Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путешествие из Петербурга в Москву

Биография Радищева

Выдающийся русский писатель, философ, революционер Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в состоятельной дворянской семье. По рождению и воспитанию Радищев принадлежал к помещичьей, дворянской среде. Радищев в дальнейшем и за всю жизнь выступал против самодержавного дворянского деспотизма, в защиту угнетённых крестьянства. Радищев рос среди могучих просторов Поволжья, в мире народного творчества, интерес и любовь к которому он сохранил на всю жизнь. С детства Радищев слышал народные песни, сказания, широко распространенные по всему краю, о волжских «удалых добрых молодцах» во главе со знаменитым атаманом Степаном Тимофеевичем Разиным.

Радищев неоднократно наблюдал вокруг себя страшные картины помещичьего произвола. Это, его и повлекло на написание в дальнейшем Путешествия из Петербурга в Москву. Радищев был свидетелем растленных придворных нравов и раболепной дворцовой обстановки, которые он так ярко обрисовал впоследствии в своём произведении. НА него сильное впечатление произвело восстание Пугачёва, он видел в этом человеке освободителя крестьян, и что он сможет свергнуть самодержавие, но у него не получилось. Радищева арестовали в 1790 году, и отправлен в ссылку, после смерти Екатерины 2 был освобождён Павлом I, не любившим законы и порядки своей матери. Умер Радищев 11 сентября 1802 года, он принял смертельную дозу яда, перед смертью он сказал «Потомство за меня отомстит». Так произошло, но если бы он видел каким путём, он бы точно не одобрил бы.

 

Философские взгляды на развития общества

Радищев утверждал, что развитие общества происходит по циклам: демократия и тирания поочерёдно сменяют друг друга на определённых этапах истории человечества. Для него человеческая свобода требует свободы, и тоже время утверждал, что свобода может перерастать в наглость. После чего происходит усиление государства, которая подавляет наглость, и также подавляет свободу. Само подавление свободы это и есть тирания. Тирания это тоже наглость, тиран расширяет свою свободу, за счёт свободы общества. Общество тогда стремится к свободе, к естественному состоянию, и тогда это приводит к установлению демократии.

 

Неизбежность существования государства, ограничивающего естественную свободу индивида, обоснованно ещё было мыслителями эпохи Просвещения и Возрождения: такими как Джон Локк, Т. Гоббсом, Спинозой и другими, объяснения исходили из алчной, злой и, что важно, неисправимой природе человека. Жизнь человека вне государства значит жизнь в «войне против всех». Государство на основе социального контракта, что оно способно наделить человека всеми правами и возможностями и защитить собственность каждого. Это всё легло в основу либеральной демократии.

Как уже мы знаем из истории, есть случаи, где государство заменяет собой класс собственников, создаёт состояние поголовного рабства, эксплуатация и контролируя каждого человека. Государство превращается в тиранию на основе идеологии, исходя из истории это советский союз борьба с кулаками, третий рейх борьба с семитами, у Радищева это борьба с самодержавием.

Вообще можно сделать некоторые выводы из взглядов на философию Радищева.

1. Во- первых, наглость личности является причиной или источником смены политического строя, однако не один строй не сможет удовлетворить каждую личность, государство строится на принципе прав личности во имя общих интересов, одной личности, или нескольких людей.

2. Во- вторых, провозглашение приоритета интересов и свободы личности над общими интересами в крайнем виде создаёт условия для прихода к власти тирании, как утверждал Радищев и в чём- то он прав, чем больше свободы, тем быстрее оно приходит к тирании.

3. Ну и в третьих, как говорит нам история не следует ожидать победы окончательной какого либо строя, потому что всё имеет смысл разрушаться и существовать, Радищев утверждал, что даже происходит смена политических систем, и только проблема взаимоотношений государств и личности остаётся всегда неразрешимым

 

 

Радищев был для интеллигенции, неким большим человеком, он яркий радикальный гуманист, сторонник примата социальной проблемы. Многие в нём видят основателя социализма в России, первого русского материалиста.

