Тема 5. Правовая регламентация образовательного процесса
Вопросы к семинару:
1. Уровни высшего образования.
2. Общие требования к организации образовательного процесса.
3. Установление правил поступления в образовательные организации высшего образования.
4. Промежуточная и итоговая аттестация.
5. Основные образовательные программы высшего образования.
6. Формы получения образования и формы обучения.
7. Документы об образовании.
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации. Федеральный закон от 26.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в РФ»
Закон Калининградской области от 1 июля 2013 г. N 241 "Об образовании в Калининградской области".
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2013 г. N 611 "Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации".
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 660 "О порядке включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования"
Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 716 "О федеральных университетах" Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается" Приказ Минобрнауки РФ от 14.04.2009 N 128 "Об утверждении Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2009 N 14043) 20.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 мая 2012 г. N 364 "Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2012 г. N 163 "Об утверждении форм документов государственного образца о высшем профессиональном образовании и технических требований к ним"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 июня 2013 г. N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июня 2013 г. N 455 "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2013 г. N 1000 "Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1059 "Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки"
Литература:
Александров А. А. Уровневая система, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования России / М-во образования и науки Российской Федерации, Учеб.-методическое об-ние вузов России по унив. политехническому образованию, Московский гос. технический ун-т им. Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский гос. политехнический ун-т. / А. А. Александров. – Санкт-Петербург: Изд-во политехнического ун-та, 2010. – 197 с.
Байденко В. И. Тенденции в реформировании высшего образования, развитии стандартизации и образовательных стандартов высшей школы в странах СНГ: монографический сборник научных статей / В. И. Байденко и др. – М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2007. – 230 с.
Васенёв Ю.Б., Проблемы введения в вузах магистерских программ // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Вып. 1. СПб., 2009. С. 135-143.
Волосникова Л.М., Теплякова О.А. Образовательное право. – Тюмень, 2009.
Высшая школа: этап перемен: уровни высшего образования, образовательные программы, декларация европейских министров образования, документы о послевузовском образовании, отсрочка от призыва на военную службу. – М.: Профиздат, 2007. – 95 с
Дмитриев Ю.А. Магистратура как тупик российского высшего образования //"Образование и право", N 7, июль 2013 г.
Кирилловых А.А. О регламентации образовательных правоотношений и деятельности высшей школы //"Журнал российского права", N 10, октябрь 2010 г.
Проблемы реализации уровневого высшего профессионального образования: сборник научных статей по проблемам высшей школы / М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Южно-Российский гос. технический ун-т (Новочеркасский политехнический ин-т). Под ред. Л. И. Щербаковой. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. – 229 с.
Чернега О.А. Высшее образование в вопросах и ответах. - Система Гарант, 2006 г.
Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2008. – 681 с.
Шкарлупина Г.Д. О государственном регулировании платных образовательных услуг // "Законодательство и экономика", N 10, октябрь 2006 г.
|
Перечень иных информационных источников
|
http://mon.gov.ru (сайт Минобрнауки РФ)
http://www.ed.gov.ru (сайт Рособразования)
http://www.obrnadzor.gov.ru (сайт Рособрнадзора)
http://www.edu.ru (Федеральный портал образования)
http://www.lexed.ru
|
Задание 1
Решите задачу:
Гражданин Ковалев И.А., работающий преподавателем в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, обратился в юридическую консультацию с вопросом легитимности издания и применения норм постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 18.04.2008 N 82-п "О переходе государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа на новую систему оплаты труда" в части установления различных коэффициентов уровня образования для магистров (1,60) и дипломированных специалистов (1,50).
По его мнению, установление разных коэффициентов уровня образования для магистра и дипломированного специалиста противоречит п. 2 ст. 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и нарушает его права, поскольку он, являясь дипломированным специалистом и обладая одинаковым с магистром уровнем образования, получает меньшую заработную плату из-за применения при ее расчете более низкого коэффициента уровня образования.
Законны ли доводы и требования Ковалева И.А.? Какой ответ должна дать юридическая консультация?
Задание 2
Решите задачу:
Иванов Н.П., проходил собеседование на право занятия должности судьи. При рассмотрении предъявленных документов выяснилось, что Иванов Н.П. имеет диплом бакалавра юриспруденции, что, по мнению начальника отдела кадров Швецовой П., не соответствуют требованиям к уровню профессионального образования, а именно наличия высшего профессионального образования. Швецова П. считает, что степень бакалавра юриспруденции является лишь первой ступенью высшего юридического образования. Однако сам Иванов Н. считает, что согласно записи в дипломе о присуждении гражданину степени бакалавра юриспруденции такой диплом дает ему право профессиональной деятельности в соответствии с уровнем образования и квалификацией. Следовательно, в данном случае не усматривается препятствий для его назначения на должность судьи.
Кто прав в данной ситуации? Аргументируйте свой ответ, дав ссылки на соответствующие законодательные акты.
Задание 3
Используя нормы ФЗ «Об образовании в РФ» проведите сравнительный анализ законодательно установленных уровней высшего профессионального образования. Данные представьте в виде таблицы:
Признаки различия
| Уровни ВО
|
| Бакалавриат
| Магистратура
|
|
|
|
|
|
|
3…
|
|
|
Задание 4
Решите задачу
Сидоренко В.И. обучался на бюджетной основе по программе балакавриата по направлению «Социология» в Приволжском федеральном университете. Будучи студентом 3 курса, найдя себе подходящую работу Сидоренко В.И. написал заявление об отчислении по собственному желанию. По истечении 6 лет Сидоренко В.И. решил восстановиться в данное учебное заведени на бюджетную основу. Однако, администрация вуза отказала Сидоренко В.И. в восстановлении на бюджетную основу, сославшись на тот факт, что прошло значительное количество времени после отчисления, но согласились на восстановление на платную основу.
Проанализируйте правомерность действий студента и администрации учебного заведения. Какими правами обладает лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе самого обучающегося? В течении какого срока после отчисления из нее возможно восстановление? Дайте ссылку на соответствующий нормативный акт.
Задание 5. Решите тестовые задания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: