Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие личности по Фрейду




Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция — Оно — является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм.

 

Из таких заключений вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным. Особенности стадий последнего у ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) обусловливают жизненную судьбу, тип характера и личности, а также разновидность нарушений психики (патологии, неврозы), жизненные проблемы и трудности у взрослого человека.

 

Каждый из этапов психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии (либидо) через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

 

По мнению Фрейда, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (оральная стадия). Таковой он остается на протяжении всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения: употребление жевательной резинки, обкусывание ногтей, курение, поцелуи, переедание, употребление алкоголя, оральный секс и т. п.

 

Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, то у него, как считал Фрейд, сформируется орально-пассивный тип личности. Он будет ждать от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно искать поддержки и одобрения, окажется чрезмерно зависимым и доверчивым.

 

Во вторую половину первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистская, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на этой стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними, чтобы удовлетворить собственные нужды.

 

При фиксации на оральной стадии формируются следующие черты личности: ненасытность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стремление получать удовольствие от привычки курить, употреблять алкоголь, объедаться, быть словесно агрессивным, заниматься оральным сексом и т. п. Уже на данной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

 

С приучением к туалету основное внимание перемещается сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации (анальная стадия), а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием (уретральная фаза). В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий.

 

Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если они ведут себя негибко, настаивая: «Сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, неспособность переносить беспорядок и неопределенность.

 

Родительская строгость в таком аспекте приводит также к тому, что возникает анально-выталкивающий тип, которому свойственны склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистская жестокость. Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, то, по мнению Фрейда, развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

 

Наконец, примерно в возрасте 4 лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

 

По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с этими тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского ролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется Сверх-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмерной любви, опеки мальчика со стороны матери, или неполной семьи, либо в случае материнской холодности, отчужденности мальчик испытывает затруднения в преодолении эдипова комплекса. В дальнейшей его жизни могут тогда проявиться психологические затруднения (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не способен создать собственную семью, встретить свою любовь) или отклонения (синдром «Дон-Жуана», склонность к гомосексуализму, инцесту).

 

Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

 

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин, как это делал Дон-Жуан (проявляют фаллически-нарциссический характер). У женщин фаллическая фиксация приводит к манере флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, быть напористой и самоуверенной. Фаллическая фиксация обусловливает формирование у женщин истерического характера.

 

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, который был бы «заменой» родителей. По мнению этого психолога, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5 лет: тогда и формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры Я и Сверх-Я). Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу.

 

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса, психическая инстанция Я полностью контролирует потребности Оно, энергия че-ловека направлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, различных форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения.

 

В этот период ребенок начинает получать удовольствие от достижения успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, творчестве и т. п.). Чрезмерная фиксация на этой стадии обусловливает повышенную склонность к честолюбию, достижению успеха любой ценой, к карьеризму, формирует характер «трудоголика», для которого интересы, успехи в работе, карьере, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, семья, дети, друзья и пр. смещаются на задний, скрытый, малозначимый план. Фиксация на латентной стадии обусловливает также формирование шизоидного характера.

 

С наступлением полового созревания начинается генитальная стадия сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения юности обычно ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

 

Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Однако его осуществление может быть затруднено, и тогда возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений Оно, эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности.

 

Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм.

 

Люди с психической гомосексуальностью не проявляют ее как половое извращение, а строят свою жизнь, предпочитая друзей и тесные связи в компаниях лиц своего пола семье, отдавая первенство дружбе и деятельности в кругу лиц своего пола.

 

Второй тип сексуального характера — нарциссизм, когда вся энергия либидо направляется человеком на самого себя. На самом себе, своих действиях и переживаниях концентрируется внимание. Главным становятся самоудовлетворенность и самодовольство.

 

При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением психологической зрелости, основными признаками которой являются:

 

способность человека любить другого самого по себе, а не ради удовлетворения своих сексуальных потребностей;

стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей.

Но этой стадии достигает далеко не каждый человек; многие люди по различным причинам как бы «застревают» на предыдущих этапах. Фиксация на них представляет собой неспособность продвигаться от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для того этапа, на котором произошла остановка, формируя характер и тип личности, специфические проблемы взрослой жизни.

 

Таким образом, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

 

Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботы со стороны родителей, когда те не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, возникает чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

 

Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

 

Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, изучала закономерности детского развития и отметила, что параллельно с сексуальным (оральная, анальная, фаллическая, латентная, пубертатная стадии) происходит соответствующее развитие агрессивности (кусание, выплевывание, схватывание рукой как оральная агрессивность, затем разрушение и жестокость, садизм — на анальной стадии, потом — властолюбие, хвастовство, зазнайство на фаллической, и все завершается дисоциальными проявлениями у подростков на пубертатной стадии).

 

Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в своем развитии делают как бы два шага вперед и один назад. Оно рассматривается как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Если поиск первого — внутренний принцип ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве — во многом от матери. Поэтому мать выступает первым законодателем для своих детей, и ее настроение, ее пристрастия и антипатии заметно влияют на их развитие. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и ею приветствуется» (А. Фрейд).

 

Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе принадлежит внешнему миру, родителям и другим людям. Стремление к удовлетворению своих желаний любой ценой исходя из принципа удовольствия может обусловить его асоциальное поведение, Лишь когда ребенок способен действовать по принципу реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, возможен его переход ко взрослому состоянию, Но следует учитывать, что продвижение к принципу реальности само по себе не гарантирует, что человек будет следовать социальным требованиям,

 

По мнению А, Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, такие, например, как жадность, ревность, корысть, толкают ребенка в направлении асоциальности, И с помощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные желания, не одобряемые в обществе, вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.

 

Организация защитного процесса — это важная и необходимая составная часть развития Я. Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям общества и окружающего мира перестает быть простым подчинением: оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и созревание мыслительных процессов — необходимые компоненты социализации, что открывает путь для новых ее механизмов (таких, как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества.

 

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов — жизни и смерти, Первый из них, или Эрос, включают в себя все силы, служащие поддержанию жизни и продолжению рода. Наиболее важны сексуальные инстинкты и сексуальная энергия (либидо). Инстинкт смерти, или Танатос, лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркотики). Он подчиняется принципу энтропии, связан со стремлением сохранить динамическое равновесие! в результате чего всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, а люди неосознанно стремятся к смерти. Данное положение Фрейда является спорным и многими психологами не признается.

 

Таким образом, человек с позиции психоанализа — это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания. В результате этого человек — это часто еще и невротичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.

 

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, когда считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют это поведение.

Темпераменты по Павлову

Сотрудникам исправительных учреждений нередко приходится сталкиваться с многочисленными промежуточными и переходными типами темперамента у осужденного. Несдержанность зависит от силы нервных процессов. Неуравновешенность осужденных обусловлена преобладанием сильного возбуждения над менее сильным торможением или слабого возбуждения над еще более слабым торможением. При этом в первом случае мы имеем дело со страстной безудержностью, а во втором – истерической неуравновешенностью.

Как же сотруднику ИУ определить темперамент того или иного осужденного?

По мнению И.П. Павлова, «темперамент есть общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума...» (Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах. – 2-е изд. Кн. 1. – М.; Л., 1951. С. 375.). Значит, темперамент проявляется в деятельности.

Показатели основных свойств нервной системы помогают составить представление о типах темперамента.

О чертах темперамента, определяемых силой-слабостью нервных процессов, можно судить по тому, как осужденный преодолевает препятствия, какова выносливость его в работе, способен ли он длительное время поддерживать в себе активное напряжение, может ли сосредоточенно выполнять работу при наличии посторонних раздражителей или нуждается в спокойной обстановке, тишине, как ведет себя в опасных ситуациях. При определении черт темперамента, связанных с уравновешенностью или неуравновешенностью нервных процессов, следует установить: как осужденный ведет себя в обычных условиях, каким бывает его настроение (ровное, спокойное или быстро изменяющееся), уравновешен или проявляет раздражительность, как проявляется раздражительность (вспыхивает резко или накапливается постепенно). Об уравновешенности можно судить по тому, как осужденный ведет себя при вынужденном ожидании: спокойно или нетерпеливо.

Черты темперамента, определяемые подвижностью-инертностью нервных процессов, обнаруживаются в легкой приспособляемости осужденного к изменяющимся условиям, быстром переключении и распределении внимания.

В обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. При хорошем воспитании и самоконтроле сангвинику свойственна высокая отзывчивость, флегматику – выдержка и самообладание, отсутствие импульсивных и опрометчивых действий, холерику – страстность и высокая активность, меланхолику – глубокие переживания, эмоциональный отклик, большая впечатлительность.

У осужденных акцентируются отрицательные качества темперамента: у сангвиника – поверхностность, беззаботность, легкомысленность, у флегматика – эмоциональная тупость, безразличие, подозрительность, пассивность, у холерика – аффективность, взрываемость, агрессивность, у меланхолика – пессимистичность, замкнутость, угрюмость, тревожность, мнительность. Так, состояние эмоциональной вспышки и гнева у осужденного-холерика может возникнуть при однократном сильном воздействии, а у флегматика – только при многократных, разделенных во времени воздействиях.

У осужденного-холерика состояние подавленности и неуверенности возникает вследствие сильного переутомления, в то время как у осужденного-меланхолика – при сильном и резком однократном воздействии или в случае коренного изменения обстоятельств.

Некоторые особенности осужденных связаны с видом совершенных преступлений. Так, осужденные за насильственные преступления обладают высокой реактивностью, ригидностью, низкой способностью к адаптивным формам поведения, агрессивностью; осужденные за корыстные преступления отличаются импульсивностью, эмоциональной нестабильностью, определенной способностью к рефлексии. Среди лиц, совершивших преступления против личности, преобладает холерический тип темперамента, а среди совершивших имущественные преступления – флегматический. В этой связи ситуативно-ролевые установки осужденных за корыстные преступления в большей степени могут быть подвержены изменению, чем установки осужденных за насильственные преступления.

В то же время по темпераменту нельзя давать криминальную оценку личности, потому что ни преступным, ни непреступным он быть не может. Он проявляется в криминальном поведении человека в органической связи с направленностью его нравственных моральных качеств, умственного развития и лишь придает ему соответствующую окраску.

Темперамент осужденных нужно учитывать в процессе их исправления и ресоциализации. Сотрудники должны уметь правильно определять индивидуальный подход (методы и средства воздействия); управлять темпераментом, учитывая его положительные и отрицательные свойства, и при этом помнить, что они могут быть выравнены, как считал И.П. Павлов, с течением времени посредством медленных повторных упражнений; знать, что темперамент замаскирован (так, невыдержанность как черту характера можно легко принять за свойство холерического темперамента).

1 При изучении темперамента осужденных необходимо установить: сензитивность (способность реагировать на наименьшую силу внешних воздействий); реактивность (степень эмоциональной реакции на внешние или внутренние воздействия одной и той же силы); активность (степень энергичности при достижении цели); соотношение реактивности и активности (степень зависимости от ситуации и возможность противостоять ей); темп реакции (скорость протекания психических процессов); пластичность или ригидность (легкость или затрудненность приспособления к изменяющимся условиям); экстравертированность или интровертированность.

Большое значение для дальнейшей работы с осужденным имеет его диагностика непосредственно в карантине, которая проводится с помощью тестов Люшера, Айзенка, Лири, MMPI и др.

Исследование с помощью круга Айзенка (рис. 7) и показателей экстраверсии-интроверсии позволило выявить частоту проявления различных типов темперамента у осужденных в исправительных учреждениях (Н.Д. Дель, 1996).

В ходе экспериментального изучения невербальных проявлений темперамента и проверки их тестами были выявлены модели-матрицы визуальных критериев (О.Ю. Шабалин, 1997).

Осужденный-холерик: походка быстрая, перед дверью в кабинет на пороге не останавливается, проходит в середину помещения; его шаг уверенный, твердый и широкий; сидит на стуле свободно, не прислоняясь к спинке стула; склонен к малой дистанции; ноги широко расставлены; взгляд бегающий, на первом этапе беседы изучает предметы, находящиеся в помещении; мимика подвижная, часты движения бровями, заводит глаза, если задумывается, вправо, влево или вверх; движения руками размашистые, резкие и интенсивные, при этом часта смена положений на стуле; постукивает обеими стопами ног (чечетка); часто и резко поворачивает голову в разные стороны; при отстаивании своей точки зрения резко наклоняется в сторону оппонента, иногда тычет указательным пальцем в себя; речь быстрая, прерывистая, нередко переходящая в крик, неравномерная; терпение слабое; резко меняется настроение; часто подносит руки к лицу; потирает подбородок, щеки, губы; щурит, трет глаза, покусывает при этом губы или указательный палец; в разговоре на собеседника смотрит редко, внимание рассеяно на окружающие предметы; часто потирает руки; при появлении в руках любого предмета начинает его крутить, перекладывать, отвлекается на него; сильно заметна дрожь; очень общителен.

