Тренинг технологий редактирования, рецензирования, оппонирования
Задание НИС (3 семестр) Задание № 1 Подготовка проекта введения ВКР (сентябрь) Задание выполняется на основе материалов, разработанных в рамках НИР, НИС, НИП первого года обучения. При необходимости рекомендуется повторить учебные тексты из «облака» по адресу https://cloud.mail.ru/public/BL5q/QTtxXTEoq – Проблематизация дисс.исследования (учебный текст) – БОЛЬШАЯ ШПАРГАЛКА ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ Состав материалов, которые входят в проект введения (оформляются общим файлом): Название ВКР Название ВКР необходимо представить в итоговом варианте с формулировкой темы, которая будет утверждена приказом по университету; название необходимо согласовать с научным руководителем и руководителем магистерской программы; кроме того, целесообразно проконсультироваться с руководителем НИС. 2. Актуальность 1 абзац (т.е. не полное описание актуальности, а текст, который только показывает смысловую направленность обоснования актуальности будущей ВКР). Следует помнить, что речь идет не столько об актуальности «узкой» темы ВКР, сколько о значимости изучаемого проблемного поля – доказывается общественная потребность подобных исследований в контексте важных тенденций общественного развития или духовных, когнитивных потребностей общества, или развития проблемных полей и теоретико-методологических основ современной науки и т.п.). 3. Объект Точная формулировка на 1 предложение (хотя в итоговом варианте введения ВКР формулировка объекта может быть расширена до одного абзаца). Следует помнить, что объект – это те процессы и явления, которые породили изучаемую проблемную ситуацию. Как правило, объектом исследования являются те или иные типы общественных отношений, развитие неких институтов, социальных практик и т.п. в исторической ретроспективе или на современном этапе, в определенном социокультурном, политическом, региональном контексте. Особое внимание следует уделить тому, что выбор объекта, как правило, предопределяет содержание 1 главы или хотя 1 параграфа ВКР.
4. Предмет Точная формулировка на 1 предложение (хотя в итоговом варианте введения ВКР формулировка объекта может быть расширена до одного абзаца). Следует помнить, что предмет – это та проблема, раскрытие которой и составляет цель исследования («проблемой» считается определенное явление, процесс или событие, которое обладает признаками «противоречия», то есть сложности, двусмысленности, нелинейности, множественности, например, неочевидность причин или следствий того или иного явления, его пространственных границ или хронологии, природы и факторов развития, столкновение неких тенденций, сосуществование альтернативных процессов, необходимость неких действий при недостаточных условиях их реализации или при наличии различных вариантов их направленности, противоречие между некими точками зрения, различными методами научного анализа, а также противоречие между достигнутым уровнем знаний в той или иной сфере и новыми научными фактами). 5. Цель Точная формулировка на 1 предложение Следует помнить, что цель – это то, что планируется получить в качестве интеллектуального результата при раскрытии поставленной проблемы. Поэтому для формулировки цели важно не только опираться на формулировку предмета исследования, но и выбрать «базовый» для данной диссертации тип научного анализа, который позволит раскрыть данную проблему (например, объяснительный – выявление причинно-следственных и логических связей, интерпретационный – качественная характеристика изучаемых объектов, их типологическая идентификация, выявление и интерпретация тех или иных особенностей, в том числе в порядке полемики, систематизирующий – разработка целостной и упорядоченной базы данных об изучаемых объектах, обобщающей доступную информацию, восполняющей пробелы, устраняющей противоречия в интерпретациях и позволяющей планировать дальнейшие исследования, моделирующий – экстраполяция конкретных свойств изучаемых объектов для построения их целостных образов или моделей, раскрытие системных или типологических особенностей на конкретных примерах, методологический – сопоставление различных исследовательских практик, выявление эффективных алгоритмов изучения, уточнение исследовательских процедур). Соответственно, цель формулируется с опорой на глагольную форму, показывающую профиль научного анализа: «доказать...», «выявить...», «показать...», «обобщить...», «разработать..», «объяснить...», «систематизировать...», «раскрыть...» и т.п. (а такие глагольные формы, как «проанализировать», «рассмотреть», «исследовать» при формулировке цели использовать недопустимо – они являются «непродуктивными»). Иногда уже в формулировке цели предлагается уточнение алгоритма исследования («на основе анализа.... раскрыть....», «выявить... в контексте....» и т.д.), но такие уточнения не являются обязательными.
6. Задачи + проект структуры ВКР Точная формулировка задач, составленных как пронумерованный перечень и проект листа оглавления с указанием названий глав и параграфов. Следует помнить, что задачи – это те промежуточные действия, которые необходимы для реализации поставленной цели: «Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих научных задач: проанализировать..., охарактеризовать..., показать..., выявить..., сравнить..., рассмотреть...». Принято, чтобы каждая из задач была сопряжена с отдельным параграфом в структуре работы, хотя возможен и вариант, когда та или иная задача решается на протяжении всей работы. Т.о., перечень задач должен быть соотнесен со структурой работы – ее разбивкой на главы и параграфы. Количество глав и параграфов: общий рекомендуемый объем ВКР составляет примерно 100 стр. (без списка источников и литературы и приложения), т.е. примерный объем основной части – 80 стр., значит оптимально разделить основную часть диссертации на 6–7 параграфов, когда объем каждого из параграфов будет колебаться примерно от 10 до 15 страниц. Эти параграфы объединяются в 2–3 главы, каждая из которых включает не менее 2 параграфов (например, 2+4, 3+3, 2+2+2, 2+2+3). Глав, состоящих из одного параграфа, в структуре диссертации быть не может.
7. Методологическая направленность Краткая формулировка на 1 абзац (хотя в итоговом варианте ВКР эта часть введения может составлять 1-1,5 стр.). В этой формулировке необходимо указать, в рамках какой «методологической ниши» исследователь будет достигать поставленную цель (развернутая характеристика самого избранного теоретико-методологического направлений в данном задании не нужна). Следует помнить, что характеристика «методологических основ диссертации» во введении ВКР не может сводиться к банальному перечислению общенаучных «методов» (системного, сравнительного, историзма, диалектики и т.п.) – речь идет о корректных теоретико-методологических направлениях, в рамках которых позиционируется диссертационное исследование). 8. Научная новизна Краткая формулировка на 1 абзац (хотя в итоговом варианте ВКР эта часть введения может составлять до 1 стр.). В этом небольшом тексте необходимо, в первую очередь, указать те критерии, на основе которых во введении будет аргументированного показана научная новизна работы. Следует помнить, что применительно к магистерской диссертации речь идет о научной новизне предложенной модели исследования, а не об открытии научных фактов. Поэтому очень аккуратно следует использовать слово «впервые» (говорить о том, что в работе что-то исследовано «впервые» можно только после составления исчерпывающе полной библиографии поставленной проблемы, а не свободной выборки литературы под названием «степень изученности»). Не следует использовать и такие расхожие штампы как «ранее эта проблема изучалась на недостаточном уровне» или «впервые изучен такой ракурс проблемы». Описание научной новизны призвано показать не ту узкую лазейку, которую исследователь обнаружил в качестве «неизученной», а специфику авторского подхода к раскрытию поставленной темы (суммировать характерные черты изучаемого проблемного поля, реализуемой цели и решаемых задач, используемых источников, методов и приемов, планируемого результата, которые и предопределяют оригинальность работы).
9. ПРИЛОЖЕНИЕ: Обзор опорных источников Прикладывается текст обзора, который выполнялся как Задание № 2 НИР второго семестра. Главная задача обзора – показать опорные источники, доступные и достаточные для решения поставленных задач. Если роль опорных источников играют целые группы материалов (например, публицистика определенного происхождения и периода или нормативные документы определенного типа), то указываются именно группы, а не отдельные документы. Задание № 2 было сформулировано следующим образом: Эффективность и реализуемость предлагаемой исследовательской программы должна быть доказана. Первым шагом к этому является обзор источниковой базы. Он должен продемонстрировать само наличие источниковой базы, достаточной для решения поставленных исследовательских задач, а также доступность необходимых источников. Источником считается информационный объект (материальный, виртуальный, вербальный, письменный), анализ которого с применением специальных методик позволяет устанавливать научные факты, значимые для достижения поставленной цели исследования. Отличием «источников» от «литературы» является отражение в них изучаемой реальности, а не результата процесса изучения. При этом многие источники носят субъективный характер и требуют применения специализированных методик источниковедческого анализа для установления объективных фактов. Научная литературы также может выступать в роли источника, но только в историографических и методологических исследованиях. Следует также обратить внимание на то, что в состав источниковой базы могут войти источники, которые с