Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие почерка и современное состояние классификации признаков почерка


Теория судебно-почерковедческой идентификации тесно взаимосвязана с теорией криминалистической идентификации. «Современная теория идентификации базируется на принципах индивидуальности объектов материального мира, их относительной неизменности, на возможности выделения характеризующих их общих и частных признаков, совокупность которых позволяет осуществить идентификацию объекта».

Почерк – одна из основных составляющих идентификационного комплекса человека. Судебное почерковедение – раздел криминалистики, изучающий закономерности формирования, функционирования почерка и позволяющий на основе его исследования идентифицировать исполнителя.

Предметом судебно-почерковедческой экспертизы являются определенные закономерности объективной действительности (факты, обстоятельства), подлежащие установлению с помощью исследования рукописных документов. Применительно к конкретному почерковедческому исследованию – предметом является экспертная задача, которую предстоит решить эксперту по исследованию конкретного документа в рамках определенных обстоятельств дела.

Рукописные документы являются родовым объектом судебно-почерковедческой экспертизы.

Объектом судебно-почерковедческой экспертизы, содержащим информацию, необходимую для решения экспертной задачи, является почерк, определяемый в работах по судебному почерковедению последних лет следующим образом: «Почерк – индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемый с помощью системы движений».

«Почерк – это основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе и получающая отображение в рукописных текстах итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений».

Главной задачей исследования почерка в практической деятельности является идентификация конкретного исполнителя рукописного текста или подписи. Для криминалистической идентификации значимы: индивидуальность, устойчивость, рефлекторность. Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства заложены в почерк самим механизмом его образования, так как являются фиксирующими в рукописи.

Система движений, с помощью которой при письме воспроизводятся рукописные тексты или подписи, – это слаженная система, все элементы которой строго согласованы. В понятии почерка она отражает его основное содержание.

Индивидуальность почерка определяется как его своеобразие, неповторимость. Это обусловлено совокупностью особенностей, присущей почерку только одного конкретного лица.

На процесс формирования письменного навыка оказывают основополагающее влияние внутренние (субъективные), а также внешние (объективные) факторы. К внутренним факторам относятся анатомические, физиологические и психические особенности личности (например, особенности нервной системы, зрительного восприятия, памяти и др.). К внешним факторам относятся: методика обучения письму, условия обучения и др. При формировании письменно-двигательного навыка внутренние и внешние факторы взаимообусловлены.

Письмо — это частный случай координированного двигательного акта, требующий большой точности и быстроты. Поэтому в основе процесса письма лежат общие закономерности физиологии движений. В процессе формирования и осуществления письма важную роль играют зрительный и слуховой анализаторы, имеющие чрезвычайно сложное строение. Только они обладают способностью воспринимать раздражения на расстоянии (телерецепция).

Ознакомление с общим смыслом письма, его фонетическим принципом – начальный этап в обучении письменным навыкам. Затем следуют освоение приемов письма и практическое овладение письмом. Самым продолжительным периодом в выработке письменно-двигательного навыка является совершенствование усвоенного умения писать. При этом период становления индивидуального письменно-двигательного навыка может быть различным.

Индивидуальность почерка в наибольшей степени выражается в отклонениях от образцов письменных знаков, по которым происходит обучение письму, – прописей. При этом (наряду с ними) в почерках наблюдается выполнение знаков в соответствии с прописями. Выражением индивидуальности в почерке конкретного лица следует считать совокупность отклонений от прописей и соответствия им.

Характерной чертой всех автоматизированных рефлексов, в том числе и автоматизированных произвольных движений при письме, является отсутствие полной осознаваемости их отдельных компонентов. Сложившийся письменный навык позволяет исполнителю при быстром связном письме переключить внимание на содержание записываемой мысли.

Идентификация конкретного исполнителя по почерку возможна только в том случае, если сложившаяся индивидуальная система движений устойчива.

Устойчивость почерка – это повторение (воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выполнении рукописей в непривычных условиях или состояниях.

Вариационность – одно из проявлений устойчивости письменно-двигательного навыка. Этот признак является формой проявления динамичности. Под вариационностью понимается различное выражение признаков в почерке одного и того же лица (или выражение его системы движений в целом). Природа вариационности кроется в ее приспособительной функции и является средством приспособления движений пишущего к различным задачам и условиям письма.

