Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные процессы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Поскольку Вооруженные силы являются неотъемлемой частью общества, его сколком, то рассматриваемые выше социальные изменения и процессы,в той или иной мере проявляются и в Вооруженных Силах.

Под социальными процессами в Вооруженных Силах понимаются изменения отношений между различными социальными группами военнослужащих,социальное развитие воинских коллективов, формирование личности воина.

Как видно из данного определения, основу этих социальных процессов, их ядро составляют изменения социальных отношений, то есть отношений между различными категориями и социальными группами военнослужащих, а также между воинскими коллективами и личностями военнослужащих. Социальные отношения в Вооруженных силах условно можно разделить на два уровня:

первый - отношения, возникающие как отражение социальных отношений общества, в которых воины взаимодействуют как представители определенных социальных слоев общества, а также национальных образований;

второй - отношения, обусловленные спецификой воинской деятельности, разделением воинского труда. Очевидно, целесообразно сосредоточить внимание именно на этом специфическом уровне отношений и процессов, вытекающих из них.

И так, социальный аспект этих отношений заключается в том, что, во-первых, уже само разделение воинского труда ведет к существование качественно неоднородных его видов: квалифицированного и неквалифицированного, организаторского и исполнительского, творческого и нетворческого. Кроме того, специфические особенности условий и содержания воинского труда имеются в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Во-вторых, специфика характера и содержания воинского труда, видов воинской деятельности приводят к определенным различиям между воинами, воинскими коллективами по условиям жизни и службы, по роли и положению в армии. Социальная неоднородность воинских коллективов проявляется в наличии у них:

- военнослужащих, выполняющих различные военно-профессиональные функции (летчики,штурманы, техники, механики и т.д.);

- военнослужащих, имеющих различный уровень военно-профессиональные подготовки (например, офицеры и прапорщики - профессионалы, а рядовые срочной службы, только познающие воинские специальности);

- военнослужащих, имеющих неравные условия удовлетворения потребностей и развития личности. У одних на каждого члена семьи больший доход, у других - меньший. Одни живут в камфортных условиях, другие - в примитивных. Одни свободны во внеслужебное время, другие находятся на казарменном положении и т.д.

В- третьих, существенным моментом социальных отношений в армии является соотношение личных и коллективных интересов, их совпадение и несовпадение. Социальные интересы воинов складываются в результате воздействия на них объективных обстоятельств их жизнедеятельности, а также субъективных восприятий этих обстоятельств.

В-четвертых, характерным для социальных отношений в армии является их строгая регламентация уставами и наставлениями, и субординация между старшими и младшими, начальниками и подчиненными.

Таким образом, социальные отношения в армии представляют собой сложные, многогранные, строго регламентированные и субординированные отношения между различными категориями и социальными группами военнослужащих, а также между воинскими коллективами и личностями отдельно. Как отмечалось, эти отношения являются основой социальных процессов в Вооруженных Силах. К числу наиболее важных из этих процессов можно отнести и следующие:

1. Процессы, связанные с реформированием Вооруженных Сил:

освобождение Вооруженных Сил от диктата коммунистической партии и ее идеологии марксизма-лененизма, партийных организаций и политорганов, как проводников политики коммунистической партии в Вооруженных Силах; создания благоприятных условий для плюрализма и идеологических воззрений; запрещение деятельности в Вооруженных Силах любых партий; сокращение численности Вооруженных Сил и связанные с этим изменения их организационно-штатной структуры;

увольнение из Вооруженных Сил генералов, офицеров и прапорщиков, выслуживших установленные сроки службы; перемещение на новые должности генералов и офицеров, оставшихся в Вооруженных Силах, освоение ими новых для себя служебных обязанностей; перевод Вооруженных Сил на контрактную службу. Сегодня все категории военнослужащих, за исключением срочной службы, заключают контракт об условиях и продолжительности службы в Вооруженных Силах. Это новые шаги перехода к профессиональной армии; передислокация ряда объединений, соединений и частей, создание новых группировок войск. Особенно это было связано с выводом войск из бывших социалистических стран, республик Прибалтики, частично с Украины, Белоруссии, среднеазиатских республик и Казахстана. Это требует обустройства войск, адаптации военнослужащих и членов семей к новым условиям. Однако, как подчеркнул в своем выступлении перед федеральным собранием Президент РФ Б.Н.Ельцин: "...то, как проводится военная реформа до настоящего времени - бессистемно и непоследовательно - настоящей реформой назвать не могу."