точки зрения их природы определяются как «вторичные» (например, информация, доступная только в изложении других исследователей или вошедшая в состав другого источника). Широкое применение вторичных источников является нежелательным, но оно возможно «в разумных размерах» при отсутствии доступа к нужным материалам (в тексте диссертации оформляется как «Цит по:»). В «Списке источников и литературы», который помещается в конце диссертации, вторичные источники не указываются. Но в обзоре они могут быть упомянуты. Обширная источниковая база – это важный критерий качества диссертации. Однако в ее состав необходимо включать только те материалы, которые действительно имеют отношение к предмету исследования. Впрочем, могут быть использованы и косвенные источники, то есть материалы, значимые для характеристики объекта исследования. Но соотношение основных и косвенных источников явно должно в пользу первых. Еще один нюанс, который необходимо учесть при формировании источниковой базы – сборники документов или любых иных материалов не считаются отдельным источником. При цитировании и в составе «Списка источников и литературы» всегда указываются конкретные документы. Но в обзоре источников при необходимости можно указывать и на сборник документов. Обзор источниковой базы обычно создается на основе перечня источников, разделенного на типы и виды. В теории источниковедения существует много подходов к классификации источников. В рамках данного задания рекомендуется использовать следующий: типы источников выделяются в соответствии с их информационной природой (устные, письменные, материальные, лингвистические, аудиовизуальные); виды источников выделяются по общности происхождения, функций, формы. Например, среди лингвистических источников можно выделить как виды диалекты, топонимику, терминологию. Письменные источники делятся на официальные (законодательные акты, парламентские документы, документы административных органов и судебно-следственные материалы, дипломатически документы, документы политических партий и общественных организаций, материалы статистики и т.д.) и неофициальные (мемуары, воспоминания, дневники, эпистолярные источники, памфлеты, листовки, афиши, периодическая печать, художественная литература). Можно выделять и конкретные группы источников, близких по содержанию. Ключевой задачей обзора является систематизация всех источниковой базы и выделение опорных источников, необходимых и достаточных для решения поставленных исследовательских задач.
10. ПРИЛОЖЕНИЕ: Обзор актуальных исследований в проблемном поле ВКР Прикладывается текст обзора, который выполнялся как Задание № 1 летней научно-исследовательской практики. Задание было сформулировано следующим образом: Задание посвящено мониторингу исследовательской активности в рамках проблемного поля ВКР. Предварительный этап выполнения задания подразумевает ознакомление с информационными базами данных Министерства науки и образования РФ, Высшей аттестационной комиссии, Российской Академии наук, спецификацией направлений научно-исследовательской работы («паспортов специальностей» ВАК), организационно-информационной структурой РИНЦ, а также основными направлениями научно-исследовательской работы в ИИиП МПГУ и других ведущих вузах Российской Федерации. Обязательной частью этого задания является ознакомление с основными направлениями НИР выпускающей кафедры. Опираясь на полученные данные об информационно-коммуникативном пространстве российского научного сообщества и приобретенный в рамках НИР и НИС опыт работы со специализированными информационными базами и поисковыми ресурсами студент осуществляет программу мониторинга. Суть ее заключается в выявлении тех исследовательских школ и направлений, научно-исследовательских программ различного уровня (национальных, отраслевых, грантовых, университетских, кафедральных и прочих), культурно-просветительских проектов, образовательных программ и направлений подготовки, в контексте которых свою магистерскую диссертацию можно позиционировать в качестве актуального исследования, обладающего научной новизной и практической значимостью. Непосредственным предметом мониторинга являются перечни диссертационных исследований, защищенных в последние годы, историографические обзоры в авторефератах диссертаций, научные публикации в системе РИНЦ, информационные бюллетени научных конференций и семинаров, сетевые научные форумы и другие профильные ресурсы. Задание выполняется в индивидуальном порядке. Формат отчета по заданию: аналитическая записка (объем – 2-4 стр.). В записке приводится перечень сетевых ресурсов, использованных для выполнения задания, а также обоснование актуальности темы ВКР, научной значимости и новизны поставленной в ВКР проблемы, краткая характеристика «степени изученности» (не «историография темы», а в контексте актуальной информации по российским научным разработкам 2000-х – 2010-х гг.).
