Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

г) идеалистическая философия.

Г) злой

6. В каком ряду допущена ошибка в управлении?

а) доверять секреты; аналогичный предыдущему; одевать ребенка;

б) предостеречь от опасности; оплатить за проезд; уверенность в друге;

в) приступить к выполнению; гарантировать доставку груза; надевать перчатки;

г) тревожиться за близких; удивлен поступками; обрадоваться подарку.

 

7. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота?

а) Это упражнение делают стоя на вытянутых носках.

Б) Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые.

в) Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе.

г) Книги Акунина я могу читать, открыв на любой странице.

 

8. Укажите предложение, в котором допущена логическая ошибка?

а) Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома.

б) Большие электрические лампочки, свисавшие с потолка в центре зала, гасли одна за другой.

в) Они начали работу на огромном, изрытом ямами и косогорами пустыре.

Г) Стоимость пребывания в этой гостинице составляет около ста франков в день.

 

9. В каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно?

а) (не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить;

б) (не) считая; (не) солоно хлебавши; (не) вежа;

в) (не) взрачный; (не) рад встрече; трава (не) скошена;

г) (не) достает терпения; (не) хватает; (не) счастье.

 

 

10. Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми?

а) И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

б) В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.

в) Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

г) Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.

 

11. Какая фигура речи представлена в данном предложении: Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека?

а) эллипсис;

б) градация;

в) анафора;

г) инверсия.

 

12. Какое коммуникативное качество речи присуще не всем речевым ситуациям?

а) правильность;

б) логичность;

в) выразительность;

г) доступность.

 

 

13. Укажите троп, который соответствует данному определению: ______ - это определение, в котором ярко выражено эмоциональное отношение говорящего?

а) эпитет;

б) литота;

в) метонимия;

г) метафора.

 

14. В системе русского литературного языка отсутствует уровень:

а) грамматический;

б) стилистический;

в) фонетический;

г) лексический.

 

15. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить?

а) положа руку на сердце;

б) души не чаять;

в) яблоку негде упасть;

г) яблоко раздора.

 

16. В каком ряду все слова являются архаизмами?

а) гувернер, выя, жандарм;

б) улан, грядет, вседневно;

в) камердинер, опричник, десница;

Г) чело, глаголить, уста.

 

17. Какое коммуникативное качество речи тесно связано с нормативным аспектом речевой культуры?

а) выразительность;

б) доступность.

в) правильность;

г) логичность.

 

18. За пределами литературного языка находятся:

а) просторечия;

б) термины;

в) разговорная лексика;

г) канцеляризмы.

 

19. В каком случае пароним употреблен верно?

а) принять эффектные меры;

б) нанести сокрушенный удар;

в) письмо дошло до адресанта;

г) идеалистическая философия.

 

20. Функцией языка, позволяющей сохранять информацию и передавать ее от одного поколения к другому, является:

а) когнитивная;

б) коммуникативная;

в) аккумулятивная;

г) эмоциональная.

Часть 2.
1
.

Мать у него была (больная/больна). Краткое прилагательное указывает на краткость, временность признака.

Этот мальчик (глухой/глух) от рождения. - Отец (глухой/глух) к моим просьбам. Краткая и полная форма прилагательного «глухой» резко расходятся в своем значении в данных случаях. В каждом из них уместна лишь определенная форма прилагательного.

 

Только краткая форма употребляется в следующих случаях:

1)в устойчивых этикетных формах, выражающих какой-либо совет, пожелание и т.п.: будьте добры, будьте бдительны и осторожны, будьте взаимовежливы и т.д.;

2) если прилагательное выражает долженствование, возможность, необходимость и т.п.: Завтра возможен гололед; Явка обязательна; Мне это необходимо и т.д.;

3) если прилагательное обозначает несоответствие признака данному предмету, данным условиям и т.п.: Эта тема не интересна для обсуждения; Эти брюки мне велики; Пролив слишком узок для судоходства и т.д.;

4) если прилагательное обозначает признак, указывающий на соотношение между предметами: Их взгляды полярны; Они были дружны и неразлучны; Эти прямые параллельны и т.п.;

