Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственное развитие ребенка

 

...Главные условия, необходимые для нормального разви­тия ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении...

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ­ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произво­ла в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности. Цель всякого воспитания – содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соеди­нять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состо­янии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблю­даемых им явлений и творчески предсказывать и прояв­ляться, в чем именно и выражается человеческая муд­рость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия челове­ка, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увели­чивать производительность лица и доводить ее до худо­жественного изящества. Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в кото­ром он находится; точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требу­ет непременно идеализации того, к чему она относится...

Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во время семей­ной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впослед­ствии в его действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обыкно­венно резко и даже грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечае­мое, приводя, по возможности, в причинную связь пос­тавленное требование и то, что его вызвало.

Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые. так будем действовать и впоследствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуж­дать усваивается также только постепенно. Без рассуж­дения невозможно отвлеченное мышление, а без отвле­ченного мышления невозможны волевые отправления че­ловека. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни....Необходимо при­учить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в сво­их действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основа­ние своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соот­ветственные же действия со стороны окружающих.

Необходимо отличать желание ребенка выяснить воп­рос, который у него появился, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень не вы­годна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произно­шение слов и мало сознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обык­новенно пустая болтовня взрослых и неумение обращать­ся и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ре­бенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произ­вольно, как придется, никогда не выясняя основания сво­их действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.

...Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное тре­бование при семейном его воспитании. Необходимо пом­нить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы его активной дея­тельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их приспособления к работе. Проявления ребенка первоначально исклю­чительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка сла­гаются представления, разъединением и сравнением ко­торых он уже вырабатывает себе критерий для своих дей­ствий. Если ребенок подмечает, что никакой последова­тельности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову...

Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и мало артикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последователь­ным во всех своих действиях, за которыми ребенок посто­янно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывается только из правдиво­сти среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и ко­торый к нему проще всего относится. Стоит только от­талкивать ребенка, если он высказывает подмеченные им явления, и не обращать его внимания на последователь­ность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в при­вычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни.

...Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребе­нок – их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за моло­дым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и ничего подобного до­пустить нельзя, раз только родители обязаны содейство­вать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отдают только свой нравственный долг своему по­томству. Чем более человек образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ре­бенку, идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано признание его личности и его непри­косновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое от­ношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С образованием отношение к людям ста­новится, несомненно, более внимательным, но наиболь­ший след оставляет все же то, что усвоено во время семейного периода развития ребенка. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касал­ся его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энер­гию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следо­вательно, очень наблюдателен, а при такой наблю­дательности он легко набирает жизненный опыт...

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ни­чего не делать для своего личного удобства и удоволь­ствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня по­явления его на свет, как к человеку, с полным призна­нием его личности и неприкосновенности этой личности.

...Если ребенок во время семейной жизни приучился сам наблюдать все окружающее его и повторять то, что соответствует его силам и уменью, привык сам рассуждать над тем материалом, который набрал своим наблю­дением, и этим развил свою способность мыслить, если никто не сбивал его в усвоении критерия правды, – только тогда при наступлении периода возмужалости он яв­ляется более подготовленным, так что в состоянии спра­виться с тем новым возбудителем, который у него явля­ется. Он сам отыскивает себе какое-либо любимое дело и отдается ему всей своей молодой и живой душой. В этом периоде не следует сурово относиться к молодому чело­веку и подвергать его насильственным действиям и отнимать у него то, что ему лично в это время почему-либо особенно дорого. Будет ли он зачитываться книгами, не отнимать у него эти книги, будет ли он увлекаться тем или другим искусством, техническими работами, не пре­пятствовать ему заниматься этим делом и дать ему воз­можность развернуть свои силы соответственно его спо­собностям. Точно так же не следует мешать его попыткам писать, заниматься литературным трудом, поэтическими произведениями, не отнимать у него такие произведения и не преследовать его за это, точно так же не восхищать­ся его произведениями и не придавать им несоответствен­ного значения. Если же он заинтересуется каким-либо от­делом естественных наук и если его занятия не состоят только в бесцельном убивании животных или бессмысленном собирании коллекций наравне с собиранием ста­рых марок, то необходимо не только не препятствовать этому, но, напротив, поддержать его в этом по силе возможности...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...