Примеры символической записи
УДК 514.18(076) ББК 22.151.ЗЯ7 М 74
Рецензент: В.В. Смагин - доцент, канд. техн. наук
Составители: А.Ф. Медведь1, В.Г. Середа2
М 74 Задачи по начертательной геометрии: метод. указания / сост. В.Г. Середа1, А.Ф. Медведь2. – Севастополь: СевГУ, 2016. – 16 с.: ил.
Методические указания содержат задачи по начертательной геометрии с примерами их решения. Методические указания предназначены для студентов технических специальностей дневной и заочной формы обучения.
Рекомендовано Учебно-методическим советом института в качестве методических указаний по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» для студентов технических специальностей дневной и заочной формы обучения.
УДК 514.18(076)
© Середа В.Г. 1, Медведь А.Ф.2, сост., 2016 © ФГАОУВО «Севастопольский Государственный университет», 2016 СОДЕРЖАНИЕ
ВВедение С целью повышения эффективности обучения студентов произведен отбор ключевых задач по темам курса. Рекомендуемые задачи по темам лекций приведены в таблице 1. Таблица 1 – Рекомендуемая последовательность решения задач.
Отобранный минимум задач рекомендуется для аудиторной и самостоятельной работы студентов при подготовке к сдаче расчетно-графических работ, зачетов или экзаменов. Обозначения и символы Точка в пространстве обозначается прописными буквами латинского алфавита: A, B, C, D,…или цифрами: 1, 2, 3,… Прямые и кривые линии – строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, d,… Линии уровня – строчными буквами: горизонтали – h, фронтали – f, профильные – p. Плоскости и поверхности – прописными буквами греческого алфавита: Σ, Δ, Ρ, Γ,… Плоские углы – малыми буквами греческого алфавита: α, β, δ, η,… Принятая система координат OXYZ. Оси проекций на чертеже X12, Y13, Z23, начало координат O. Плоскости проекций – буквой Π с индексами 1, 2, 3, 4, 5,… Основные плоскости проекций: Π1 – горизонтальная, Π2 – фронтальная, Π3 – профильная. Проекции точек, прямых линий, плоскостей, поверхностей, углов – теми же буквами что и в пространстве, с добавлением подстрочного индекса соответствующей плоскости проекций: A1, a1, Σ2, Δ2 … Центры и направления проецирования – S, U. Новое положение точки после одного вращения (перемещения) или после двух соответственно.
Плоскость аксонометрических проекций обозначается буквой Π со знаком штрих – Π'. Аксонометрические проекции точек, прямых, плоскостей и углов обозначаются теми же буквами со штрихом – A', a', Σ',… Вторичные проекции имеют внизу индекс прямоугольных проекций, а вверху – штрих: A1', a1', Σ1'. Аксонометрические оси обозначаются буквами X', Y', Z', начало координат буквой O. º – тождественность; – скрещивание; É – проходит через; Ù – и; çç – параллельность; Ú – или; ^ – перпендикулярность; = – равно, есть; Ç – пересечение; Þ – если…, то; È – соединение;? – построить, определить; / – не;! – строим, определяем. ПРИМЕРЫ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ a || b Þ a1 || b1 – если прямые параллельны, то одноименные проекции этих прямых параллельны. f ^ n Þ f2 ^ n2 Ù f1 || x12 – если прямые перпендикулярны (одна – линия уровня, а другая – общего положения), то одна пара их одноименных проекций перпендикулярна. a Ç b Þ ai Ç bi = Ki Ù K1K2 ^ x12 – если прямые пересекаются, то одноименные проекции прямых пересекаются в точках, лежащих на одной линии связи, перпендикулярной оси проекций. ? a É A Ù || b – построить прямую, проходящую через точку и параллельную другой прямой. ! a1 É A1 Ù || b1 – строим горизонтальную проекцию прямой, проходящую через горизонтальную проекцию точки, и параллельную горизонтальной проекции другой прямой. ! 1= b Ç AC – строим точку как результат пересечения двух прямых. ! C1 Ì A1В1 – строим горизонтальную проекцию точки на одноименной проекции прямой. ! D Ë D – строим точку, не лежащую на плоскости. ! n ^ D – строим прямую перпендикулярную заданной плоскости. ! h Ì D – строим горизонталь, лежащую на заданной плоскости. ! A Ì a – строим точку, лежащую на заданной прямой.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Свойства проецирования