Радищев ярко различал между чувственным опытом и нечувственным мышлением объекта. Можно сказать, что душа проста и неразделима. Радищев говорит, что душа бессмертна. Радищев это рассуждал следующим образом. Цель жизни это стремление к совершенству и блаженству. Бог нас не сотворил нас для того, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой. Можно предположить, что после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития, человек продолжает непрерывно своё совершенствование. Радищев не мистиком, и следствии чего не вступил к масонам.

Путешествие из Петербурга в Москву

В этом произведении Радищев нам показывает, что он защищает право естественных движений души, Радищев протестует против всякого угнетения души, против системы, против социального неравенства, против эксплуатации человека над человеком. Он выступает против реформ Екатерины II, при которой социальное неравенство и крепостное право стало, апогеем, при ней крестьян продавали, крестьянин, был не человеком, а рабом, животным, могли членов семьи продавать по отдельности.

Радищев и является в этом произведении самим путешественником, сама книга написана в форме заметок, книга раскрывает чувства, и переживания самого путешественника, когда он видел, как помещики издеваются над крепостными. В книге он критикует, самодержавие, царицу, в главе Любани например путешественник, видит как крестьянин трудиться сутками, ему не дают отдыха, он мечтает, чтобы с него брали оброк, дали ему выходной, на путешественника, это производит на него гнетущее впечатление, он видит варварскую эксплуатацию над крестьянами, когда он остается с собой то про себя думает «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение». Глава Пешки рассказывает, нам как главный герой был поражён, нищенской крестьянской едой, одеждой, сахар для них это уже подарок судьбы, поражён был лаптям, что у них еда не царская, их ещё и эксплуатируют, они нам дают хлеб, помещик сыт и доволен, а крестьянин бедствует, его это очень поразило, и он начал критиковать помещиков. В главе Чудово, путешественник понял, что если снять одежду с дворянина, то это обычный человек, и его титулы, и чины это не что.

Главное в этой книге то, что Радищев показал нам то, что крестьянин не стал рабом по натуре, крестьяне умны, предприимчивы, что русский крестьянин не стал рабом. Крестьянин не утратил человеческого достоинства, он способны к протесту против насилия, и угнетения. Особое место занимает глава, Спасская полесть, посвященная обличению самодержавной власти. Путешественнику приснилось, царь был окружен рабопленными придворными, и они его благотворили, говорили, что он одержал много побед, усмирил врагов внутренних и внешних, но скромно одетая женщина сказала, что царь замаран кровью и слезами, власть и чиновники, одеты пышно и нарядно, выселяться на баллах, чтобы вместо того исполнять свой долг. Радищев говорит, что самодержавная власть может рухнуть только насильственным путём. В общем, говоря Радищев, хотел превратить крестьянина в истинного гражданина, равенство граждан, уничтожить табель о рангах, чины, привилегии, уничтожить классовое общество, установить социальную справедливость.

Заключение

Данное произведение, вписывается в эпоху, как правление Екатерины великой по отношению к крестьянам было угнетающим. Крестьян продавали об это писали и в объявлении, крестьян не считали за людей, против этой системы и выступал Радищев, он видел в крестьянине тоже человека свободного наделённого правами, он первый кто видел необходимость в революции против монархии и крепостного права. Но в чём он не прав, в том,что когда освободили крестьян многие не хотели свободы, они не знали куда пойти, им было удобно и у помещика, не надо выживать в этом мире, а их и так накормят, то есть не во всём прав Радищев. С приходом Павла пришла демократия, тирания, которая была при Екатерине была мягче, чем при ней, самая тирания перестала существовать только в 19 веке, имею ввиду крепостное права, а тирания монархии в 20 веке, но одна тирания сменила другую, только в середине века пришла демократия, о том, что говорил Радищев, произошло в современном мире.

 

Список литературы

А.Н.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву/ Радищев А.Н. издательство детская литература, Москва 1974 г. 343 с.

Реферат философские взгляды А.Н Радищева. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-172256.html

Радищев А.Н Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...