Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Проблема управления финансами Пенсионного фонда





 

Проблемы финансирования Пенсионного фонда в настоящее время приобрели особую значимость. Недостаток финансирования, несовершенная система распределения, некачественное управление и т.д. - все это ограничивает круг проблем, которые необходимо решать в самом ближайшем будущем.

Пенсионная реформа берет свое начало в 2002 году. [11]

Конструкция трудовой пенсии в Российской Федерации содержит в равной степени следующие элементы: базовая часть трудовой пенсии финансируется на полностью распределительных принципах, страховая часть трудовой пенсии финансируется по принципу условно-накопительного финансирования пенсий, накопительная часть трудовой пенсии действует на принципах полностью накопительной составляющей.

Это является закономерным результатом балансирования рисков, связанных с финансовой устойчивостью системы пенсионного обеспечения и страхования в целом.

Старение населения, как и высокий уровень безработицы приводят к повышению финансовой нагрузки на систему в силу необходимости финансирования раннего выхода на пенсию. В то же время, чем выше уровень безработицы, тем меньше работающих формируют финансовую базу распределительной системы. В настоящее время пенсионеры получают заниженный пенсионный доход именно из-за этих негативных аспектов российской экономики.

Инфляция оказывает примерно одинаковое влияние как на распределительную, так и на накопительную составляющие пенсионной системы. В первом случае, индексация пенсий производится с запаздыванием по отношению к росту инфляции, что снижает реальный доход пенсионеров. Во втором случае инфляция может стать причиной обесценения пенсионных сбережений в случаях, когда она может являться причиной отрицательной реальной доходности.

С принятием нового пенсионного законодательства, с 1 января 2002 года в России начала реализовываться концепция, предусматривающая введение накопительного компонента финансирования трудовых пенсий в размере от 2 до 6 процентов единого социального налога, что соответствует примерно 7 - 20% от объема всего финансирования трудовых пенсий.



При этом больший размер взноса в накопительную часть пенсионной системы должен уплачиваться за молодых людей в возрасте до 35 лет, а самые маленькие взносы уплачиваются за работников, которым осталось 10 лет до установленного пенсионного возраста.

Данный шаг предполагал следующее: поскольку размер накопительной составляющей главным образом прямо зависит от размера заработка работника за весь период профессиональной деятельности, а экономически активному населению предоставлено право влиять на инвестиционную стратегию, можно говорить о том, что в такой ситуации элиминируется причина конфликта поколений и, соответственно, снижается вероятность возникновения его негативных последствий, отмеченных выше.

Так же полностью сохраняются права нынешних пенсионеров и людей предпенсионного возраста, поскольку введение накопительной составляющей пенсионной системы не затрагивает их интересов.

В-третьих, решается проблема размера пенсии, поскольку индексация накопительной составляющей увязана с ежегодным начислением дохода от инвестирования ранее уплаченных средств, а расчеты показывают, что с учетом длительного характера инвестирования (для людей, впервые принятых на работу, он может составить до 40 лет), доля накопительной составляющей может составить более половины размера трудовой пенсии.

В-четвертых, поскольку пенсионные накопления каждого работающего будут отражены на его индивидуальном счете в пенсионном фонде, и эти средства не направляются на текущие выплаты, сглаживается негативное влияние демографического фактора.

Сейчас встает вопрос о корректировке, совершенствовании пенсионной системы с учетом опыта прошедших лет. Существующая пенсионная система достаточно сложная. Сейчас трудовая пенсия в стране формируется из трех частей - базовой, страховой и накопительной. И все они живут своей жизнью, по-разному исчисляются и индексируются. Базовая часть устанавливается в виде фиксированной суммы. Ее индексация осуществляется по своим правилам и зависит главным образом от уровня инфляции. Источником финансирования базовой части является единый социальный налог, ЕСН. Страховая часть финансируется из страховых взносов, которые являются вычетом из ЕСН и составляют 14%, но она индексируется исходя из уровня инфляции и роста средней заработной платы в стране. При этом страховая часть - персонифицирована, т.е. у всех будущих пенсионеров разная, в зависимости от трудового стажа и заработка. И, наконец, есть накопительная часть - 6% от фонда заработной платы. Эти отчисления не только персонифицированы, но и, в отличие от первых двух, не направляются сразу же при поступлении на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а обособляются на отдельных счетах и инвестируются на фондовом рынке. Очевидно, что некоторое упрощение пенсионной системе необходимо.