Решение задач основано на знании свойств ортогонального проецирования, представленных в таблице 2. Таблица 2 – Свойства ортогонального проецирования
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Окончание таблицы 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Основой для решения задач является усвоение свойств ортогональных (прямоугольных) проекций и овладение способами преобразования проекций. Любая задача сначала решается мысленно в пространстве и только затем переносится на чертеж. Для успешного решения задач студент обязан к каждому практическому занятию изучить необходимый теоретический материал по конспекту лекций и рекомендуемой кафедрой учебной и методической литературе. Задачи, рекомендуемые для самостоятельного решения на практических занятиях и дома, следует выполнять в тетради “в клетку”, содержащую 24 листа. Решение всех задач необходимо выполнять только с помощью чертёжных инструментов (циркуля, линейки, угольников, лекал и т.д.) – мягкими карандашами 2М (2В) или 3М (3В). На каждой странице тетради не следует располагать более четырех задач. Проекции заданных геометрических элементов следует обвести толстыми линиями (0,8…0,9 мм) чёрного цвета, линии построения – тонкими линиями (0,3…0,4 мм). Результат решения выделить красным цветом. Все точки и линии, участвующие в построениях, следует обозначать буквами латинского и греческого алфавита, чертежным шрифтом согласно ГОСТ 2.304-81. При построениях недопустимы отклонения в параллельности, перпендикулярности и т.д. Задачи 18…30 решить без преобразования комплексного чертежа. Задачи 31…44 решить с применением способов преобразования комплексного чертежа. Каждый студент должен уметь формулировать алгоритмы решения всех задач, предложенных преподавателем для его специальности. Тетрадь с решёнными задачами студент предъявляет преподавателю, ведущему практические занятия в группе (подгруппе). ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Пример 1. Построить проекции точки, лежащей на плоскости общего положения (рисунок 1а). Свойство: если точка лежит на плоскости, то проекции точки лежат на одноимённых проекциях прямой плоскости. Алгоритм решения: - построить прямую, принадлежащую заданной плоскости (рисунок 1б); - построить точку, принадлежащую этой прямой (рисунок 1в). а) б) в) Рисунок 1 Пример 2. Построить проекции прямой, параллельной заданной прямой общего положения (рисунок 2а). Свойство: если две прямые параллельны, то одноимённые проекции прямых параллельны. Алгоритм решения: - построить проекции прямой параллельно одноимённым проекциям заданной прямой (рисунок 2б).
а) б) Рисунок 2 Пример 3. Построить проекции прямой общего положения, перпендикулярной к заданной линии уровня (рисунок 3а). Свойство: если две прямые линии (одна линия уровня, а другая – общего положения) взаимно перпендикулярны, то проекция прямой общего положения перпендикулярна неискажённой проекции прямой линии уровня. Алгоритм решения: - построить проекцию прямой общего положения перпендикулярно неискажённой проекции линии уровня (рисунок 3б); - построить вторую проекции прямой общего положения произвольно (рисунок 3в). а) б) в) Рисунок 3 Пример 4. Построить проекции пирамиды по заданным координатам вершин (рисунок 4). Алгоритм решения: - построить проекции вершин (точек) пирамиды (рисунок 4а); - построить проекции ребер (прямых) пирамиды с учетом их видимости (рисунок 4б).
а) б) Рисунок 4 Пример 5. Построить проекции плоскости, проходящей через заданную точку и касающейся поверхности кругового конуса. (рисунок 5а). Алгоритм решения: - построить плоскость уровня, проходящую через заданную точку и пересекающую конус по окружности (рисунок б); - построить касательную к окружности и проходящую через заданную точку (рисунок в); - построить образующую конуса проходящую через его вершину и точку касания(касательная плоскость определена касательной и образующей) (рисунок 5г).
