Анализ понятия коммуникативные УУД
Оглавление
Введение Глава 1. Подходы к определению коммуникативных универсальных учебных действий 1.1 Анализ понятия коммуникативные универсальных учебных действий 1.2 Возможности курса информатики для формирования коммуникативных УУД Глава 2. Система задач для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий Выбор и обоснование критериев положенных в основу задач для формирования коммуникативных универсальных учебных действий Система задач для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий Заключение Библиография Введение Актуальность проблемы связана с тем, что на рубеже 1980-1990 гг. произошел новый виток развития человеческого общества. С того времени и по сей день человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру поток информации настолько велик, что у ребенка складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В традиционной школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен, строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Данные проблемы, связанные с общением существует и в нашей школе, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий. Целью является формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах. Задачи: 1. Организовать систему работы по формированию новых форм образовательной деятельности, способствующих реализации и совершенствованию коммуникативных УУД младших школьников на уроках информатики.
2. Развить умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию у младших школьников. . Сформировать условия развития общения, сотрудничества. . Разработать программы по отдельным направлениям деятельности. Дети 7-10 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, коммуникативной компетентности ученика - актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Гипотеза: учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие ребёнка и проектированный в соответствии с методологическими основаниями ФГОСа общего образования второго поколения, может быть более успешным и эффективным если будет целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД у младших школьников. Методы исследования: Предполагаемые результаты: ü изменения школьной жизни детей (наполнение её понятными и значимыми для них целями; расширение пространства живого и неформального общения между детьми и взрослыми; принятие учащимися и утверждение правила: “Каждый может быть лучшим в чём-то своём”); ü выявление педагогических условий для реализации данного проекта; ü разработка индивидуальных и коллективных проектов; ü участие в социальных проектах; ü повышение профессионального уровня.
Глава 1. Подходы к определению коммуникативных УУД Анализ понятия коммуникативные УУД
Выделяется четыре вида универсальных учебных действий: ü личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация); ü регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); ü познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
ü коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии). Мы делаем важное уточнение. Коммуникативные действия последней группы включают две подгруппы умений: • умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми - в парах, группах, командах; • умения коммуникации - работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: · планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; · постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; · умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Сотрудничество - это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности. В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Однажды, в газете «Комсомольская правда», где было напечатано резюме, которое заполнил на сайте Rabota.ru молодой человек 24 лет. Наряду с опытом работы, профессиональными навыками, образованием, знанием иностранных языков, указывает о себе следующую информацию: творчески инициативен; грамотно отражаю мысли (устно и письменно); умею работать в команде и т.д. Как видно, на первый план выходят определенные требования к личности - творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной, способной организовать сотрудничество с разными людьми, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. А это значит, что компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. А отсутствие элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно - активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Результатами по новым образовательным стандартам теперь являются не только предметные, но и универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Коммуникативные универсальные учебные действия - это: · планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; · разрешение конфликтов; · управление поведением партнера; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: •общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; •работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6-7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе. С переходом на ФГОС все первоклассники, проходят диагностику, с помощью которой определялся начальный уровень сформированности УУД, в том числе, и коммуникативных действий. Для определения коммуникативных умений используются методики: «Братья и сестры» (Пиаже, 1997), Методика «Последовательные сюжетные картинки», методика «Что будет ….?». Наиболее значительный вклад в создание модели обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников, принадлежит Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, а также их последователям: В.В. Рубцову и Г.А. Цукерман. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое. Здесь важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализация данной компетенции наиболее эффективна при проверке домашнего задания в парах или группах и на этапе анализа и решения учебных задач. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниеми т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков. Сейчас разработано немало программ, направленных на развитие у младших школьников и подростков умения общаться. Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Русский язык» или «Ознакомление с окружающим миром» и др. Третьи можно проводить как самостоятельные занятия, например новый надпредметный курс «Мир деятельности», где коммуникативная линия курса закладывает теоретическую базу для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) - обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п. Следовательно, коммуникативные универсальные учебные действия - это взаимодействия между учащимися, которые открывают возможность широкой ориентации. Формирование универсальных учебных действий - процесс длительный. Одновременно заниматься формированием всех микроумений на том или ином году обучения невозможно. Очевидно, что этот процесс должен идти по пути от простых умений к сложным. Вначале нужно взяться за одни умения, а потом за другие, уже сформированные продолжать при этом усложнять. Чтобы сделать процесс формирования универсальных учебных действий непрерывным, нужно выделить уровни-этапы сформированности универсального учебного действия. Эти уровни должны формулироваться не по типу «умение освоено полностью или частично», а как целостные, интегральные качества, характеризующие переход от простого к сложному. Покажем это на примере умений коммуникации. Формировать умения необходимо за счёт регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы). Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идёт в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся. Регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе их многократного выполнения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем - самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого - быть в позиции «учителя». Для формирования умений коммуникации (являющихся подгруппой коммуникативных умений) необходимо регулярно: • включать каждого учащегося в специально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определённые вопросы письменно или устно; • обеспечить рефлексию учащимся его действий в коммуникации с другими людьми, в частности, осознание им связи между умениями коммуникации и успешностью действий; • ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию умений коммуникации в соответствии с результатами рефлексии. Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено коммуникативным универсальным действиям. Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей каждого предметника. Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других. К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия: определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников; работать в паре на основе заданных правил взаимодействия; находить себе партнера; работать в малых группах на основе заданных правил взаимодействия; допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; обосновывать и отстаивать собственную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; говорить, не мешая другим (в паре - шёпотом, а в группе - вполголоса); слушать, не перебивая товарища; соблюдать регламент деятельности в паре, группе. Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе - макроумения: • слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; • самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием); • выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения; • выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения. Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия: поставить цель слушания, самоопределиться к слушанию; концентрировать внимание при слушании; выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное; формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста); выделять смысловые части текста; выделять главную мысль (мысли) текста; понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватно реагировать, извлекать из текста информацию, данную в явном виде; извлекать из текста информацию, данную в неявном виде; формулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста; высказать своё мнение относительно слушаемого текста. Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий: читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от задачи (просмотровое, ознакомительное чтение и т. п.); ставить перед собой цель чтения; выделять в тексте ключевые слова; выделять непонятные слова; толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте); выделять в тексте понятное и непонятное; отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста); формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста; находить в тексте подтверждение предложенного суждения; подтверждать свое суждение примерами из текста; определять главную мысль (мысли) текста; выделять смысловые части текста; озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста; извлекать из текста информацию, данную в явном виде; извлекать из текста информацию, данную в неявном виде; формулировать выводы на основе прочитанного; выполнять краткий пересказ прочитанного; выполнять подробный пересказ прочитанного. Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия: определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения; определять границы содержания темы; формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно; придерживаться темы при изложении мыслей; придерживаться определённого плана при изложении мысли; излагать тезисно; формулировать выводы из собственного текста; подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы; пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать); подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли. Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий: формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно; определять границы содержания темы; выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения; составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный); придерживаться темы при изложении мыслей; придерживаться определённого плана при изложении мысли; оформлять мысли тезисно; подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы; обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы; пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать); подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли; грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст. Уровни-этапы сформированности умений коммуникации. Первый - чтение текста (до 90 слов в минуту вслух, более 100 слов в минуту про себя); воспроизведение текста по плану (схемам, таблицам) с сохранением его основной мысли (выраженной в явном виде), стиля и типа; ответы на наводящие вопросы. Второй - выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 100 слов в минуту вслух, более 120 слов в минуту про себя); составление простых планов текста, схем, таблиц по содержанию текста и умение пользоваться ими при воспроизведении текста; нахождение необходимой информации и усвоение её; умение ориентироваться в мире дополнительной литературы; выражение своего отношения к высказыванию; ответы на различные виды вопросов; подробный и сжатый пересказ текста; выступление по заданной теме; письменное составление небольшого текста по заданной теме. Третий - выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 120 слов в минуту вслух, более 140 слов в минуту про себя). Нахождение необходимой информации и её систематизация; умение пользоваться справочной литературой (словарями и т. п.); самостоятельное осмысление содержания высказывания; формулирование различных видов вопросов; пересказ текста от другого лица. Каждый уровень-этап может быть охарактеризован как начальный, стабильный и нестабильный. Стабильный уровень сформированности умения проявляется в случаях, если учащийся за отведенное время допускает не более 25% ошибок. Нестабильный уровень характерен для учащихся, которые при самостоятельном выполнении задания допускают от 30 до 70% ошибок или выполняют задания с хорошим качеством с помощью партнера, владеющего данным умением на примерно таком же уровне. Начальный уровень сформированности проявляется в тех случаях, когда учащийся совершает в развёрнутом виде только отдельные действия под руководством учителя или товарища. коммуникативный учебный информатика школьник Уровни сформированности универсальных учебных действий нужны для постановки индивидуальных образовательных задач школьника, для того чтобы формирование умений у каждого ученика было поэтапным и последовательным, ученик переходил к заданиям следующего уровня после успешного освоения им предыдущего, неважно при этом какой по счёту год он обучается. Необходимо признать, что в классно-урочной системе процесс формирования универсальных учебных действий является дискретным, т.к. многим ученикам в очередном классе приходится приступать к более сложным заданиям и видам учебной работы, так и не закончив освоение простых. Обучение же по индивидуальным образовательным маршрутам, программам позволяет сделать этот процесс непрерывным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|