Словарь терминов и персонал
Автократичное руководство – стиль руководства, для которого характерны централизация полномочий и навязывание подчиненным мнения руководителя при принятии решений. Адаптация сотрудников – процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системы неформальных связей. Административные методы управления – методы, связанные с прямым принуждением людей к труду или созданием реальной возможности такого принуждения. Администратор – одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за ресурсообеспечение и выполнение планов организации, обеспечение контроля за деятельностью подчиненных. Активная кадровая политика – характеризуется наличием у руководства не только обоснованных прогнозов развития ситуации, но и средств воздействия на нее. Анализ деятельности – кадровые мероприятия, направленные на определение целей, задач и компонентов конкретного вида работ, а также условий ее эффективного выполнения. Анализ человеческих ресурсов – концепция, рассматривающая персонал как важный ресурс организации, в использовании которого скрыты значительные резервы и которые могут быть охарактеризованы через оценку экономической эффективности его использования. Анкета – документ, заполняемый претендентом на должность и содержащий биографические сведения. Основные разновидности анкет: стандартная анкета; собственная анкета фирмы; анкета для выпускников учебных заведений; анкета для обращающихся по собственной инициативе; анкета о последнем месте работы; анкета для лиц, имеющих судимость.
Аттестация – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня исполнения трудовой деятельности, а также качеств и потенциала личности предъявляемым требованиям. Аттестации рабочего места – комплексная оценка его соответствия прогрессивным техническим, технологическим и организационным нормативам, требованиям охраны труда. Аттестационный лист – документ, содержащий сведения о фамилии, имени и отчестве аттестуемого; годе рождения; образовании (какое учебное заведение закончено); специальности и квалификации по образованию; общем трудовом стаже; должности на момент аттестации; предварительной общей оценке деятельности; оценке деятельности по результатам голосования; рекомендациях комиссии. Баланс — система показателей в виде двусторонней бюджетной таблицы, которые характеризуют соотношение или равновесие в каком-либо постоянно изменяющемся явлении. Баланс кадров — инструмент планирования кадров в фирме (и в любой замкнутой хозяйственной системе), основанный на сопоставлении дополнительной потребности в работниках и источниках ее обеспечения. Балансовый метод планирования — способ составления планов, который основывается на взаимной увязке ресурсов организации в рамках планового периода и потребностей в них. Бестарифная система — способ исчисления оплаты труда, исходящий из полученного конечного результата. Блоки управления персоналом: управление кадрами; управление условиями труда; управление социальными процессами. Бюрократическая организация — для нее характерны подчинение членов безличным, формальным правилам, иерархия отношений, мотивация трудовой деятельности на основе денежного вознаграждения и служебного продвижения. Введение в должность — совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими.
Вербовка работников — совокупность мер, предпринимаемых фирмой для привлечения кандидатов на работу. Власть - в управлении персоналом она рассматривается как возможность оказывать влияние на поведение членов организации и достигать поставленных целей. Внутрифирменная культура - признаваемая и поддерживаемая членами фирмы система ценностей и совокупность норм поведения как внутри фирмы, так и в отношениях с внешней средой. Внутрифирменное предпринимательство (внутрифирменный венчур) — способ организации труда временной трудовой группы («команды*), создаваемой администрацией фирмы или разработчиком инновационной идеи из исполнителей разных подразделений фирмы для решения инновационных задач. Вознаграждение труда — денежные выплаты и компенсации не денежного характера, выступающие в качестве оплаты труда наемного работника, складывающиеся под воздействием рынка труда, системы коллективных договоров и соглашений, индивидуального трудового поговора. Внутрифирменное обучение — система подготовки (обучения и переподготовки) персонала, проводимая на базе предприятия (или корпоративных учебных центров) с привлечением собственных или внешних преподавателей, и строящаяся на решении проблем, специфичных для конкретной организации. Внутрифирменный рынок труда - условия профессионального продвижения работников в крупных фирмах, создающие конкуренцию между работниками и на этой основе позволяющие им реализовать свои способности с выгодой для фирмы. Восстановительные издержки — затраты, неооходимые для замены paw-тающего сейчас работника на другого, способного выполнять те же функции. Состоят из издержек приобретения нового специалиста, его обучения (ориентации) и издержек, связанных с уходом работающего работника. Вторичный найм — набор во временные подразделения и творческие группы. Осуществляется путем подбора исполнителей либо непосредственно руководителем, либо на основе внутреннего конкурса. Высвобождение работников - сокращение их численности. Различают частичное (внутреннее) и абсолютное высвобождение работников. В первом случае численность работников сохраняется, но происходит их перевод на неполную занятость (сокращение объема работ, вынужденные отпуска, неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день и т. п.). Во втором применяется увольнение.
