Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коэффициент концентрации (CR)

Измерение рыночной власти

Оценка концентрации продавцов на товарном рынке

Чтобы определить структуру рынка и оценить развитость конкурентной среды, необходимо исследовать степень концентрации продавцов, т.е. степень неравномерности распределения продаж товара между ними, а также возможность воздействия каждого продавца на общие условия обращения товаров на рынке.

Основными показателями концентрации, которые используются антимонопольными органами, являются:

Коэффициент концентрации (CR)

Значение коэффициента определяется по формуле

,

где CRk – индекс концентрации k продавцов, %;

Si – доля продаж i -гo продавца в объеме реализации рынка, %;

k – число крупнейших фирм на рынке, выбранных для расчета коэффициента концентрации.

Si может вычисляться как отношение объема продаж, численности занятых, размера активов, добавленной стоимости предприятия
к суммарному значению показателя по рынку в целом. Как правило этот показатель рассчитывается для трех (CR 3), четырех (CR 4), шести (CR 6), восьми (CR 8) крупнейших продавцов.

Этот коэффициент позволяет сопоставить уровни концентрации различных отраслевых рынков и определить, за счет доли каких предприятий (крупных, средних или мелких) наметилась перегруппировка рыночной власти.

Недостаток показателя – он нечувствителен к различным вариантам распределения долей между конкурентами.

Чтобы пояснить методику расчета данного и ниже представленных показателей, применяемых для оценки степени концентрации рынков, используем следующие исходные данные. Пусть на отраслевом рынке имеется 6 фирм, объемы продаж которых представлены
в табл. 6.1.

 

Таблица 6.1

 

Фирма Объем продаж, тыс. шт.
   
   
   
   
   
   
Итого  

 

Для определения коэффициента CR3 определим рыночные доли фирм, расчет которых представлен в табл. 6.2.

 

Таблица 6.2

 

Фирма Рыночная доля фирмы, %
  100·1350/4500 = 30
  100·1125/4500 = 25
  100·900/4500 = 20
  100·450/4500 = 10
  100·450/4500 = 10
  100·225/4500 = 5

 

Коэффициент концентрации для трех предприятий CR 3

.

Это свидетельствует о том, что тремя фирмами контролируется 75 % рынка.

Аналогичным образом определяются CR 4:

.

2. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (НHI)

,

где Si – доля продаж i -гo предприятия в общем объеме реализации;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Коэффициент учитывает как численность предприятий, так
и неравенство их положения на рынке. Чем меньше HHI, тем меньше концентрация и сильнее конкуренция на рынке (слабее рыночная власть отдельных предприятий). Для конкурентного рынка (если предприятий более 100) HHI стремится к единице, для монопольного рынка – к 10 000.

Следует заметить, что при расчетах в данную формулу вместо Si подставляется коэффициент, характеризующий рыночную долю предприятия, а не сама рыночная доля в процентах. Для нашего примера будет получено следующее значение HHI:

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка по степени концентрации, которые приведены в табл. 6.3.

 

Таблица 6.3

Типы рынка по степени концентрации

Высококонцентрированные рынки При 70 % < CR 3 < 100 % 2000 < HHI < 10000 При 80 % < CR 4 < 100 % 1800 < HHI < 10000
Умеренно концентрированные рынки При 45 % < CR 3 < 70 % 1000 < HHI < 2000 При 45 % < CR 4 < 80 % 1000 < HHI < 1800
Низкоконцентрированные рынки При CR 3 < 45 % HHI < 1000 При CR 4 < 45 % HHI < 1000

 

Для нашего примера CR 3 равен 75 %, а HHI имеет значение 2150, следовательно, рассматриваемый рынок является высококонцентрированным.

3. Индекс Линда (L). Определяет степень неравенства между лидирующими на рынке поставщиками товаров

,

где k – число крупных поставщиков (не менее двух);

,

где Qi – отношение средней доли рынка i -го поставщика к доле k – i поставщиков;

i – число ведущих поставщиков среди k - крупных поставщиков;

Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i - поставщиков;

Ak – доля рынка, приходящаяся на k – крупных поставщиков.

