Программа обследования психического развития ребенка
Психологическое обследование ребенка предполагает: • выявление особенностей его психического развития; • установление нарушений психического развития; • определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе; • выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка; • установление отношения к нормам поведения и ценностным ориентациям, различий в отношении к товарищам; • определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации. Предлагаемая программа дифференциальной диагностики нарушений психического развития ребенка является примерной. Она может быть изменена в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и характера нарушений. Схема обследования I. Общие сведения о ребенке и его семье Фамилия, имя, отчество ребенка. Год рождения (возраст) Посещение группы детского сада или класса школы II. Особенности психического развития ребенка 1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость. Отвлечение и колебание внимания. Рассеянность и ее причины.Внимание и работоспособность. 2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность),узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность,последовательность). Забывание(частичное,глубокое,ситуативное). 3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти. 4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения.
Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей. Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации). Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений. Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений). Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление. Нарушение мышления. III. Обследование личностных особенностей 1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к аффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств. Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли. Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность. 2.Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности. Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении личности. Характер и темперамент. Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении. 3.Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различныхвидов деятельности: игровой, учебной, трудовой.Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемость. Перечень методик психологического обследования Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
1. Корректурная проба. 2. Счет по Крепелину. 3. Отыскивание чисел по таблицам Шульте. 4. Пробы на переключение внимания с помощью модификации таблиц Шульте («Красно-черная таблица). Методики для исследования восприятия 1. Методика «Компасы». 2. Методика «Часы». 3. Методика изучения восприятия времени. Методики для исследования памяти 1. Тест зрительной и слуховой памяти. 2. Пробы на запоминание: • на запоминание искусственных звукосочетаний; • на запоминание 10 слов; • на ассоциативную память. 3.Метод пиктограмм (по А.Р.Лурия). Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов 1. Понимание рассказов. 2. Понимание сюжетных картин. 3. Установление последовательности событий. 4. Классификация. 5. Исключение. 6. Выделение существенных признаков. 7. Образование аналогий. 8. Выделение закономерностей. 9. Определение и сравнение понятий. 10.Понимание переносного смысла пословиц и метафор. 11.Пиктограммы. 12.Подбор слов-антонимов. Психометрические методы исследования интеллекта 1. Методика Векслера. 2. Таблицы Равена. Методики для исследования личностных особенностей 1. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. 2. Личностные опросники (Айзенк, Кеттел, MMPI, Шмишек, Кейрси, Личко, Русалов, Басса-Дарки). 3. Шкалы оценки тревожности Спилбергера, Тейлор. 4. Опросник САН. Проективные методы исследования личности 1. ТАТ. 2. Тест фрустрации Розенцвейга. 3. Метод незаконченных предложений. 4. «Дом, дерево, человек». 5. «Несуществующее животное». 6. «Рисунок семьи». 7. «Автопортрет». 8. Цветовой тест Люшера. Программа работы психолога Работа практического психолога, прежде всего, направлена на оказание психологической помощи детям и их родителям при затруднениях, связанных с обучением и воспитанием, с межличностными отношениями, а также с ухудшением самочувствия и эмоционального состояния детей, которые проявляются в тревоге, астенизации или депрессии, что негативно влияет на психическое развитие. Психокоррекция осуществляется в несколько этапов: I. Выяснение проблемных ситуаций ребенка, родителей, семьи. II. Разработка программ и планов изучения личности ребенка в проблемных ситуациях.
• имитационно-игровые методы (сюжетно-ролевые игры, деловые игры, игротерапия, сказкотерапия и др.); • невербальные методы психокоррекции с элементами: арттерапии, музыкотерапии, хореографии, пантомимы; • методы групповой поведенческой психокоррекции (тренинг формирования навыков и умений поведенияв группе); • суггестивные методы (сеансы групповой релаксациии аутогенного тренинга). Использование тех или иных методов и техник психокоррекции должно быть строго дифференцировано в зависимости от индивидуально-личностных свойств и качеств исследуемого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|