Гибкое использование кадров — разнообразие форм найма и режимов труда, обеспечивающее приспособление фирмы к конъюнктурным экономическим колебаниям. Гибкое рабочее время — режим труда, при котором работникам разрешается самостоятельно регулировать сроки начала и окончания работы, перерывы для отдыха и питания; место работы (например, дома или в библиотеке); время обязательного присутствия в офисе; продолжительность рабочего дня; период работы в таком режиме Горизонтальная карьера — овладение новыми сферами деятельности, повышение квалификации в одной области. Делегирование полномочий — частичная передача прав подчиненному принимать решения об использовании ресурсов, предполагающая его ответственность. Демократичное руководство — стиль руководства, основанный на включении работников в принятие решений и выработку трудового регламента. Децентрализация полномочий — их сосредоточение на нижних этажах управленческой структуры. Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Дискреционная власть — это возможность, исполнителя трудовой функции поступать по своему усмотрению, возникающая в зонах неопределенности осуществления формальной власти. Договор гражданско-правового характера (договор подряда) — соглашение, предметом которого является конечный результат или работа по выполнению Определенного задания (заказа, поручения). Не предполагает включение работника в штат организации. Разновидности: договор поручения, авторский договор, договор о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т. п.
Долговременный расчет численности персонала — количественная и качественная оценка потребности в кадрах на период более трех лет, учитывающая планы развития организации, динамику профессионального состава, изменение технологии деятельности и другие внутренние и внешние параметры. Должностная инструкция — документ, содержащий перечень основных функций и обязанностей служащих/описание правил й условий их деятельности. Дополнительная потребность в кадрах — разница: между общей потребностью и будущим (прогнозным или фактическим) их наличием на начало периода по подразделениям, специальностям, должностям и т. п. «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий» (ЕТКС) — документ, в котором применительно к каждой профессии и разряду приводятся стандартные характеристики работ, минимум специальных знаний и навыков, требующихся для работы по данному разряду, примеры работ, наиболее характерные для него и этой профессии. Задачи кадровой службы — представления о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом условий существования организации. Закрытая кадровая политика — характеризуется непроницаемостью для нового персонала на средних и высших уровнях управления; организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, замещение происходит только из числа сотрудников организации. Заработная плата — денежная форма компенсации трудовых усилий работников. Зона деятельности — пространство, в границах которого человек может выполнять работу, не перемещаясь в горизонтальной или вертикальной плоскости. Иерархизация условий найма — разделение этих условий по степени их привлекательности для работников. Издержки набора и отбора - все затраты по привлечению и оценке кандидатов, отнесенные на счет одного успешного (отобранного и нанятого) кандидата. Имидж — устойчивый образ субъекта в общественном сознании. Индивидуальная стоимость работника — оценка предполагаемого объема услуг, который ожидается от работника в данной организации, соотнесенная с оценкой вероятности того, что работник останется работать в данной организации. Получить полный текст Подписаться на рассылку! Интересы — осознаваемые субъектом формы проявления его потребностей, альтернативное разнообразие потребностей в конкретных жизненных обстоятельствах. Инцидент (информационный) конфликта — событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия. Источники привлечения персонала — способы найма, рекрутирования кандидатов на работу, включающие способы распространения инфор» мации об имеющихся вакансиях, способы привлечения внимания по» тенциальных кандидатов и специальные способы работы с сегментами рынка рабочей силы.