Индекс Линда используется для определения границы олигополии. L рассчитывается для k = 2, k = 3 и так далее до тех пор, пока выполняется условие Lk < Lk –1. Определяемая граница (k при Lk < Lk +1) может характеризовать рынок на наличие жесткой олигополии
(2, 3 фирмы на рынке) или размытой (6–7 фирм занимают 70–80 % рынка), позволяя тем самым эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, способных согласованно ограничивать конкуренцию.

Используя данные нашего примера, рассчитаем значение индекса Линда:

1) при k = 2,

2) при k = 3,

Поскольку L 2 < L 1, расчет индекса продолжается дальше;

3) при k = 4,

Поскольку L 3 > L 2, расчет индекса прекращается и делается вывод о том, что олигополию формируют две крупные фирмы. Следовательно, на рынке существует жесткая олигополия.

4. Коэффициент относительной концентрации. Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий, способных воздействовать на рынок, и контролируемой ими доли рынка.

,

где b – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (%);

a – доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции (%).

При K > 1 концентрация отсутствует – рынок конкурентный. При K < 1 на рынке высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика.

Крупнейшее предприятие должно обладать более чем 20 %-ной долей рынка.

Исходя из данных нашего примера, на рынке существует 3 крупнейших фирмы с рыночными долями 30, 25 и 20 %. Доля этих фирм в общем количестве фирм на рынке

.

Общая доля продаж крупнейших предприятий

.

Коэффициент относительной концентрации для нашего рынка

Для нашего примера коэффициент относительной концентрации свидетельствует о том, что рынок является конкурентным.

5. Коэффициент энтропии. Представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

,

где Si – доля продаж i -ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

При монополии данный индекс принимает наименьшее значение – 0. Если все n фирм являются одинаковыми, то индекс равен логарифму от числа фирм на рынке.

По иному варианту расчета

Коэффициент характеризует степень деконцентрации рынка
и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше Е, тем больше экономическая неопределенность и ниже уровень концентрации продавцов на рынке. Он позволяет сопоставлять разные рынки по степени их концентрации.

Для нашего примера расчет данного показателя по первой формуле будет следующим:

.

При использовании второй формулы будет получено то же самое значение коэффициента, но со знаком «минус».

6. Дисперсия логарифмов рыночных долей и коэффициент вариации. Характеризует распределение объемов продаж между предприятиями:

,

где Si – доля продаж i -й фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

S – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/ n;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Данный показатель может быть рассчитан также и по другой формуле

.

Дисперсия определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство их размеров. Чем больше дисперсия, тем более концентрирован рынок и слабее конкуренция.

Применяя первую формулу для нашего примера, получим следующее значение:

Использование второй формулы дает точно такой же результат.

При анализе концентрации и изучении условий создания конкурентной среды важное место занимает коэффициент вариации

,

где – среднее квадратичное отклонение.

Чем ниже коэффициент вариации, тем равномернее распределение объема производства (продаж) между предприятиями, ниже уровень концентрации, и наоборот.

Для нашего примера его значение определяется следующим образом:

.

Дисперсия и коэффициент вариации не отражают средних размеров предприятий. Для рынков с двумя и со 100 предприятиями одинакового размера дисперсия будет одинакова и равна нулю, но уровень концентрации будет различным, а за низким коэффициентом вариации может скрываться монопольное предприятие. Поэтому данные показатели применяются только в качестве вспомогательных средств для оценки неравенства в размерах фирм.

Коэффициент Джини

,

где Ai – накопленное значение долей i- го количества крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке;

An – сумма значений долей всех предприятий на рынке;

n – число предприятий на рынке.

Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и выше уровень концентрации.

Таблица 6.4

 

Количество крупнейших фирм на рынке Суммарная рыночная доля крупнейших фирм на рынке
  0,3
  0,55
  0,75
  0,85
  0,95
   

Для удобства расчета данного коэффициента в нашем примере целесообразно осуществить промежуточные расчеты накопленных долей крупнейших хозяйствующих субъектов (табл. 6.4).

Коэффициент вариации, дисперсия логарифмов и коэффициент Джини слабо реагируют на изменение числа предприятий. Недостатком коэффициента Джинни является необходимость знания доли всех мельчайших предприятий в отрасли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...