

4. Основные аспекты и цели коммуникации

 

ТЕМА 7. Межличностная коммуникация

1. Процесс кодирования — декодирования информации

2. Символический характер коммуникации

3. Неосознанный характер процесса коммуникации

4. Каналы коммуникации

 

ТЕМА 8. Основные виды и функции коммуникации

1. Виды коммуникации

1.1 Информативная коммуникация

1.2. Аффективно-оценочная коммуникация

1.3. Рекреативная коммуникация

1.4. Убеждающая коммуникация

1.5.Ритуальная коммуникация

2. Функции коммуникации

2.1. Информационная функция

2.2. Социальная функция

2.3. Экспрессивная функция

2.4. Прагматическая функция

2.5. Интерпретативная функция

 

ТЕМА 9. Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее

1. Понятие успешной коммуникации

2. Личностные факторы коммуникации

3. Ситуационные факторы коммуникации

 

ТЕМА 10. Межкультурная коммуникация

1. Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Понятие межкультурной коммуникации.

2. Аффективная нагрузка участников МКК и ее зависимость от культурной дистанции

3. Стресс и неуверенность, обусловленные МКК. Теория редукции неуверенности

4. Аксиомы межкультурной коммуникации

 

ТЕМА 11. Элементы коммуникации в контексте ММК

1. Вербальная коммуникация

2. Контекстуальность коммуникации

3. Стиль коммуникации

4. Невербальная коммуникация

 

ТЕМА 12. Психологические аспекты ММК

1. Основные принципы процесса восприятия

2. Влияние атрибуции на процесс межкультурной коммуникации

3. Возникновение межкультурных конфликтов

 

ТЕМА 13. Процесс социальной категоризации и стереотипизации

1. Понятие и сущность стереотипа

2. Значение стереотипов для МКК

3. Понятие и сущность предрассудка

4. Проблемы корректировки и изменения предрассудков

 

ТЕМА 14 Русская культура в контексте ММК

1. Формирование русской культуры

2. Самосознание русской культуры

3. Ценности русской культуры

4. Русский национальный характер в условиях постсоветской трансформации

5. Традиционные ценности русской общины в современных условиях

 

 

ТЕМА 15. Система ценностей русской культуры

1. Ценности русской культуры

2. Русский национальный характер в условиях постсоветской трансформации

3. Традиционные ценности русской общины в современных условиях

 

 

ТЕМА 1. Сущность понятия «культура»

1. Культура в обыденном и научном понимании

2. Культура и коммуникация

3. Культура и поведение

4. Культурные нормы и культурные ценности

 

Культура в обыденном и научном понимании

Понятие "культура" является центральным в межкультурной коммуникации. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. В настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500.

В повседневной жизни понятие "культура" употребляется, как минимум, в трех значениях:

- отдельная сфера жизни общества в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи и т.д.).

- совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т.д.).

- выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта, культурный человек в значении "воспитанный и образованный" и пр.).

Обыденные представления о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению с художественной культурой (искусством) или же с образованностью и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия "культуры" является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как "вторая природа", сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы.

Американские ученые Кребер и Клакхон считали, что "культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Ядром любой культуры являются идеи, и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций.

Согласно этому определению культура – это сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Культуру как особую сферу человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально мы можем наблюдать разнообразные ее проявления в виде различий в человеческом поведении и тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях. Мы видим лишь отдельные проявления культуры, но никогда не видим всю ее саму в целом.

Наличие локальных культур является закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Благодаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая самобытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию, понимание культурного своеобразия соседей. Как правило, характер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Культурное своеобразие может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических потребностей, естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, например, этнографы давно заметили, что народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают его вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг к другу. Но первые строят каменные одноэтажные дома, вторые - двухэтажные, а третьи - деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было определить, из какой местности происходит человек, а по одежде русской крестьянки XIX в. можно было точно установить, в какой местности она родилась.

Своеобразие любой культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая постепенно формируется в процессе возникновения и существования самой культуры. Культурная картина мира является результатом того, что в различных культур люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, представление о мире, получившее название "картины мира". Культурная картина мира –  совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.

Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры. Так, например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и уважение к умершему. Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некоторых народов прощание с покойником растягивается на целые недели. И, напротив, в современной России или США похороны занимают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разную ценность и значение.