5) если прилагательное обозначает ситуативный признак, т.е. такой, который проявляется не всегда, а только при определенных условиях, в определенной ситуации и т.п. (например, можно быть сытым только после принятия пищи, взбешенным в каком-либо конкретном случае и т.д.): Он с вами откровенен; Я голоден;

6) если прилагательное имеет усилительно-оценочное значение и занимает позицию перед подлежащим (обычно с восклицательной частицей как): Как хороши, как свежи были розы! Как красива была река в лунную ночь! и т.п.;

7) если прилагательное имеет при себе зависимое слово (обычно выполняющее функцию дополнения): Этот человек верен своему слову; Наш город известен музеями и памятниками древней архитектуры и т.п.;

8) при субъекте предложения, который выражен местоимениями весь, всякий, кто, то, тот, что, это: Все едино, что хлеб, что мякина; В зимний холод всякий молод; Кто смел, тот два съел; То славно, что умно и забавно; Чем богаты, тем и рады и т.п.;

9) при субъекте предложения, который выражен существительным в значении обобщенного предмета (т.е. не какого-либо конкретного, а всякого, любого подобного): Медведь-шатун свиреп и страшен; Ныряние на большую глубину опасно; Речь мудреца конкретна и немногословна и т.п.;

10) в сочетании с наречием так, обозначающим высокую меру или степень проявления признака: Не так страшен черт, как его малюют; Он так умен, так весел и остер и т.п.

 

Только полная форма употребляется в случаях:

1) если прилагательное обозначает признак, постоянно принадлежащий характеризуемому предмету: Озеро было глубокое и холодное; В этом районе дома высокие и т.п.;

2) если именная часть сказуемого выражена сочетанием прилагательного и существительного, которое конкретизирует, дополняет или указывает на субъект, названный подлежащим: Мы люди простые и беззатейные; Она была девушкой тщеславной и взбалмошной и т.п.;

3) в сочетании с местоимением такая, выражающим высокую степень проявления признака или используемым для усиления оценки: Он такой целеустремленный; А ты такой холодный, как айсберг в океане; Вода была такая прозрачная, что мы легко различали камешки на самом дне и т.п.

Во всех остальных случаях допустимо употребление как полной, так и краткой формы качественных прилагательных. Однако необходимо помнить, что абсолютного тождества между этими формами нет и не может быть. Поэтому в каждом конкретном случае (помимо описанных выше) целесообразность выбора той или иной формы определяется теми различиями, которые могут возникать между рассматриваемыми формами прилагательных. Определяя целесообразность выбора краткой или полной формы, необходимо учитывать все возможные различия, а также обращать внимание на значение самого прилагательного и лексический состав предложения.

 

 

2.

Узнав это, у меня буквально ноги подкосились. - Когда я узнал это, у меня буквально ноги подкосились.

При употреблении деепричастных оборотов действующее лицо

«действующее лицо» - подлежащее – ноги, но они не могли узнать что-либо

Даже оказавшись по ту сторону власти, работы у них все равно хватит. – Даже оказавшись по ту сторону власти, они все равно имели достаточно работы.

Аналогичная ошибка. Предмет предложения и предмет деепричастного оборота не совпадают.
3
. Приведите примеры пяти пар слов-паронимов. С каждым словом составьте по одному предложению.

эффективный – эффектный:
Эффективный метод; эффектные костюмы.
сытый - сытный:
сытый человек, сытые дети; сытный обед, сытное блюдо.
поступок - проступок:
благородный поступок, самоотверженный поступок; серьёзное наказание за проступок;
деловой – деловитый:
Деловой стиль одежды, разговор; деловитая походка.
демократичный – демократический:
Демократический строй, демократическая партия; демократичное общество, окружение.

4. Поставьте ударение в данных словах (словоформах).

Ветрян а я оспа, закуп о рить, з а работок, заржав е ть, ст а туя, тигр о вый, фарф о р, ходат а йствовать, щав е ль.


5. Каждое толкование замените одним словом.

Краткая приветственная застольная речь – тост.

Настенный светильник из одной или нескольких ламп – бра.

Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы – геральдика.

Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью – изразцы.

Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства – икебана.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...