Законом "Об обязательном пенсионном страховании" установлено, что начиная с 1 января 2004 года каждый имеет право отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и перейти к накоплениям в негосударственном пенсионном фонде. [12]

Так же с января 2010 года предполагается, что базовая и страховая части пенсии объединятся и будут финансироваться из одного источника - страховых взносов работодателя, которые заменят нынешний ЕСН. Сегодня ЕСН взимается по регрессивной шкале: в части доходов, поступающих в ПФР, она составляет 20% при зарплате до 280 тыс. руб. в год, 7,9% - с зарплаты от 280 до 600 тыс. руб. в год, а свыше 600 тыс. руб. - всего 2%. Вместо такой схемы предлагается ввести фиксированный страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 26% при годовой зарплате работника до 415 тыс. руб. При этом страховая часть будет индексироваться одинаково для всех, исходя из роста зарплаты и инфляции. Накопительная часть, как и сегодня, будет независима от солидарной системы и останется на уровне 6%. В результате все будет предельно ясно: есть фонд заработной платы и есть страховой тариф, способный обеспечить уровень пенсии, который правительством определен как приемлемый.

Тариф 26% был установлен исходя из результатов актуарных расчетов до 2060 года, которые показали, что при уровне страхового тарифа в 26% пенсионная система будет сбалансирована и при этом удастся существенно увеличить уровень пенсионного обеспечения россиян. Так, планируется, что трудовая пенсия к 2011 году будет доведена до двух прожиточных минимумов пенсионера, к 2016 году - до двух с половиной, к 2020 году - до трех прожиточных минимумов пенсионера. Считается, что будет большим прорывом. Ведь пока средняя трудовая пенсия в стране - чуть выше прожиточного минимума пенсионера, а вот социальная пенсия - пока ниже.

С 1 апреля 2009 года увеличена страховая часть трудовой пенсии. Индексация составила 17,5% (вместо запланированных 15,6%).

По словам сотрудников Пенсионного фонда России (ПФР), индексация не скажется на сроках выплат пенсий. Для этого из бюджета будет выделено 250 миллионов рублей.

В течение 2009 года пенсии будут повышены дважды.1 августа на 7,5% будет вновь проиндексирована страховая часть, а 1 декабря - базовая часть трудовой пенсии увеличится на 31,4% (ранее планировалось повышение на 26,45%). Соответствующее постановление Правительства РФ подписал премьер-министр В.В. Путин.

Планируется, что программа антикризисных мер Правительства на текущий год позволит постепенно увеличить пенсию до уровня прожиточного минимума пенсионера (в среднем по России это 8041 рублей в месяц).

Помимо этого с 2009 года стартовала программа государственного софинансирования пенсии, которая тоже основана на принципе 50 на 50, т.е. государство одномоментно вкладывает сумму, равную вкладу гражданина, но не более 12 тысяч, в государственный пенсионный фонд на личный счет работника с условием, что последний не сможет снять эти деньги в течении 3 лет с момента формирования вклада. Данная программа предполагает, что каждый гражданин будет сознательно формировать и участвовать в процессе накопления своей будущей пенсии. Но практика показывает, что данная процедура исполняется в принудительном порядке и довольно большое количество граждан не верит в то, что эти средства не только сохранятся, но и преумножатся (тем более что эти предположения оправдываются, например, тем, что за прошлый финансовый год Внешэкономбанк показал отрицательную доходность пенсионных накоплений).

15 апреля 2009 года депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли в третьем (окончательном) чтении поправки в закон о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Так, в текущем году доходы бюджета ПФР увеличатся на 2% - с 3 трлн 217,490 млрд рублей до 3 трлн 282,951 млрд рублей, расходы вырастут на 4,3% - с 2 трлн 911,102 млрд рублей до 3 трлн 041,483 млрд рублей.

Профицит бюджета ПФР уменьшится на 64,921 млрд рублей - с 306,388 млрд рублей до 241,467 млрд рублей. При этом текущий дефицит распределительной составляющей фонда сократится на 7,449 млрд рублей - с 11,953 млрд рублей до 4,504 млрд рублей.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий ускоренное повышение пенсий в 2009 году. Документ предполагает, в частности, увеличение базовой части трудовой пенсии с 1 декабря 2009 года на 31,38%. Ранее планировалось повышение на 26,4%.