 

Культура и коммуникация

Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название "взаимодействие культур". В этом взаимодействии очевидным фактом является общение культур на разных "языках". Дело в том, что каждая культура в процессе своего развития создает различные системы знаков, которые являются своеобразными ее носителями. На всем протяжении своей истории человечеством было создано огромное количество знаков поведения, без которых невозможен ни один вид его деятельности. Для человека владение этими знаками и знаковыми системами означает его включение в отношения с другими людьми и в культуру.

Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в человеческом обществе, составляют культуру того или иного времени, того или иного социума.

Взаимодействие культур играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа.

Результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое главным образом определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями. В культурной антропологии эти взаимоотношения разных культур получили название "межкультурная коммуникация", которая означает обмен между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемый в различных формах. Этот обмен может происходить как в политике, так и в межличностном общении людей в быту, семье, неформальных контактах.

В современных условиях бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. Формируются новые явления культуры, границы между своим и чужим стираются. Возникающие при этом перемены охватывают практически все формы жизни и получают в разных культурах неоднозначную оценку. Эти оценки чаще всего определяются особенностями взаимодействующих культур.

Между культурами существуют значительные различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур. Так, представители индивидуалистских западных культур больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, а не на то, как сказано. Для таких культур характерен когнитивный стиль обмена информацией, при котором значительные требования предъявляются беглости речи, точности использования понятий и логике высказываний. Такой тип коммуникации характерен для американской культуры. Большинство американцев в повседневном общении используют small talk (короткий разговор): они задают друг другу вопросы, на которые не предполагают получить ответы ("Как дела?", "Прекрасный денек, не правда ли?" и т.п.). Индивидуализм американской культуры заставляет их высказываться ясно и четко, выдвигать сразу свои аргументы, чтобы вызвать ответную реакцию у оппонента.

И напротив, в коллективистских культурах восточного типа при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости форме сообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано. На этом основании коммуникация в условиях восточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью речи, изобилием приблизительных форм высказывания (типа "вероятно", "может быть" и т.п.). Именно поэтому японцы в деловых взаимоотношениях обычно ведут разговор "вокруг да около", долго рассуждая обо всем, только не об основном предмете общения. Эта стратегия позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров, чтобы настроиться на главную тему, либо противостоять, не уронив при этом достоинства своих партнеров

Большое количество наблюдений и исследований в области межкультурной коммуникации позволяет сделать вывод, что её содержание и результаты также во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок и т.д. Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходи их взаимное влияние друг на друга. Так, например, в каждой куль туре существуют свои представления о вежливости. Во многих арабских странах считается крайне невежливым спрашивать о чем то партнера по сделке, если нет уверенности, что он может дать точный ответ. Если американцы прямо говорят, что думают, и для японцев или арабов важно не допустить, чтобы их партнер покраснел из-за того, что у него спросили нечто такое, на что с не смог ответить. Поэтому в Японии, а также во всем арабском мире считается крайне невежливым однозначно ответить кому-либо "нет". Если человек не хочет принимать приглашение, то отвечает, что он не знает, поскольку у него много дел. На Западе таким путем также стремятся избежать конкретных ответов, там все же чаще даются и ожидаются конкретные ответы. В азиатских культурах, столь прямое поведение может служить причин прекращения отношений. Но в прямолинейной американской культуре существует табу, запрещающее называть физические недостатки другого человека. Вероятно, это обусловлено постоянным стремлением американцев всегда быть в отличной форме и молодо выглядеть.

Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры. Мы изучаем нашу культуру различными способами, используя для этого различные источники. Например, американский малыш, которому дедушка объясняет, что если тебя знакомят с кем-либо, нужно пожимать руку, формирует свою культуру. Индийский ребенок, растущий в доме, где женщины едят после мужчин, также формирует свою культуру. Еврейский подросток, который служит проводником в церемонии еврейской Пасхи, усваивает культуру своего народа и в то же время участвует в ее развитии и сохранении. Французский мальчик, которому дают сидр за обедом, также усваивает традиции своей культуры. Маленький египтянин, которому объясняют, что поведение его дяди принесло позор семье, формирует ценности и нормы своего поведения. Таким образом, читая, слушая, наблюдая, обмениваясь мнениями и новостями со знакомыми или незнакомыми людьми, мы влияем на свою культуру, и это влияние становится возможным посредством той или иной формы коммуникации.