Инцидент (деятельностный) конфликта — повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентации. Кадровая политика — система взглядов, требований, принципов, определяющих основные направления, формы и методы работы с персоналом. Требования к кадровой политике: справедливость, последовательность, учет трудового законодательства, исключение дискриминации. Кадровая стратегия — стратегия, направленная на удовлетворение потребности организации в персонале в нужном количестве, необходимого качества в заданное время. В зависимости от характера организации может быть генеральной или функциональной. Кадровые интервью — беседы с целью определить пригодность претендента к работе в данной организации. Разновидности кадровых интервью: 1)По биографии кандидата (ее отдельному периоду или яркому эпизоду). 2)По ситуации. Предлагается для решения одна или несколько проблем, связанных с особенностями будущей деятельности. 3)По профессиональным и личным качествам (структурные). Задаются вопросы о поведении в той или иной ситуации, а ответы оцениваются по заранее выбранным критериям. Кадровые мероприятия — действия руководства организации, направленные на достижение соответствия персонала задачам организации, проводимые с учетом этапа развития организации. Кадровый консалтинг — проведение специализировашштм фирмами изучения персонала и выдача на основе этого рекомендаций по его более эффективному использов. Кадровый маркетинг — деятельность по поиску и привлечению в организацию высококвалифицированных работников. Состоит в изучении внутреннего и внешнего рынка труда, анализе ожиданий сотрудников в отношении служебных перемещений, распространении информации о потребности в кадрах, возможности повысить или изменить квалификацию. Кадровый менеджмент — одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации. В системе кадрового менеджмента можно выделить: оперативный уровень управления (доминирует кадровая работа), тактический уровень управления (доминирует управление персоналом, стратегический уровень управления (доминирует управление человеческими ресурсами), политический уровень управлении корпорацией (разработка и контроль за реализацией кадровой политики). Исторически генезису каждого уровня кадрового менеджмента соответствует своя модель кадрового менеджмента (см. Модели кадрового менеджмента), а на политическом уровне наблюдается сдвиг от пассивной и реактивной кадровой политики к активной. Кадровый прогноз — система аргументированных представлений о направлениях развития и состоянии персонала организации в будущем. Осуществляется с помощью экстраполяции, математического моделирования, экспертных оценок. Кадровый резерв — группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Кадры — постоянный (штатный) состав работников организации. Карьера — результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьерограмма — документ, содержащий обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника и его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства. Квалификация — степень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения трудовых функций. Коммуникация — информационное взаимодействие субъектов, характеризуемое следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентации, интересов, представлений об объекте взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью каналов равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информационной полноты о предмете взаимодействия. Конкурс при приеме на работу — кадровое мероприятие, призванное сопоставить между собой кандидатов на работу в одной должности и соотнести их качества с требованиями должности. Конфликт — процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентации. Начинается с конфронтационной (военной) фазы, а заканчивается коммуникативной (управленческой). Таким образом, конфликт можно определить и как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации. Конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период. Получить полный текст Подписаться на рассылку! Конфликтность личности — готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов. Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентируй поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях. Корпоративный этический кодекс — составленный и утвержденный н фирме регулятивный документ,, который включает положения, oipa жаюшие принципы корпорации, правила поведения, ответственное п. администрации по отношению к своим работникам и потребителям. Кризис — период задержки процесса конфликтного взаимодействии субъектов (псевдофаза, возникающая внутри одной из трех фаз конфликта) — такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит по ступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе, разрушительная зацикленность, фазовая стагнация или даже возврат в более раннюю фазу). Легальная власть — законная, соответствующая нормам права (синоним — формальная власть). Легенда — преднамеренно подготовленная ложная информационная (или информационно-предметная) модель субъекта, paспpocтpaненная среди общественности этого субъекта и направленная на формирован его ложного имиджа (мифа) в соответствии с интересами ее заказчика (в том числе, возможно, и самого субъекта). Легитимная власть — признанность и соответствие власти общепринятым ценностям, культурным образцам, представлениям