Таким образом, базовая часть пенсии по старости для обычного пенсионера повысится на 612 рублей и составит 2562 рубля в месяц. Соответственно, планируется повысить базовые части трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Кроме того, закон предусматривает с 1 апреля 2009 года 13-процентное увеличение ежемесячных денежных выплат, размеры которых определяются в процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии. К таким выплатам, например, относятся пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительное материальное обеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые услуги перед РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Пенсионная система в настоящее время переживает очередные изменения, которые, в конечном итоге должны положительным образом отразиться на все получателях государственных пенсий.


Заключение

 

Финансы - совокупность денежных отношений, связанных с распределением и перераспределением валового национального продукта и денежных средств, организованных государством и связанных с формированием на этой основе общегосударственных фондов денежных средств, а так же денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и их использование для целей расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и иных потребностей общества.

Финансы хозяйствующих субъектов призваны финансировать социальные нужды населения путем перераспределение средств через внебюджетные фонды и в частности Пенсионный фонд.

Данный процесс является довольно сложным и ответственным, требующим постоянного контроля и корректировки со стороны государства.

Экономические и социальные изменения в современной России складываются таким образом, что Пенсионная реформа просто необходима для страны, и качественная перестройка, проводимая в настоящее время, призвана защитить все слои населения, не ущемив при этом интересы плательщиков-работодателей.

Принимаемые нормативные акты обеспечивают защиту наиболее малообеспеченных слоев общества и служат гарантом для населения.


Список использованной литературы

Размещено на Allbest.ru

1. Финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2006.

2. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2006, 640 с.

3. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Амелина Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями // Бухгалтерский учет. - 2006. - № 4. - С.33-34

5. Батанов Г. Этапы пути // Социальная защита. - 2006. - № 4. - С.3-6 (Пенсионное обеспечение. - 2006. - № 4)

6. Борисенко Н.  Проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда России. - М: Финансы и кредит, 2008, 424 с.

7. Вульф Л. Фиксированный взнос // Социальная защита. - 2006. - № 2. - С.8-12.

8. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы // Экономист. - 2006. - № 5. - С.59-65

9. Отечественная пенсионная система: причины и пути преодоления финансовой нестабильности // Человек и труд. - 2005. - № 9. - С.36-41

10. Павлюченко В. Как исцелить Пенсионный фонд? // Социальная защита. - 2006. - № 1. - С. З-6.

11. Трофимов Б. Главные цели - повышение качества услуг и обеспечения пенсионных прав граждан // Континент Сибирь. - 2006. - № 20 (май). - С.16

12. Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы // Финансы. - 2005. - № 1. - С.58-60.

13. Федюркина Н. Сохранить, приумножить и помочь // Местное время. - 2006. - 2 фев. - С.5.

14. Ясин Е. До пенсии и после // Российская газета. - 2006. - 23 авг. - С.5.

15. Пенсионный Фонд РФ - http://www.pfrf.ru/


[1] Финансы: учебник / под ред.В. В. Ковалева. - М.: Проспект, 2006, 640 с.

[2] Финансы: учебник / под ред.С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2006.

[3] Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: ИНФРА-М, 2004.

[4] Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: ИНФРА-М, 2004.

[5] Финансы: учебник / под ред.В. В. Ковалева. - М.: Проспект, 2006, 640 с.

[6] Пенсионный Фонд РФ - http: //www.pfrf.ru/

[7] Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы //Финансы. - 2005. - № 1. - С. 58-60.

[8] Борисенко Н.  Проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда России. - М: Финансы и кредит, 2008, 424 с.

[9] Вульф Л. Фиксированный взнос //Социальная защита. - 2006. - № 2. - С. 8-12.

[10] Финансы: учебник / под ред.С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2006.

[11] Батанов Г. Этапы пути //Социальная защита. - 2006. - № 4. - С. 3-6 (Пенсионное обеспечение. - 2006. - № 4)

[12] Пенсионный Фонд РФ - http: //www.pfrf.ru/





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.