Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль предпринимательства в экономике Российской Федерации и его проблемы




 

Предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. В современных условиях предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы.

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России 8-9 апреля 2006 год 1500 респондентов (статистическая погрешность не превышает 3,6%) по теме «Крупный бизнес в России» дал такие результаты:

Каждый второй россиянин (49%) считает, что в нашей стране созданы благоприятные условия для развития крупного бизнеса; не согласны с этим 19% опрошенных. Для 32% вопрос оказался сложным, и они затруднились оценить нынешние условия для развития крупного бизнеса в России. Следует отметить, что с 2000 года, когда этот вопрос был задан впервые (впоследствии он задавался неоднократно), доля респондентов, считающих, что условия для развития крупного бизнеса в России благоприятны, постепенно повышалась и в целом увеличилась на 18 процентных пунктов, а доля оценивающих эти условия как неблагоприятные уменьшилась на 13 процентных пунктов.

В то же время стабильной и довольно высокой остается доля россиян, полагающих, что благоприятные условия для развития крупного бизнеса создавать надо: как в июле 2003 и в июле 2004 года, это мнение разделяют 53% от всех опрошенных.

По мнению 30% респондентов условия для развития крупного бизнеса в России улучшились, 27% не видят никаких изменений, а 6% убеждены, что эти условия ухудшились.

Экономическая роль крупного бизнеса чаще оценивается позитивно, чем негативно: 35% опрошенных считают, что он положительно влияет на экономику страны, а 28% – что отрицательно. Примерно такое же соотношение оценок наблюдалось в июле 2004 года (35% к 26%), в то время как в июле 2003 года роль крупного бизнеса существенно чаще оценивалась негативно, чем позитивно (соотношение 25% к 45%).

Однако политическая роль крупного бизнеса в России чаще оценивается негативно: его влияние на политику страны считают отрицательным 34% опрошенных, положительным – 21%. Влияние крупного бизнеса на жизнь рядовых граждан сегодня также чаще оценивается отрицательно, чем положительно: 33% против 22%. Отметим, впрочем, что по сравнению с 2003 годом, когда соотношение оценок составляло 46% к 14%, ситуация выглядит более благоприятной.

По мнению большинства россиян (53%), власть способствует развитию крупного бизнеса, помогает ему. В три с половиной раза реже высказывается мнение, что власть препятствует развитию крупного бизнеса (15%).

Практически не меняется отношение к людям, которые занимаются крупным бизнесом: половина россиян заявляют, что относятся к ним положительно (49%, в 2004 году – 47%), треть – отрицательно (по 30%).

Три четверти опрошенных (72%) убеждены, что "большинство представителей крупного российского бизнеса не платят полностью все налоги, положенные по закону" (уверены, что платят - 14%).

Те, кто уверен в увеличении количества представителей крупного российского бизнеса, исправно выплачивающих все налоги, полагают, что этому поспособствовало ужесточение законов, улучшение контроля со стороны налоговых служб, позитивные изменения в системе налогообложения, которая стала проще, усовершенствовалась; бизнес стал устойчивее, солиднее, а бизнесмены ответственнее.

Респонденты, полагающие, что среди представителей крупного российского бизнеса стало меньше тех, кто полностью платит все налоги, в основном исходят из того, что все бизнесмены – жадные, алчные, с доходами расставаться не хотят; власти их слабо контролируют, а бизнесмены этим пользуются, выискивая разные способы ухода от налогов. Некоторые, правда, оправдывают бизнесменов – они считают, что всему виной несовершенная налоговая система: "если полностью платить все налоги, то ничего не останется".