Осужденный-сангвиник: походка уверенная, легкая, твердая; грудь подает вперед, голова высоко поднята, в дверях кабинета не задерживается, проходит в середину помещения или близко к столу (стулу); сидит на стуле свободно (занимает весь стул, кресло, опирается на спинку); многословен, его речь громкая, живая, плавная; взгляд направлен в сторону собеседника; внимание сосредоточено на теме разговора; мимика живая; часты смены эмоциональных состояний, движения бровями, улыбка; задумываясь, поднимает глаза вверх, закусывая при этом нижнюю губу; часто меняет положение тела на стуле; при доверительной беседе ноги широко расставлены, тело подает вперед к собеседнику; при возникновении сомнения скрещивает ноги, руки сплетены перед грудью, дружелюбно относится к собеседнику; иногда поправляет прическу; потирает руки; его смех громкий, заразительный; движения тела частые, но плавные; в неблагоприятных для себя условиях хмурит брови, занимает оборонительно-выжидательную позицию.

Осужденный-флегматик: походка размеренная, шаг степенный; уравновешенное поведение; устойчивая, небогатая мимика, часто хмурится; слабое проявление эмоций; речь монотонная, медленная, рассудительная; малообщителен, сдержан, хладнокровен, невозмутим, не подвержен чудачеству и легкомыслию; на стуле сидит прямо, редко опирается на спинку; в разговоре склонен к большой дистанции; ноги ставит прямо перед стулом, руки скрещивает, предплечьями опирается на бедра; позу на стуле не меняет, совершает невыразительные движения руками (поднимает, опускает либо правую, либо левую руку); внимание сосредоточивает на собеседнике; в ходе беседы потирает пальцы; при смене позы занимает закрытую позицию (нога на ногу, руки скрещены перед грудью, взгляд направлен в одну точку); необщителен.

Осужденный-меланхолик: походка тяжелая, шаркает ногами, голова опущена, тело сгорблено; мимика более подвижная, чем у флегматика, но на лице часто появляется выражение горечи или недовольства; перед тем как зайти, останавливается на пороге, придает лицу выражение готовности полностью подчиниться; садится на край стула, руки опущены ладонями вниз и покоятся на коленях, ноги вместе; глаза опущены, голова наклонена, подбородок опирается на грудь, его речь тихая с заметным дыханием; внимание рассеянное; отличается глубокими и длительными эмоциональными переживаниями; жестикуляция практически отсутствует; глаза находятся как бы в слёзной оболочке; неохотно отвечает на вопросы и идет на контакт; нетерпелив; настроение неустойчивое, возможна частая его смена; преобладает пессимизм; тревожность, рассеянность, подавленность; очень внушаем; часто трет глаза руками; соглашается со всем, что ему говорят; адаптация затруднена; замкнут.

Акцентуированные черты темперамента в условиях исправительного учреждения нуждаются в коррекции. Одним из ее методов является аутогенная тренировка, при проведении которой необходимо учитывать экстравертированность, тревожность, нейротизм, волевой самоконтроль, самочувствие, активность, настроение. Так, осужденные-экстраверты более адаптивны в напряженных условиях, в которых у интроверта могут возникнуть депрессивные состояния. В ситуации со слабыми стимулами, напротив, более адекватное поведение у интроверта. Тревожность определяется как склонность индивида к переживанию эмоционального состояния, проявляющегося в ожидании неблагоприятного для себя развития событий. Ситуативная тревожность связана с конкретной ситуацией, а личностная – свидетельствует о неудовлетворенности, нерешительности, растерянности индивида.

Результативность аутогенной тренировки психолог может определить путем анализа самоотчетов осужденных, составляемых ими после каждого занятия.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...