11. ПРИЛОЖЕНИЕ: Статья Прикладывается текст статьи, подготовка которой составляло Задание № 2 летней научно-исследовательской практики. Задание было сформулировано следующим образом: Задание направлено на апробацию методов и приемов работы с научным текстом, в том числе технологий редактирования научного текста, применению правил библиографического описания, соблюдению требований по техническому оформлению рукописи. Помимо тренинговых функций это задание имеет важное значение для подведения итогов всей научно-исследовательской работы за первый год обучения – студентам предлагается написать научную статью, посвященную постановке проблемы диссертационного исследования. Формат задания – НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ СТАТЬИ. Тема статьи полностью совпадает с темой диссертационного исследования. Рекомендуемый объем статьи – 5 страниц 14 шрифтом, полуторным интервалом (не менее 5). По своему содержанию статья должна быть посвящена научной гипотезе, которая лежит в основе диссертационного исследования. Речь идет об актуальности проблемного поля, особенностях проблематизации диссертационного исследования, его направленности на определенный аналитический результат («интеллектуальный продукт»), характеристике концептуально-методологической направленности работы (в русле которой запланированный результат может быть эффективно достигнут), выборе основных содержательных линий и т.д. Коммуникативная задача статьи заключается в том, чтобы убедить потенциального читателя в актуальности и значимости такого исследования, эффективности избранного концептуально-методологического направления. Таким образом, данная статья не должна быть «кратким изложением» содержания будущей диссертации, описанием ее предполагаемых итогов, а также не должна носить описательный, «событийный» характер – речь идет именно о постановке проблемы. Строго обязательно перед началом работы над собственной статьей необходимо ознакомиться с примерами подобных научных статей, ранжированные по качеству исполнения (от «очень хороших» до «очень плохих») – см. в облаке по адресу https://cloud.mail.ru/public/BL5q/QTtxXTEoq заархивированную папку «Статьи хорошие и плохие». Проблематика этих статей очень разная, но при их изучении необходимо обратить внимание не на «научное содержание», а на смысловую структуру и специфику оформления. Работа над статьей должна включить четыре этапа: 1) Анализ смысловой и коммуникативной направленности статьи (все указанные выше предварительные действия, 2) Разработка структурного и тезисного планов статьи, 3) Написание текста статьи, работа с цитатами и ссылками, 4) Редактирование и техническое форматирование статьи. Подробные рекомендации по 2-4 этапам см. в учебном тексте «Рекомендации по работе со статьей (М.В.Пономарев)» из облака НИС по адресу https://cloud.mail.ru/public/BL5q/QTtxXTEoq (начиная с «третьего шага»). Задание № 2 Тренинг технологий редактирования, рецензирования, оппонирования (октябрь, ноябрь)
Для проведения тренинга образуются пары студентов, которые обмениваются комплектами материалов, подготовленными в сентябре как задание № 1 НИСа: – редактируется статья своего коллеги, – рецензируется весь комплект материалов, – тезисы для оппонирования готовятся применительно ко всему комплекту материалов, включая статью. Редактирование Приступая к выполнению задания, необходимо повторить основные требования к стилистике научного текста и ознакомиться со статьей из предоставленного комплекта. Далее необходимо сформулировать свои предложения по исправлению ошибок, неточностей, стилистических погрешностей, нарушений правил оформления и форматирования текста. Отчет выполняется в формате таблицы (первый столб – фрагмент текста с ошибкой или погрешностью, второй стлб – исправленный вариант). Полностью исправленный текст статьи готовить не нужно. Редактирование – это приведение содержания и формы текста в соответствии с общепринятыми или специально установленными требованиями и нормами. В рамках данного задания процесс редактирования научной статьи доложен включить три компонента: 1) Содержательное редактирование: анализ текста статьи с точки зрения ее коммуникативной направленности (в соответствии с заданием, которое выполнялось в ходе практики – по своему содержанию статья должна быть посвящена научной гипотезе диссертационного исследования; речь идет об актуальности проблемного поля, особенностях проблематизации исследования, его направленности на определенный аналитический результат («интеллектуальный продукт»), характеристике концептуально-методологической направленности работы, выборе основных содержательных линий и т.