о некоей «правильности». Лизинг персонала — предоставление специальными фирмами нуждающимся организациям временных или постоянных работников без установления с ними отношений найма. Максимально возможный фонд времени — время работы в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Масштаб работы - характеристика работы со стороны объема и разнообразия задач и операций, выполняемых работником. Межфирменные предпринимательские сети — форма предпринимательского взаимодействия, в которой устанавливаются постоянные партнерские отношения между подразделениями разных фирм, ответственных за разработку или финансирование инновационного проекта. Менеджер по персоналу — специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации. Менеджмент: 1) Деятельность по управлению организацией или подразделением. 2) Управление самостоятельным направлением деятельности. 3) Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения. 4) Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления. 5) Учебная дисциплина. Методы оценки труда — способы количественного и качественного измерения трудового участия работников в деятельности организации, сопоставления с заданными нормами труда. Для оценки труда могут использоваться различные подходы, ориентированные на анализ наблюдения работников, измерение объема производственного продукта, наблюдение заданных правил и норм. Методы привлечения персонала: 1)Активные (вербовка) используются при дефиците предложения рабочей силы. 2)Пассивные (кадровые объявления, паблисити, участие в ярмарках вакансий и т. п.) применяются при избытке предложения рабочей силы. Миф — устойчивый ложный (противоречащий действительности) образ субъекта (ложный имидж), сформировавшийся в условиях преднамеренных или непроизвольных дефицита или (и) противоречивости у общественности информации о субъекте. Младший обслуживающий персонал — совокупность лиц, занятых оказанием не связанных с основной деятельностью услуг (дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений, водители персональных автомобилей руководства и автобусов, перевозящих сотрудников). Моббинг — ситуация притеснения работника со стороны коллег, начальства и подчиненных. Модели кадрового менеджмента — описание трех, исторически последовательно возникавших, способов деятельности менеджера по персоналу: 1) как попечитель своих работников, помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников; 2) как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры, отвечающий за осуществление административного контроля за соблюдение наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений, а также регулирование трудовых отношений при переговорах с профсоюзами; 3) как «архитектор кадрового потенциала» организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационное и профессиональное единство составляющих кадрового потенциала организации. Модели компетентности — инструмент разработки индивидуальных планов профессионального развития с учетом специфики каждой должностной позиции. Описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации и позволяют планировать развитие персонала в двух направлениях: приспособление к сложившейся в организации корпоративной культуре; овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешной работы в специализированной профессиональной сфере деятельности. Мораль — совокупность принципов и норм, присвоенных человеком и служащих для внутренней оценки своих поступков. Получить полный текст Подписаться на рассылку! Моментные наблюдения — фиксация данных о том, чем работник занимался в определенные, случайно выбранные моменты. Мотивация работников — процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для побуждения к эффективному труду. Мотивы — внутренние побуждения человека к действию, направленные на результат (цель). Надбавки — выплаты за профессиональное мастерство, длительный непрерывный стаж, высокую индивидуальную квалификацию и производительность, выполнение особо важных работ, классность, знание иностранного языка и проч. Наем работников — правовой и хозяйственный акт, в ходе которого устанавливаются правовые и организационные отношения между работником и работодателем об условиях труда и его возмещения. Наемный работник — с точки зрения трудового права наемным работником является физическое лицо, которое обязуется на основании трудового договора (контракта) исполнять определенные обязанности, предписываемые работодателем. Наемный труд — правовая характеристика, предполагающая наличие двух сторон (работника и работодателя), которые вступают в отношения на условиях договора. Недирективные методы сокращения персонала — способ несилового доведения до индивидуального сознания каждого сотрудника необходимости изменить место своей рабой, использование эмоционально-ценностных мотивов при формировании решения об увольнении, преодоление негативного отношения к решению руководства о необходимости ухода из организации. Неявная заработная плата — совокупность льгот, значительно увеличивающих доходы субъекта. Норма времени — величина затрат времени в часах и минутах, установленная для выполнения единицы работы одним или группой работников определенной квалификации в данных организационно-технических условиях. Норма выработки — объем работы в натуральных единицах (штуках, мерах и проч.), который должен быть выполнен за единицу времени — смену, месяц и т. п. одним или группой работников определенной квалификации. Норма обслуживания — объем работы по обслуживанию определенного количества объектов в течение того или иного времени при данных организационно-технических условиях. Норма численности — количество работников соответствующего профессионально-квалификационного состава, необходимое для выполнения определенного объема производственных и управленческих работ. Нормирование — мероприятие по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии. Обогащение труда — качественное изменение характера работы. Существует в форме расширения ответственности; предоставления больших прав в деле распоряжения ресурсами, участия в работе комитетов и специальных творческих групп. Оборот (сменяемость) кадров — процесс обновления коллектива за счет выбытия части его членов и прихода новых. Обучение персонала — кадровая программа развития персонала, ориентированная на передачу новых знаний по важным для организации направлениям, умений разрешать конкретные производственные ситуации и опыта поведения в профессионально значимых ситуациях. Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным, либо более высоким уровнем квалификации — совокупность мероприятий, направленных на приобретение новых знаний и опыта в целях повышения профессионального мастерства подготовки к работе в условиях коллективных форм организации труда и совмещения профессий. Общая потребность в кадрах — количество работников, необходимых для решения задач, заложенных в планах и программах. Дифференцируется в разрезе профессий, специальностей и уровней квалификации. Оперативный расчет численности персонала — оценка потребности в кадрах на период от нескольких месяцев до одного года. Оппортунизм — характеристика поведения участников договора, в частности трудового договора (контракта), отражающее их сознательное стремление нарушить условия договора в личных целях Отбор персонала — часть деятельности по приему работников, в ходе которой устанавливается соответствие кандидатов будущей работе и требованиям фирмы. Ответственность управленческая – необходимость отдавать отчет за принятые решения, активные действия и их последствия. Различают два вида ответственности: общую и функциональную. Организатор — одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за разработку организационных структур и других форм организации деятельности персонала, наиболее эффективных в заданных условиях. Организационная культура — интегральная характеристика организации (ее ценностей, образцов поведения, способов оценки результатов деятельности), данная в языке определенной типологии. Организационно-кадровый аудит — оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития. Организация — 1) строение чего-либо; 2) совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт; 3) деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других. Организационные методы управления — методы создания условий будущей деятельности персонала (проекты, инструкции, правила, распорядки). Органический подход к управлению — рассмотрение организации аналогично живой системе, существующей в окружающей среде. Открытая кадровая политика — характеризуется прозрачностью организации для потенциальных сотрудников на любом уровне иерархии и готовностью принять на работу любого специалиста,.если он обладает соответствующей квалификацией, без учета того, работал ли он ранее в данной или родственных ей организациях. Оценка кандидатов при приеме на работу — специализированные мероприятия, направленные на анализ соответствия кандидатов (их знаний, умений, профессионально важных качеств) требованиям должности и условиям работы. Оценка качества найма — анализ эффективности затрат, понесенных при привлечении, оценке кандидатов и адаптации новых сотрудников организации. Оценка потребности в персонале — определение количественных и качественных характеристик персонала, в котором организация нуждается. Оценка труда — мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства. Паблик рилейшнз, PR – деятельность по организации и обеспечению коммуникации субъекта (индивида, фирмы, государства…) с его общественностью. Паблисити (как технология) – технология достижения положительной известности субъекта среди его общественности. Паблисити (как явление) – положительная известность субъекта среди его общественности. Партисипация — программы вознаграждения за труд, направленное на усиление внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы. Формы партисипации: участие работников в доходах и прибылях фирмы, участие в управлении. Пассивная кадровая политика – связана с отсутствием у руководства организации выраженной программы действий в отношении персонала и сведением кадровой работы к ликвидации негативных последствий. Переподготовка персонала — обучение новым профессиям высвобождаемых работников, которые не могут быть использованы по имеющейся у них профессии, а также тех, кто желает ее сменить с учетом потребности производства. Первоначальные издержки – затраты на формирование кадрового состава предприятия – поиск, приобретение и предварительное обучение работников. Персонал — полный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Состоит из работников списочного (кадры) и несписочного состава. План — официальный документ, в