В нынешних условиях кризиса крупное предпринимательство переживает не лучшие времена. Это можно объяснить тем, что у многих крупных компаний к тому моменту были большие задолженности по кредитам, взятых в иностранных банках, а после девальвации национальной валюты долги стало выплачивать труднее, а имеющиеся средства уходили на покрытие текущих издержек. Фирмам больших размеров очень сложно быстро реагировать на те или иные условия в краткосрочном периоде. Эти факты привели к тому, что многие крупные компании были национализированы. В одном из интервью Александр Чепуренко, Президент НИСИПП, профессор ГУ ВШЭ сказал: «На прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал вещи своими именами, признав, что, возможно, правительству придется национализировать «Русал». Национализация решает, в частности, проблемы кредиторов: оставшиеся долги компании станут фактически государственным долгом. То же самое относится и к другим компаниям. Российские фирмы имеют огромные (более $800 млрд.) долги, и, поскольку значительная часть этих долгов номинирована в долларах и евро (до $500 млрд.), инфляция, на которую, к слову, стремительно растет «спрос» со стороны задолжавших в рублях бизнесменов, не может решить проблему. В то же время понятно, почему слова о национализации произносятся очень осторожно. Дело не только в давлении со стороны тех, кто хочет сохранить контроль над компаниями и банками, доведенными до фактического банкротства. Дело в том, что в нашей стране легко сказать «национализация» и трудно — «приватизация». Нужно громче говорить о предстоящей национализации — это всего лишь признание неизбежности — и еще громче о том, что это временная мера».

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России 8-9 апреля 2006 год 1500 респондентов (статистическая погрешность не превышает 3,6%) по теме «Средний бизнес в России» дал такие результаты:

Большинство опрошенных человек считают, что в России созданы неблагоприятные условия для развития среднего бизнеса 36%,а 29% - что благоприятные, 35% воздержались от ответа. По мнению опрошенных следует создавать благоприятные условия для развития среднего бизнеса75%, лишь 4% не согласны с этим, 22% воздержались. Так же большинство считает, что средний бизнес положительно влияет на экономику регионов и страны в целом 47%, 20% не согласны, 33% воздержались от ответа.

В одном из интервью Александр Чепуренко, Президент НИСИПП, профессор ГУ ВШЭ сказал: «…И надо помнить, что кризис – это не конец света. Это – еще и возможность для списания в утиль того, что находилось на нашем перекошенном рынке по недоразумению, и наметить точки для прорыва. В этом смысле правильно было бы поддержать и так называемых «газелей» - тот средний бизнес, который рос высокими темпами последние 5 – 7 лет в целом ряде секторов российской экономики, в целом ряде регионов России. Эти фирмы не являются государственными корпорациями – «слонами», которые топчут посудную лавку. Это – не те семейные микробизнесы – «мыши», которые, разумеется, должны существовать, но от них мы едва ли дождемся инновационных прорывов. А вот «газели» могли бы стать фундаментом будущей инновационной экономики, и, значит, их тоже надо поддержать».

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.[6,

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. Малый бизнес создаёт атмосферу конкуренции. И самое главное - он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. Мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства. Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия. Деятельность малых предприятий в менее развитых районах - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса очень важно для экономики России.[14,c.60]

По мнению 44% респондентов, прошедших всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон, сейчас в России условия для развития малого бизнеса неблагоприятные (34% считают их благоприятными). В то же время отмечается позитивная тенденция: 34% опрошенных полагают, что сегодня, по сравнению с тем, что было 3-4 года назад, условия для развития малого бизнеса стали лучше (24% не наблюдают каких-либо перемен, а 16% кажется, что условия ухудшились).

Надо ли, по мнению респондентов, создавать благоприятные условия для развития малого бизнеса? Участники опроса почти единодушно (79%) выступили за создание таких условий (против - только 8%).

Россияне поддерживают малый бизнес главным образом потому, что видят позитивные результаты его деятельности: 58% респондентов отмечают, что сегодня малый бизнес влияет на экономическое положение их региона (37% оценивают это влияние как значительное, 21% - как незначительное), и 52% говорят, что это влияние - положительное.

К мелким предпринимателям, к людям, занимающимся малым бизнесом, подавляющее большинство россиян (79%) относятся позитивно. Плохо относятся к ним 10% опрошенных. Среди россиян моложе 35 лет практически все (90%) демонстрируют положительное отношение к тем, кто занимается малым бизнесом.