д.; коммуникативная задача статьи заключается в том, чтобы убедить потенциального читателя в актуальности и значимости такого исследования, эффективности избранного концептуально-методологического направления). Кроме того, проверяется логичность текста, оптимальность его содержательной структуры. Важно также провести проверку размещения в тексте абзацев. Это очень важный инструмент смыслового структурирования текста. Проверить корректность абзацев можно следующим образом: в каждом из них выделить ключевую по смыслу фразу; если таких фраз оказывается больше чем одна, то разделить текст дополнительным абзацем; затем проверить сочетаемость всех выделенных фраз между собой (выстраиваются ли они в стройную схему умозаключений). Подобная проверка наглядно покажет степень логичности и целостности текста, и ею целесообразно завершать весь процесс «литературного» редактирования. 2) Стилистическое редактирование: анализ текста статьи с точки зрения особенностей научного стиля. Следует учесть, что в отличие от художественных и эссеистических произведений ритмика и стилистика научного текста не подразумевает резких смен темпа изложения, применения особых средств выразительности, в том числе «точек удивления» (эмоциональных провокаций), вопросительных и восклицательных предложений. Не допустим и так называемый «разговорный стиль» с характерными для него отрывистыми репликами и эмоционально-экспрессивной окраской. Ритм научного текста более сглажен, сбалансирован. В определенном смысле он немного «усыпляет» читателя, поскольку на первое место в восприятии выходит формальная логика и четко выраженная структурная взаимосвязь смысловых блоков текста. Отсюда и синтаксические особенности научного текста: широко применяются вводные слова, наречия и словосочетания, выражающие отношения между частями высказывания («как следствие», «таким образом», «очевидно», «тем не менее», «показательно», «хотя», «если» и т.п.); многие предложения осложнены причастным и деепричастным оборотами; часто употребляются союзные предложения (причем, среди них преобладают сложноподчиненные). Все эти приемы позволяют «выстраивать» научный текст, разворачивать изложение как систему умозаключений, а не просто «высказывать» свою точку зрения или описывать те или иные события и явления. В то же время важно помнить, что нарочитое синтаксическое усложнение текста является скорее недостатком. Поэтому при редактировании необходимо по мере возможности разбивать союзные предложения на простые (если при этом не страдает смысловая нагрузка). Схожие правила касаются и семантических особенностей научного текста. С одной стороны, владение современной научной терминологией и использование специализированного понятийного ряда является свидетельством высокой квалификации автора. Но, с другой, нарочито усложненный язык текста, чрезмерная понятийная насыщенность того или иного фрагмента являются недостатками. Поэтому важно помнить, что помимо специальной терминологии существует немало приемов, позволяющих придать тексту «наукообразность». Например, следует в минимальной степени использовать фразы с субъективной окраской – об авторской позиции должен говорить смысл текста, а не личностная риторика. Не случайно, что в научном тексте вместо авторского «Я» используется местоимение «Мы», а вместо слов «с моей точки зрения» пишется «с нашей точки зрения». Но не допустимо писать о себе в третьем лице («По мнению автора...», «Автор считает...») – это стиль рецензии или аннотации. Показательно также, что в научном тексте широко используются пассивные (страдательные) конструкции, где акцент делается на само действие, а не его субъекта – это подчеркивает объективность манеры изложения (например, «Существует несколько типов...», «Одной из важнейших проблем является...», «В течение этого периода наблюдалось...», «Можно согласиться с точкой зрения...» и т.п.). Очень важно следить за использованием модальных слов, посредством которых автор оценивает то или иное суждение. В научном тексте следует использовать те модальные слова, которые выражают уверенность автора в реальности сообщения («безусловно», «конечно», «несомненно», «разумеется» и т.п.), и минимизировать модальные слова, выражающие лишь вероятность сообщаемого («возможно», «по-видимому», «кажется», «наверное»). Эмоционально насыщенная, оценочная лексика, равно как и разговорная, упрощенная лексика в научном тексте не употребляется. Не следует прибегать к иронии, метафорам. А вот устойчивые речевые клише являются важным элементом научного стиля (например, задачи исследования «решаются», а не «выполняются», эксперимент «проводят», а не «делают», поступок «продиктован обстоятельствами», а не «вызван обстоятельствами» и т.п.). Для проверки «сомнительных» словосочетаний можно использовать поисковые системы Интернета, то есть ориентироваться на частоту их применения в текстах. Еще один немаловажный аспект редактирования – это исключение из текста всех проявлений тавтологии (употребления однокоренных слов в одном предложении). Также следует избегать повторения одного и того же слова в соседних предложениях. 