Индивидуальность и устойчивость функционально-динамического комплекса особенностей письменно-двигательного навыка делают возможной идентификацию исполнителя рукописных текстов и подписей. При решении идентификационных задач среди свойств почерка необходимо учитывать его вариационность.

Свойства почерка – это элементы индивидуального и динамически устойчивого зрительно-двигательного образа, реализующегося в рукописях.

Условием использования свойств почерка в качестве идентификационных признаков является их фиксированный характер. Поэтому главная цель исследования – изучение уже отображенных и зафиксированных в почерке свойств рукописных объектов.

Признаки почерка как свойства объекта изучаются на различных уровнях. В теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы признаки почерка обычно связывают с характеристикой той или иной технической стороны фиксирующегося в рукописи письменно-двигательного навыка. Эта характеристика может относиться к:

– управлению движениями при письме;

– функционированию механизма письма;

– системе итоговых движений пишущего;

– ориентации последних в пространстве.

Для того чтобы выявленную характеристику считать признаком почерка, необходимо иметь ее выраженное, материализованное в рукописи отображение.

Характеристики письменно-двигательного процесса, отображенные в рукописных текстах и подписях, в совокупности образуют индивидуальный комплекс. Отдельные признаки почерка проявляются у многих людей одинаково, но их сочетание вместе с отклонениями от прописных изображений знаков для каждого исполнителя индивидуально.

Идентификационные признаки почерка это зафиксированные с помощью системы движений в рукописи свойства индивидуального и динамически устойчивого зрительно-двигательного образа графической техники письма. Систематизация идентификационных признаков почерка основывается на характерном для процесса познания принципе – от общего к частному. Признаки почерка также делятся на общие и частные.

Общие признаки почерка – это особенности, характеризующие почерк в целом, дающие общее представление о почерке как системе движений при выполнении рукописи.

В основу последующего деления признаков почерка на подгруппы положено такое возможное разграничение свойств письменно-двигательного навыка:

– характеристики степени сформированности письменно-двигательных навыков и характера этой сформированности, которые нашли свое отображение в таких признаках почерка, как степень выработанности, координация движений, строение почерка по степени сложности и темп письма;

– структурные характеристики траектории итоговых движений при письме, отображающиеся в форме, направлении, протяженности движений, количестве их составляющих, последовательности выполнения отдельных движений;

– характеристики пространственной ориентации итоговых движений (которые зависят от зрительного анализатора исполнителя), отображающиеся в особенностях размещения фрагментов рукописи (в виде строк, слов, знаков препинания), а также всего текста относительно листа.

Данные признаки называются топографическими и имеют большое значение при проведении идентификационного исследования, так как являются устойчивыми и наиболее надежными.

Частные признаки почерка – это характеристики, проявляющиеся при выполнении отдельных букв, цифр, подписей, в том числе их элементов и сочетаний.

Частным признакам присущи все перечисленные характеристики: степень сформированности письменно-двигательного навыка, структурные характеристики траектории итоговых движений, пространственная ориентация итоговых движений.

Частные признаки, отражающие сформированность письменно-двигательного навыка, отличают конструктивная сложность движений при выполнении знаков и темп письма.

К признакам, отражающим характеристику структуры движений, относятся: форма, направление, протяженность по вертикали и горизонтали; степень связности или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов; количество движений и последовательность при их выполнении.

Частными признаками, отражающими пространственную ориентацию движений, являются: размещение точек начала и окончания движений, точек соединения движений; точек пересечения движений в знаках и их элементах, а также относительное размещение знаков и их элементов по вертикали и горизонтали.

При проведении почерковедческих исследований необходимо учитывать, что объем индивидуальной информации, заключенной в признаке, зависит от частоты его встречаемости в почерках разных людей: чем реже повторяется признак в почерках разных лиц, тем больше его индивидуализирующая способность и, следовательно, идентификационная значимость.

В процессе накопления практических знаний складывается представление: о частоте проявления свойств в одном почерке (как о критерии их использования в качестве идентификационных признаков); о частоте совместной повторяемости свойств (как о критерии оценки их взаимозависимости); о частоте встречаемости признаков в почерках разных лиц (как о критерии оценки их идентификационной значимости) и т. п.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...