Малое предприятие (фирма) может быть отнесено к категории, как малого, так и среднего предпринимательства, в зависимости от критериев оценки тех или иных международных и государственных органов, от нормы критериев оценки, различных для предприятий, работающих в разных отраслях экономики одной страны. Поэтому под субъектом предпринимательства будем подразумевать субъекты и среднего предпринимательства.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Факты таковы, что занятость на одном малом предприятии в среднем по России колеблется в интервале от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.[9,c.18]

Из этого следует, что максимум производительности труда в малом бизнесе свойственен регионам, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. Наибольшие показатели производительности труда отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов другая ситуация: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.[9,c.16]

Наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия работают в Дальневосточном округе (средний объем производства 1834,9 тыс. руб.), а самые мелкие - в Северо-Западном округе (778,9 тыс. руб.). В сельском хозяйстве лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский (710,8 тыс. руб.), а на последнем месте - Дальневосточный округ (213,6 тыс. руб.). В строительстве показатели различаются от 2021,7 тыс. руб. в Уральском до 827 тыс.руб. в Центральном округах. Наиболее крупные транспортные малые предприятия функционируют в Южном (2082,7 тыс. руб.), а наиболее мелкие - в Сибирском (596,9 тыс.руб.) округах. Значительно меньшая дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания: от 443 тыс. руб. в Приволжском до 271,7 тыс. в Центральном округах.[4,c.5]

Абсолютным лидером по среднему объему производства на одном промышленном малом предприятии является Таймырский автономный округ (32,5 млн. руб.); далее с большим отрывом следуют Коми-Пермяцкий автономный округ (6,3 млн.), Республика Хакасия (4,5 млн.), Мурманская область (4,3 млн.), Ямало-Ненецкий и Корякский автономные округа (по 3,5 млн.). На другом полюсе находится Ненецкий автономный округ (9,1 тыс. руб.); скромные по объему производства малые промышленные предприятия действуют в двух республиках Южного округа - Калмыкии (190,9 тыс.) и Ингушетии (241,2 тыс.).

По среднему объему производства на одном малом предприятии строительного профиля со значительным отрывом лидируют два автономных округа Тюменской области: Ямало-Ненецкий (5,3 млн. руб.) и Ханты-мансийский (5,1 млн.). Более чем втрое выше среднего уровня по России данный показатель в Мурманской области (3,7 млн. руб.). С низкими показателями Ненецкий, Эвенкийский и Усть-ордынский автономные округа. Среди остальных регионов наиболее низкие показатели зафиксированы в Ивановской (253,9 тыс. руб.) и Омской (288,4 тыс.) областях, а также в Республике Тыва (299,1 тыс.).

Применительно к транспорту наибольшие масштабы производства характерны для малых предприятий, работающих в северных автономных округах Дальнего Востока и Сибири: Корякском (20,6 млн. руб. на одном предприятии) и Таймырском (11,3 млн.). Показатель по Краснодарскому краю - 5,1 млн. руб.; значительные по объему производства малые предприятия, функционирующие в этом регионе, связаны с портовым хозяйством. Еще в пяти субъектах Федерации (Архангельской и Камчатской областях, Ханты-мансийском и Ямало-Ненецком АО и Республике Хакасия) показатели превосходят средний уровень по России более чем втрое. [7,c.45]

Согласно данным Госкомстата России, в Ненецком, Усть-ордынском Бурятском, Коми-Пермяцком и Агинском Бурятском автономных округах в 2004 г. не работало ни одно транспортное малое предприятие. Среди остальных регионов наименее крупные по объему производства малые предприятия этой отрасли действуют в Эвенкийском автономном округе (60,2 тыс. руб.) и Республике Башкортостан (100,2 тыс.).

Наибольшие объемы оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одно малое предприятие свойственны регионам, особо удаленным от экономического центра страны. Восемь регионов, лидирующих по среднему объему производства на одно малое предприятие торговли и общественного питания, расположены в Сибири и на Дальнем Востоке; максимальный показатель был зафиксирован в Усть-ордынском Бурятском автономном округе - 8,4 млн. руб. Это явление, скорее всего, связано с характерным для таких регионов высоким уровнем потребительских цен.[6,c.59]

В большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании. Самые высокие параметры работы промышленных малых предприятий в ряде регионов Дальневосточного федерального округа объясняются, что там одной из базовых отраслей хозяйства является рыбная промышленность, в основном представленная малыми рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, выпускающими дорогую продукцию.

Объемы производства в расчете на одно промышленное малое предприятие в 1998- 2004 гг. росли темпами, опережающими динамику этого показателя в других отраслях экономики. Результатом стало существенное увеличение доли промышленности в отраслевой структуре малого бизнеса при снижении удельного веса строительства, а также торговли и общепита. Наиболее ярко эта общероссийская тенденция проявилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Это можно объяснить благоприятной ситуацией для развития импортозамещающих производств в промышленности. Из таблицы 2.1 видно, что в группу с наиболее значительными показателями роста попали именно те отрасли, в которых широко распространены малые формы хозяйствования: текстильная, кожевенная, меховая и обувная, пищевкусовая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.[5,c.17]

 

Таблица 2.1-Доля предприятий различных размеров в объеме продукции

Отрасль

Предприятия

средние малые
Машиностроение 60 19
Металлургия 51 39
Обувная 4 73
Швейная 7 53
Резинотехническая и пластмассовая 34 43

 

Поэтому объемы производства на малых предприятиях в различных регионах тесно связаны с мерой развития в региональной экономике именно этих отраслей.

Согласно таблице 2.2 большая часть малых предприятий сконцентрирована в Северо-Западном (1163,7тыс.чел.) и Центральном (888,9тыс.чел.) округах. А большой прирост компаний характерен для Северо-Западного(65,1 тыс.чел.) и Уральского округов(49,3 тыс.чел.).[16,c.35]

 

Таблица 2.2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа Количество МП на 1.07.2005 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Прирост/сокращение МП на 100 тыс. чел. населения за период 01.07.2004- 01.07.2005
РФ 677,8 22,8
Центральный 888,9 19,5
Северо-Западный 1 163,7 65,1
Южный 500,3 40,6
Приволжский 515,5 9,6
Уральский 535,8 49,3
Сибирский 517,9 -6,0
Дальневосточный 569,3 -9,0

 

Изучив таблицу 2.3 можно сделать вывод, что большинство работников малого предпринимательства сосредоточено в Центральном(2914,6 тыс.чел.) и Северо-Западном(1137,7 тыс.чел.) регионах. Это связано с тем что в этих регионах большое количество малых предприятий.[16,c.306]

 

Таблица 2.3- Средняя численность занятых на МП по федеральным округам

Федеральные округа Ср.численность работников МП, тыс. чел. к июню 2004 г.
1 2
РФ 7 868,3
Центральный 2 914,6
Северо-Западный 1 137,7
Южный 782,2
Приволжский 1452
Уральский 552,5
Сибирский 729,2
Дальневосточный 300,1

 

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, доля предпринимательского сектора в рыночной экономике пока недостаточна. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

1. Отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

2. Пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

3. Нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

4. Сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

5. Нерешенность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

6. Отсутствие положительного мнения об отечественном предпринимателе;

7. Нестабильность экономической ситуации в стране;

8. Недобросовестность крупного бизнеса;

9. Ограниченный доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%).

Многим предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками:

· Обеспечение кредита - как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности

· Оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита

· Процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

10. Правовая неграмотность самих предпринимателей;

11. Отсутствие явного развития производства;

12. Высокая планка единого социального налога (26%);

13. Недостаточность кадрового потенциала

14. Длительное оформление документации, особенно на землю;

15. Проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты;

16. Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры» Например, чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы.

Несмотря на существование многих программ помощи малым предприятиям, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;

2. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку предпринимательства:

1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки предпринимательства;

2. проводят анализ состояния предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства;

4. подготавливают предложения об установлении для субъектов предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки предпринимательства;

5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке предпринимательства.

Государством принимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Такая программа принималась на 1998-1999г, 2000-2001г. Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию. Государственные и муниципальные программы поддержки предпринимательства включают в себя основные положения:·меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;·перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов предпринимательства;·меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки предпринимательства;·предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку предпринимательства и так далее. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников.

В России правительством сделано очень много для развития бизнеса и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке бизнеса, и специальные фонды, созданные государством. И, конечно же, важным условием для развития предпринимательства служит грамотная налоговая политика государства, что в России в последнее время стало заметно.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпринимательство — это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов.

Предпринимательство выполняет такие функции, как социальную, созидательную, организаторскую, новаторскую. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть физические лица, юридические лица и государство. Объектом предпринимательской деятельности может быть любая деятельность, не запрещённая законом.

Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по различным характерным признакам: формам собственности, законности, охвату территории, распространению на различных территориях, составу учредителей, численности персонала и объему оборота, темпам роста и уровню прибыльности, по уровню использования нововведений и др.

Любая сфера жизни, в том числе и предпринимательская деятельность, должна подчиняться закону, а закон должен защищать её. Таким образом, от совершенства законодательной и правовой базы напрямую зависит развитие бизнеса. При осуществлении субъектами предпринимательской деятельности неправомерных действий, запрещенных законом, следует наказание, предусмотренное в соответствующих статьях федеральных законов или законов субъектов РФ.

По организационно-правовым формам предприятия можно разделить на:

1. хозяйственные товарищества:

· Полное товарищество

· Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

· Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

· Общество с дополнительной ответственностью

2. общества:

· Открытое акционерное общество (ОАО)

· Закрытое акционерное общество (ЗАО)

3. производственные кооперативы-добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

4. государственные предприятия

5. муниципальные предприятия

6. унитарные предприятия-коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

7. предприятия индивидуальных предпринимателей

У каждой из этих организационно-правовых форм есть свои преимущества и свои недостатки. Выбор определённой формы зависит от многих экономических, территориальных, социальных, потребительских и других факторов.

Предпринимательство играет огромную роль в жизни и развитии страны, а именно:

· Создание новых рабочих мест

· Обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности

· Возможность физическим и юридическим лицам открыть своё дело в деятельности, не запрещённой законом

· Увеличение налоговых поступлений.

· Рост доли ВВП

· Увеличение численности среднего класса, следовательно, улучшение социальной и политической стабильности.

· Взаимодействие структурных элементов предпринимательской деятельности помогающих друг другу

· Участие в развитии инфраструктуры городов и районов

· Благотворительная деятельность

· Повышение уровня знаний, квалификации, переобучение кадров

· Охрана окружающей среды

· Глобализация национальной и международной экономики, стабильность экономических отношений между ними.

· Предпринимательство выполняет стимулирующую функцию

В последнее время бизнес в России начал развиваться огромными темпами. Как и в любой стране существуют проблемы, препятствующие дальнейшему развитию предпринимательства. В основном это проблемы связанные с несовершенством налоговой и правовой системы, процветающий бюрократизм, неграмотность самих предпринимателей и другие.

Предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики России.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации.-М.:Проспект,2001.-48с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.-М.:Омега-Л,2004.-392с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации.-М.:Проспект,206.-192с.

4. Айказян, А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов/А. Айказян//Российский экономический журнал.-1998.- №3.-C.5

5. Андерс Ослунд Условия развития малого предпринимательства/Ослунд Андерс//Человек и труд.- 2005.- № 12.-С. 17 -19.

6. Афанасьев, В. Малый бизнес, проблемы становления/ В. Афанасьев//Российский экономический журнал.-1993.-№2.-C. 59

7. Грачев, И. Развитие малого предпринимательства/И. Грачев// Деньги и кредит.-1997.-№ 1.-C.45

8. Джаарбеков, С.М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности/С.М. Джаарбеков//Консультант.-2002.-№4.-C.14

9. Калинин, В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение/В. Калинин//Вопросы экономики.-1997-№4.-C.16-18

10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...