Культура и поведение

Человеческое поведение - это продукт миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено нашей принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и многими другими факторами. Несмотря на эти различия люди во всех культурах вступают между собой в самые разные отношения, в контексте которых они встречаются, обмениваются мнениями, совершают какие-то поступки и т.д. Смысл каждого конкретного поступка зачастую необходимо понять, ибо он не всегда лежит на поверхности, а чаще всего скрыт в традиционных представлениях о том, что нормально, которые в разных культурах и социокультурных группах также разные,

Универсального "нормального поведения" не существует. Правила культуры, к которой мы принадлежим, так же относительны и не имеют универсальной значимости. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, нужно выяснить, какое поведение традиционно для этой культуры. В случае несовместимости правил поведения другого человека и твоих собственных, надо начать выработку общих правил поведения.

Истории известно огромное число фактов, когда попытки различных культур установить взаимные контакты и отношения заканчивались безуспешно. Чаще всего неудачи объяснялись личными причинами, недостатками другой стороны или просто языковым непониманием. Культурные различия в качестве причины неудачной коммуникации приводились крайне редко. Это объясняется тем, что причины такого рода чаще всего остаются скрытыми от взаимодействующих сторон.

Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации определяется целым рядом факторов разной степени значимости и влияния. Во-первых, это связано с особенностью механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение человеком своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном, так и бессознательном уровне. То есть, большинство моделей нашего поведения, являющихся продуктами культуры, применяются нами автоматически, так же как автоматически мы воспринимаем явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого восприятия.

Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Холл определил как "культурные очки". Она состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центральное мерило всех вещей. Нормальный человек обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.

Повседневное поведение большинства людей характеризуется наивным реализмом. Они исходят из того, что мир таков, каким они его себе представляют, и состоит из бесчисленного количества само собой разумеющихся вещей, предметов, людей, событий, которые воспринимаются как естественные и нормальные. Как правило, люди не догадываются об относительности своего мировоззрения. Нередко это порождает убеждение, что собственная культура превосходит другие. Тогда другие культуры недооцениваются по сравнению с собственной. Все, что отклоняется от собственных норм, привычек, типов поведения, считается низкопробным, безобразным, безнравственным. Подобное сознание превосходства "своего" формирует соответствующую модель высокомерного поведения с пренебрежительным отношением к другим культурам.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации определяется также обстоятельствами коммуникации. Наши действия не одинаковы в разной обстановке. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис) навязывает определенную линию поведения.

В-четвертых, коммуникативное поведение определяется количеством времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то более важное и необходимое. В американской культуре фактор времени имеет особое значение. Там все действия и поступки строго расписаны по времени и на каждый из них отводится его соответствующее количество. Для того чтобы понять это, постарайтесь сами себе ответить на вопрос: одинаково ли вы будете реагировать на телефонный звонок в 2 часа дня и в 2 часа ночи?

Практически межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне представляет собой столкновение различных взглядов на мир, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считают свое видение мира "нормальным", видят мир со своей точки зрения. Поведение коммуникантов при этом характеризуется ситуацией, когда нечто само собой разумеющееся одной стороны встречает нечто само собой разумеющееся другой. Сначала, как это часто бывает, обнаруживается открытое непонимание, то есть осознание того, что "здесь что-то не так", что мнение и понимание не совпадают. При этом не ставится под сомнение свое "нечто само собой разумеющееся", а занимается этноцентристская позиция и партнеру приписывается глупость, невежество или злой умысел.

Специфика межкультурной коммуникации заключается в том. что в ней определяющим становится эмпатический подход, т.е. мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления. Эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают одинаковые чувства и ощущения и это позволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культурные явления. На этом основании возникает способность человека представить себя на месте другого человека, принять его мировоззрение, понять его чувства, желания, поступки. Для этого необходимо только помнить и придерживаться основных характеристик эмпатии:

· внимательно слушать, что тебе говорят;

· стремиться понять, как чувствуют себя другие люди;

· иметь искреннюю заинтересованность в том, что должны сказать другие;

· проявлять сочувствие к нуждам других людей;

· обладать способностью понимать точку зрения другого.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...