Конечно, основное внимание Войно-Ясенецкий сосредоточил на ученых с мировыми именами, поскольку очень широко бытует точка зрения, считающая религию и науку противоречащими друг другу.
«Одни, - пишет Валентин Феликсович, - во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые сумели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности гнездятся в потребностях человеческой природы». Прежде чем перейти непосредственно к высказываниям великих ученых и писателей о Боге и религии, приведем некоторые цифры. В начале 20-х годов ХХ века французский ученый, профессор Деннерт, заинтересовавшись тем же вопросом, что и Войно-Ясенецкий, изучил взгляды 262 известных естествоиспытателей и выяснил, что из них только 2 процента составляли люди нерелигиозные. Среди опрошенных 6 процентов составляли люди, равнодушные к религии и 92 процента были верующими. Получив такой результат, исследователь послал письменный запрос 133 известным английским и американским ученым-физикам, содержащий два вопроса: противоречит ли христианская религия науке? Известны ли данному лицу ученые, признающие такое противоречие? В ответ было получено 116 благоприятных для религии ответов, остальные ученые либо не ответили, либо высказались неопределенно. Среди верующих оказались такие знаменитости, как Фарадей, Ом, Кулон, Ампер, Вольт и другие, чьи имена увековечены в памяти человечества. Теперь послушаем, что о своих религиозных взглядах говорят сами ученые. Галилео Галилей (1564-1642), физик и астроном: «Священное Писание не может ни в коем случае ни говорить зла, ни ошибаться, - изречения его абсолютно и непреложно истинны». Роберт Бойль (1627-1691), химик: «Сопоставленные с Библией все человеческие книги, даже самые лучшие, являются только планетами, заимствующими весь свой свет и сияние от солнца».
Луи Пастер (1822-1895), химик и физиолог: «Так как я мыслил и изучал, то потому и остался верующим, подобно бретонцу. А если бы еще более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким же верующим, как бретонская крестьянка». Исаак Ньютон (1643-1727), математик и философ: «Небесный Владыка управляет всем миром, но не как душа его, а как Властитель Вселенной... Он правит всем миром, тем, что есть, и тем, что может быть. Он всегда и везде Тот же Единый Бог... Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все это соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного». Карл Линней (1707-1778), величайший исследователь природы: «Вечный, Всемогущий, беспредельный Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным уважением. Я видел след Божий в Его творении, и везде, даже в самых мелких и незаметных Его творениях. Что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения в свою очередь - с минеральными веществами, которые находятся в недрах земного шара, и самый шар земной тяготеет к Солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь. Я видел, как Солнце и все другие звезды, вся Солнечная система, бесконечное звездное небо движется в пространстве, поддерживается в пустоте по воле непостижимого первоначального Двигателя, Существа существ, Причины, Правителя и Хранителя мира, Господа Создателя всякого творения». Чарльз Дарвин (1803-1882), создатель теории эволюции видов. Прежде чем процитировать этого ученого, нельзя не сказать по меньшей мере две вещи. Его теория происхождения видов, от которой незадолго до своей смерти Дарвин отрекся публично, с покаянием, как от ложной, с самого начала была предложена ученым исключительно в качестве гипотезы. Ему и в голову в тот момент не приходило, что именно ее возьмут на вооружение апологеты материализма и атеизма... Во-вторых, как справедливо замечает Войно-Ясенецкий, никакая теория происхождения видов, если она не противоречит здравому смыслу, не может противоречить Библии, в которой излагается лишь принципиальная сторона вопроса о происхождении человека. Библия говорит, что создание человека завершает процесс творения, это венец создания, образ и подобие Самого Бога.
Весьма интересное признание находим у Чарльза Дарвина (1809-1882): "В состоянии самого крайнего колебания я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога". «...Следует отметить, что вопрос о происхождении идеи Бога не имеет ничего общего с вопросом о самом бытии Бога-Творца, вопросом, на который величайшие умы человечества давали утвердительный ответ... На меня производит гораздо более сильное впечатление другой источник, убеждающий в существовании Бога и исходящий не от чувства, а от разума. Такое убеждение возникает вследствие чрезмерной трудности и даже невозможности рассматривать безграничную и чудесную вселенную вместе с человеком, обладающим даром обсуждать прошедшее и думать о будущем, как результат слепого случая или необходимости. Когда я над этим размышляю, я чувствую себя вынужденным признать Первопричину... и я вполне заслуживаю название теиста, то есть верующего в Бога». Николай Пирогов (1810-1881), известный русский ученый-медик: «Вера в Высшее Существо как источник жизни, во вселенный Разум не противоречит научным убеждениям. Если бы я захотел не признать теперь существование Бога, то не смог бы этого сделать, не сойдя с ума...» Альберт Эйнштейн (1879-1955), крупнейший ученый-физик мира, в ноябре 1930 года ответил на вопрос журналиста, спросившего его мнение о бытии Бога: «Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога...
"...Астроном Мэдлер (1794-1874): "Настоящий естествоиспытатель не может быть отрицателем Бога"... Ботаник Шлейден (1804-1881) высказывается в том же самом направлении: "Именно настоящий и точный естествоиспытатель никогда не может стать материалистом в современном смысле слова, отрицателем духа, свободы и Божества". Известный ученый фон Майер (1814-1878), открывший закон сохранения энергии, пишет: "Если поверхностные головы, охотно выдающие себя за героев дня, не хотят признавать вообще ничего иного и высшего, кроме материального, чувственно воспринимаемого мира, то такую смешную претензию отдельных лиц нельзя ставить в укор науке; еще менее пользы и чести будет самой науке от этой претензии" " Знать и чувствовать, что на свете есть вещи, непосредственно для нас недоступные, но которые реально существуют, которые познаются нами и скрывают в себе высшую мудрость и высшую красоту, знать и чувствовать это - есть источник истинной религиозности. В этом смысле я принадлежу к религиозным людям». * * * Существование Бога - вопрос вопросов не только для науки, отделившейся от философии гораздо позже, чем он был поставлен, но и для литературы и искусства. Нужно ли говорить, что величайшими писателями и художниками всех времен он решался положительно? Известно, что в России среди блестящих литературных имен XIX века не было ни одного неверующего человека. То же можно сказать и о выдающихся живописцах, в том числе художниках-передвижниках. В основе их идеи «хождения в народ» лежало как раз грубо понятое равенство всех и каждого перед своим Творцом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|