котором отражаются: прогнозы развития организации и отдельных сторон ее деятельности (в данном случае — кадров); промежуточные и конечные задачи, стоящие перед ней; механизмы координации работ и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств. Планирование карьеры – процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста. Планирование потребности в персонале – кадровая программа, направленная на оценку как количественной, так и качественной потребности в персонале, отвечающая на вопросы: сколько, когда и какого персонала потребуется организации. Планировка рабочего места — оптимальное расположение в его пределах оборудования, оснастки, мебели, светильников, материалов и других средств, необходимых для выполнения работы. Повременная оплата — способ вознаграждения работника, когда величина заработка зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки (оклада). Повышение квалификации — обучение после получения основного образования с целью поддержания и совершенствования профессиональных и экономических знаний; приведения их в соответствие с новыми требованиями. Подготовка новых работников — первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. Может осуществляться в индивидуальном порядке, в группах, на курсах (для сложных специальностей). Подготовка персонала (внутрифирменная) — действия фирмы, направленные на развитие знаний и навыков работников с целью повышения их трудовой отдачи, должностного и квалификационного роста. Подкрепление — воздействие с помощью стимулов на текущее поведение людей. Формы: положительное подкрепление — вознаграждение за успехи; отрицательное подкрепление — вознаграждение за отсутствие недостатков; гашение —- отсутствие подкрепления, вызывающее затухание активности; наказание — пресечение негативных действий. Полезный фонд времени — сумма фактически отработанного времени и внутрисменных простоев и потерь. Политика занятости — совокупность мероприятий по ее поддержанию и рационализации. Включает, прекращение найма новых сотрудников; организацию работы неполное время, разделение должностей; сокращение продолжительности рабочего времени для всего персонала; прекращение выдачи заказов на сторону; направление на учебу; предоставление неоплачиваемых отпусков; организацию внутренних венчуров; стимулирование добровольного увольнения и досрочного выхода на пенсию; аутплейсмент; увольнение нарушителей. Политика управления персоналом — выбор и реализация фирмой средств и способов использования человеческих ресурсов. Полномочия — совокупность официально предоставленных прав и обязанностей лицу, занимающему ту или иную должность, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Полный табельный фонд времени — время работы в соответствии ежегодных и дополнительных отпусков. Построение работ — деятельность по анализу содержания работы и формулированию квалификационных требований к работникам. Потребность – объективная нужда субъекта (человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Потребности выступают источником его активности. Виды потребностей — естественные (в пище, воде и т. п.); социальные (в признании, славе); врожденные (в общений); приобретенные (в обучении); первичные (в одежде, тепле, крыше над головой); вторичные (в условиях развития личности); материальные-нематериальные (духовные). Профессиограмма — совокупность требований к личностным качествам работника, способности выполнять служебные функции и играть социальные роли. Состоит из разделов: «Общая характеристика профессии, и ее значение», «Особенности трудового процесса. Выполняемая работа», «Психограмма профессии», «Совокупность требований, предъявляемых к личности, деловым и профессиональным качествам сотрудника». Профессиональная компетентность — способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и адаптироваться к меняющимся условиям. Формируется в результате обучения и накопления опыта. Профессиональная пригодность — совокупность знаний, умений и навыков, личных свойств, необходимых человеку для успешного выполнения данной работы. Профессия — комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности. Процессный подход к мотивации — группа теорий, утверждающих, что помимо потребностей человеком движут различного рода субъективные оценки (вероятности достичь результата, получить вознаграждение, быть удовлетворенным им), цели, возможность участия в делах организации. Включает: теорию ожиданий В. Врума; теорию справедливости Д. Адамса; теорию постановки целей Э. Лока; теорию партисипативного управления. Работоспособность — физиологическое свойство человека, характеризующее его возможность выполнять с требуемой эффективностью некоторую работу в течение определенного промежутка времени. Работоспособность зависит от состояния организма, особенностей нервной системы, тренированности. Работодатель — физическое или юридическое лицо (фирма), нанимающее работников. Рабочее время — продолжительность участия человека в. организованном трудовом процессе, в течение которого он должен выполнять свои производственные или служебные обязанности. Рабочее место — зона приложения труда, оснащенная необходимыми материальными средствами и техникой и соответствующим образом организованная. Рабочие — лица непосредственно создающие, материальные ценности или оказывающие производственного характера. Рабочие группы
|