2. Процессы, связанные с изменениями социально-классовой структуры общества и национальных отношений. Наиболее значительными из них, на наш взгляд, является, например, процесс комплектования Вооруженных Сил. Речь идет о представительстве в Вооруженных Силах социальных слоев и наций российского общества. Социологические исследования, проводимые в Вооруженных Силах, свидетельствуют о том, что по социальному составу Вооруженные Силы Российской Федерации становятся поистинне рабоче-крестьянскими. Представители других слоев, особенно элитарных, избегают службы в армии. По сведениям военных комиссариатов, из состава всего призывного контингента, призываются служить лишь 25-30 %. Остальные по различным причинам получают отсрочки. К числу этих процессов относится и процесс военно-патриотического воспитания, повышения в обществе престижа Вооруженных Сил. Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных центром военно-социологических, психологических и правовых исследований МО РФ в 1989-1993 годах, показывает, что происходит заметное снижение популярности военной службы по призыву. Так, если в 1989 году 41 % опрошенных молодых людей заявили, что они будут служить с желанием, столько же призывников считали, что служба в армии является почетным конституционным долгом и его надо выполнять независимо от желания, то в 1993 году половина опрошенных военнослужащих заявило об отсутствии желания служить в Вооруженных Силах. Служба в армии по призыву значительной частью молодых людей рассматривается как неприятная неизбежность, процесс отупления личности, бесполезная трата времени, повинность, которую следует выполнять лишь в силу возможного уголовного наказания. Военно-патриотическое воспитание в условиях армии призвано изменить эти негативные оценки службы на позитивные. К этой же группе относятся процессы межличностных отношений в воинских коллективах: между старшими и младшими, начальниками и подчиненными; между военнослужащими различных специальностей в боевых расчетах; между военнослужащими контрактной и срочной службы; между военнослужащими различных сроков призывов; между представителями различных национальностей и регионов призыва и т.д.

3. Процессы социальной ответственности военнослужащих. Сюда относятся процессы организации боевой учебы личного состава, обеспечения высокой боевой готовности частей и подразделений. Следует сказать о том, что недостаток материально-технических средств не позволяет сегодня в полном объеме решать задачи боевой учебы. Например, поддерживать боевое мастерство летчика на должном уровне при налете 30 часов в год практически невозможно. И тем не менее процент кадровых военных, которые не удовлетворены организацией боевой подготовки, неуклонно уменьшается. Если в 1992 году их было 50 %, то в 1993 году только 35 %. Это говорит об изыскании возможностей в новых условиях более качественно организовывать боевую учебу. С указанными процессами тесно связаны и процессы организации воспитательной работы.

После разделения Советской Армии и слома системы политико-воспитательной работы уровень воспитания в Вооруженных Силах России резко понизился. С реорганизацией органов воспитательной работы, приобретением ими опыта ее проведения в новых условиях, качество воспитательной работы повысилось. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований.Если в 1992 году 52 % кадровых военных были не удовлетворены воспитательной работой, то в 1993 году их было 39 %.

Преоритетными направлениями воспитательной работы в частности, по мнению опрошенных, являются:

- укрепление дисциплины, боевой готовности частей, подразделений - 66 %;

- формирование и развитие у военнослужащих профессиональных качеств - 64 %;

- нравственное и духовное воспитание военнослужащих - 35 %;

- изучение и внедрение в жизнь коллективов лучших традиций русской и советской армии - 31 %;

- формирование у военнослужащих боевых качеств защитника отечества - 30 %.

4. Процессы социально-правовой защищенности военнослужащих. Пакет законов по военным вопросам, принятый бывшим Верховным Советом РСФСР, а также Государственной думой создал социально-правовую основу реализации данных процессов. К сожалению, не все они в полной мере работают из-за отсутствия механизмов и средств на их реализации. Например,не в полном объеме выполняются законы "О статусе военнослужащих", "О ветеранах" и др.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что социальные изменения в обществе оказывают существенное влияние на Вооруженные Силы. Под их воздействием в Вооруженных Силах происходят социальные процессы, характеризующие уровень их боеготовности и боеспособности. Они требуют анализа и прогноза, как основы управления ими в интересах защиты Отечества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...