Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Созависимоть. Контрзависимость.

Зависимость. Зависимое поведение.

Зависимость – это неосознанный уход от понимания какой-то своей очень значимой потребности и её прямого удовлетворения, но в то же время облегчение своего состояния.

Зависимое поведение – подмена какого-то желаемого действия тревогой и другими действиями, обусловленными этой тревогой. По сути, зависимое поведение – это нарушение сепарации тревогой, которая в свою очередь направлена на совершение действия по слиянию с объектом зависимости.

В итоге клиент не чувствует, не ощущает своей истинной потребности и находится в слиянии с объектом зависимости, который выступает в данной ситуации неким эрзацем, заменой, приносящей облегчение переживаний. (3)

С помощью зависимого поведения происходит рассоединение с тревожной ситуацией, непереносимым переживанием.

Для облегчения своих переживаний зависимый клиент может использовать:

· Уход в иллюзорный мир,

· Психосоматические проявления

· Погружение в депрессивное состояние

· невротические проявления

· химическое облегчение состояния (все химические зависимости, включая медикаментозную)

Выделяют 3 вида зависимости:

· Зависимоть от живого существаневротическая зависимость, выражается, как правило, в тотальной ориентации на жизнь другого человека, реже – животного или растения. Яркий пример невротической зависимости – созависимость.

· Зависимоть от неживого – аддикции, химическая зависимость, игромания, пищевая зависимость.

· Зависимоть от иллюзорного мира – психотическая зависимость

Причины возникновения зависимости.

Причина возникновения зависимости – сепарационная травма, фрустрация какой-то важной потребности, произошедшая с человеком в возрасте от 3 до 7 лет.

Как правило, механизм выглядит примерно следующим образом:

1. Ребенок испытывает некую потребность, которая фрустрируется,

2. На это у ребенка возникает аутоэкспрессивная реакция – первая линия психологической защиты от фрустрации. Он злится, гневается, обижается, испытывает разочарование, вследствие чего кричит, топает ногами, возможно, делает что-то ещё, такое же социально неприемлемое

3. Если и эта реакция ребенка тоже прерывается или подавляется, то возникают уже следующие чувства: стыд и вина за плохое поведение (вторая линия защиты от фрустрации).

4. Дальнейшее мне хотелось бы объяснить с помощью метафоры, на мой взгляд, она наиболее точно и понятно показывает, что именно происходит с психикой ребенка. На месте неудовлетворенной потребности и запрета на аутоэкспрессивную реакцию возникает некая «дырка» в личности, которая, как забором из колючей проволоки «огораживается» кольцом психологических защит. Эти психологические защиты предохраняют «дырку» в личности от любых «прикосновений» (от ситуаций, напоминающих события из детства, где ребенку было плохо, больно, обидно, трудно, страшно и т.п.), но в то же время не дают ей «повзрослеть» вместе с человеком и тем самым «зажить».

5. Когда в дальнейшей жизни происходит приближения к болезненному переживанию-воспоминанию, то появляется сепарационная тревога. Чтобы от неё избавиться, срабатывает механизм защиты и совершается зависимое поведение как способ рассоединения с болезненным переживанием.

Сепарационная тревога - тревога, возникающая в момент появления потребности, которая является основой зависимости.

И именно она своим появлением обуславливает зависимое поведение.

И, по сути, зависимое поведениеэто защита, психологическая защита от сепарационной тревоги и способ прерывания контакта со своим травмирующим переживанием.

В качестве иллюстрации возникновения химической зависимости приведу схему аддиктивной динамики:

Проба вещества(алкоголь, табак, наркотики и т.п.) для улучшения ситуации, своего состояния à Системное употребление à Сдвиг мотива на цель (употребление вещества теперь – цель, а не средство спавиться с чем-либо)

Созависимоть. Контрзависимость.

Отдельно хочу сказать о двух типах зависимости: созависимости и контрзависимости.

Созависимость – относится к невротическому виду зависимости и представляет собой сильную эмоциональную, психическую и социальную зависимость от другого человека, которая выражается глубокой поглощенностью его чувствами, переживаниями, жизнью в целом. В данном случае объект зависимости – партнер, на чьей жизни идет сосредоточение. В отношениях наблюдается слияние, сепарационных процессов нет, а при попытке о них заговорить в процессе психотерапевтической работы, как правило, у клиента возникает возмущение и агрессия по отношению к терапевту.

Внимание созависимого человека полностью сосредотачивается на партнере, при этом собственная жизнь, выборы, переживания и чувства отходят на задний план. Что зачастую является интроективно усвоенной ценностью и преподносится созависимым клиентом как базовый жизненный принцип.

Контрзависимость – « зависимость со знаком минус» – это тотальный отказ от чего-то, но при этом тоже несвобода от того, от чего происходит отказ. Если говорить о контрзависимости в отношениях, то основным её атрибутом будет поведение, прямо противоположное поведению созависимого.

Человек, имеющий контрзависимые черты, производит впечатление сильного, самоуверенного и успешного. Такой человек может хорошо продвигаться в карьере, бизнесе, профессии, но, например, терпеть неудачи в личных отношениях, так как постоянно отталкивает других, не обращает внимания на переживания партнера, чрезмерно увлекается своими делами в ущерб отношениям, постоянно обвиняет других в своих проблемах.

Как правило, контрзависимость идет в паре с зависимостью. Механизм следующий: контрзависимость к живому, зависимость к неживому или иллюзорному миру. Яркий пример такого дуализма – подросток-игроман, который контрзависим к своим родителям и зависим от мира виртуальной реальности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...