а) б) в) г) Рисунок 5 Пример 6. Построить проекции точки, принадлежащую поверхности сферы (рисунок 6а). Свойство: если точка лежит на поверхности, то она лежит на линии принадлежащей этой поверхности. Алгоритм решения: - построить линию (параллель), принадлежащую поверхности сферы (рисунок 6б); - построить точку принадлежащую этой линии (рисунок 6в).
а) б) в) Рисунок 6 Пример 7. Построить проекции линии пересечения проецирующей плоскости с плоскостью общего положения (рисунок 7а). Свойство: если проецирующая плоскость пересекает плоскость общего положения, то одна проекция линии пересечения совпадает с вырожденной проекцией плоскости. Алгоритм решения: - построить точки пересечения проецирующей плоскости с двумя прямыми плоскости (рисунок 7б); - соединить две полученные точки прямой линией (рисунок 7в). а) б) в) Рисунок 7 Пример 8. Построить точку пересечения прямой общего положения с плоскостью общего положения (рисунок 8а). Свойство: если прямая пересекает плоскость, то одна из проекций прямой пересекает одноименную проекцию конкурирующей с ней прямой плоскости. Алгоритм решения: - построить плоскость-посредник частного положения, проходящую через заданную прямую (проекции прямой и плоскости совпадают) и построить прямую пересечения плоскости-посредника с заданной плоскостью (рисунок 8б);
а) б) в) Рисунок 8 Пример 9. Определить кратчайшее расстояние между двумя точками (рисунок 9а). Расстояние между двумя точками равно длине отрезка прямой линии, соединяющей эти точки. Свойство: расстояние между двумя точками проецируется в истинную величину на ту плоскость проекций, по отношению к которой отрезок, соединяющий эти точки, является прямой уровня. Алгоритм решения: - построить проекции расстояния между точками (рисунок 9б); - преобразовать комплексный чертеж так, чтобы заданная прямая, соединяющая две точки, стала линией уровня (рисунок 9в). Полученное решение позволяет измерить угол a наклона прямой к горизонтальной плоскости проекций. Пример 10. Определить угол между пересекающимися прямыми линиями (рисунок 10а). Свойство: угол между пересекающимися прямыми проецируется в истинную величину на ту плоскость проекций, по отношению к которой эти прямые являются линиями уровня. Алгоритм решения: - построить проекции горизонтали и проекции радиуса окружности, по которой перемещается вершина угла (методом прямоугольного треугольника) и определить величину радиуса окружности (рисунок 10б); - построить истинную величину угла, используя метод вращения вокруг линии уровня (рисунок 10в).
а) б в Рисунок 9
а) б) в) Рисунок 10 Пример 11. Построить развертку пирамидальной поверхности (рисунок 11а). Алгоритм решения (способ триангуляции): - определить размеры сторон каждой грани (способом прямоугольного треугольника или одним из способов преобразования комплексного чертежа) (рисунок 11б); - построить композицию смежных граней на плоскости (рисунок 11в); а) б) в) Рисунок 11 ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ Задачи для решения приведены в таблице 3. Таблица 3 – Условия задач
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Окончание таблицы 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Решая задачи начертательной геометрии, студенты учатся моделировать на чертеже проективные, аффинные и метрические свойства пространственного объекта, а также по известным свойствам проекций выявлять геометрические свойства изображенного объекта и выполнять на чертеже дополнительные геометрические построения. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Середа В.Г. Начертательная геометрия. Практикум для студентов: учеб. пособие / В.Г. Середа, А.Ф. Медведь. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2008. – 122 с. 2. Медведь А.Ф., Середа В.Г. Моделирование структуры геометрических объектов: методические указания к выполнению расчетно-графического задания. – Севастополь: СевГУ, 2016. – 20 с. 3. Медведь А.Ф., Середа В.Г. Моделирование точек и линий на поверхностях геометрических тел: методические указания к выполнению расчет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|