3) Техническое редактирование: анализ текста статьи с проверкой наличие опечаток, грамматических и орфографических ошибок, технических погрешностей текста. В данном случае проверяет три блока требований. Во-первых, проверяется форматирование текста – необходимо следовать требованиям, предъявляемым для конкретного журнала или сборника. Если такие требования отдельно не сформулированы, то текст должен быть подготовлен с помощью компьютерного набора шрифтом Times New Roman, размером 14 с полуторным межстрочным интервалом (в постраничных сносках – размером 10 с одинарным межстрочным интервалом). Текст, в том числе постраничные сноски, выравнивается по ширине страницы. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексты и составлять 1,25 мм. Размер полей: левого 30 мм, верхнего – 20 мм, правого – 10 мм, нижнего – 20 мм. Страницы не нумеруются (то есть не используется функция «выставка номера страницы). Во-вторых, проверяется техническое оформление текста. Например, знаки дефиса (-) и тире (–) должны использоваться по тексту корректно, не подменяя друг друга. Использовать удлиненное тире (—) не рекомендуется. Кавычки («…») должны быть оформлены единообразно по всему тексту диссертации (за исключением тех случаев, когда кавычки располагаются внутри цитируемого текста: «…. “…”…»). Сокращения в тексте допускаются только общепринятые. Фамилии с инициалами (Иванов И.И.), а также обозначения номера, процентов и года (№ 234, 20%, 2010 г.) должны быть размещены на одной строке (при наборе текста в этих случаях используется не «Пробел», а «Shift –Ctrl–Пробел». После названия главы или параграфа точка не ставится. Знак сноски в основном тексте необходимо ставить перед знаками препинания, т.е. в конце предложения перед точкой, а в середине – перед запятой. В третьих, проверяется соблюдение правил оформления цитат и библиографического описания ссылок : Авторская книга (монография) Оробинский О.О. Чему не учат на юрфаке. Тайны профессионального мастерства. М.: Феникс, 2016. 176 с. Авторская книга, 1 том из 2-х Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В 2-х т. М.: Юристъ, 2007. Т. 2. 778 с. Произведение из состава собрания сочинений Тарле Е.В. Наполеон // Тарле Е.В. Собр. соч. в 8-ми т. / Под ред. А.С. Ерусалимского. М.: Изд-во Академия наук СССР, 1957. Т. 7. С. 3–128. Книга авторского коллектива под редакцией Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / Под ред. Л.Н. Шишелиной. М.: Весь мир, 2010. 524 с. Сборник с указанием составителя Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова. М., «Юридическая литература», 1982. 853 с. Статья в сборнике Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Прогресс-Традиция, 1998. С. 219–248. Статья в журнале Кравченко И.И. Либерализм: политика и идеология // Вопросы философии. 2006. № 1. С. 3–14. Газетная статья Морозова М., Разумова М. Лучшее вложение средств – в себя // Новые известия. 2010. 23 июля. Статья в продолжающемся издании Савельева И.М., Полетаев А.В. Ценности и установки в массовых представлениях американцев // Социологическое обозрение. Т. 5. 2006. № 1. С. 83–102. Статья из сборника научных трудов Пономарев М.В. Виртуальная среда как дискурс современного общественного сознания // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Социально-исторические науки. М.: Прометей, 2006. С. 293–298. Тезисы конференции Садовская Т.Д. Правовые, теоретические и практические основы государственного контроля и надзора // Право: история, теория, практика: материалы международной заочной научной конференции / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. СПб.: Реноме, 2011. С. 67–70. Диссертация Манжосова Ю.А. Система межэтнического образования в США: генезис и современное состояние: Дисс... канд. пед. наук. Курск, 2004. 199 с. Автореферат диссертации Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств: Автореф. дисс.... докт. юрид. наук. М., 1996. 50 с. Особые требования предъявляются к оформлению ссылок на электронные ресурсы. После названия материала следует указывать в квадратных скобках его тип – [Электронный ресурс]. Если это сетевой ресурс, то далее указывается электронный адрес (URL: …) и дата последнего обращения к документу. Если доступ к ресурсу ограничен (например, из локальной сети) или возможен только для зарегистрированных пользователей, то в описании указывается «Доступ из …» или «Доступ для зарегистрированных пользователей». Если это ресурс, размещенный на локальном носителе, то указываются данные этого носителя. Системные требования доступа к ресурсу указываются в том случае, когда необходимо специальное программное обеспечение (Adobe Acrobat Reader, Power Point, архиватор RAR и т.п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|