Организация системы по предупреждению и ликвидации ЧС
(в России и Приднестровье) До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций. С учетом этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 года образовало Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координации деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Постановлением Правительства было предусмотрено также создание единой государственно-общественной системы прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Наряду с этими новыми структурами в России продолжали существовать и в определенной мере заниматься решением аналогичных задач Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаб гражданской обороны РСФСР. Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1991 года на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба Гражданской обороны РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Создание Комитета по чрезвычайным ситуациям стало первым и главным шагом в деле построения в России современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. И уже в апреле 1992 года Правительством Российской Федерации было принято и утверждено предложенное комитетом Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 10 января 1994 года этот госкомитет был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Вместе с тем, принято считать днем создания МЧС России – день образования Российского корпуса спасателей (27 декабря 1990 года), а в 1995 году Указом Президента Российской Федерации этот день был объявлен “Днем спасателя”. 5 ноября того же года Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней – РСЧС!!!. Основная цель создания этой системы – объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В нашей же республике - Приднестровье, исходя из необходимости обеспечения единства управления, финансирования и обеспечения установленной степени готовности сил и средств гражданской обороны к решению стоящих перед ней (ГО) задач, и руководствуясь "Положением о гражданской обороне СССР", указом президента ПМР от 19.08.1991 г. была создана Единая система Гражданской обороны на территории Приднестровской Молдавской ССР. Гражданская защита тогда формировалась из штабов гражданской обороны городов и районов.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории ПМР от опасностей, возникших при стихийных бедствиях, ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные задачи ГО: 1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий; 2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при проведении действий или вследствие этих действий. 3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. 4. Предоставление населению убежищ и СИЗ. 5. Борьба с пожарами, обеззараживание населения, техники, зданий и сооружений; 6. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; 7. Защита населения от последствий стихийных бедствий, катастроф и применения противником современных средств поражения; 8. Повышение устойчивости работы объектов экономики в чрезвычайных условиях и проведение спасательных и других неотложных работ и др. В зависимости от обстановки система ГО функционирует в различных режимах: Режим повседневной деятельности - протекает в мирное время при нормальной обстановке. Режим повышенной готовности – вводится при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны. Чрезвычайный режим - начинается с момента объявления состояния войны, начала военных действий или введения Президентом ПМР военного положения на территории ПМР или отдельных ее местностях. Для эффективного и оперативного решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС Правительство ПМР утвердило в апреле 1993 г «Положение о гражданской защите ПМР». ГЗ организуется по территориально - производственному принципу: это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляют высшие и местные органы государственной власти и управления от Кабинета министров в масштабе республики до городских, районных, сельских и поселковых государственных администраций, а также министерства, ведомства и учреждения, организующие производственную и хозяйственную деятельность.
Территориальный – независимо от ведомственной принадлежности ОНХ (объекта народного хозяйства) входит в структуру ГО республики, района, города. Производственный принцип – ГО ОНХ входит также в структуру ГО соответствующих министерств и ведомств. Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационная структура ГЗ ПМР: Начальником ГЗ и Председателем Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям является Президент ПМР. Общее руководство гражданской защитой осуществляет Кабинет Министров, который определяет характер, объем и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение задач ГЗ, и осуществляет функции руководства через Министерство обороны ПМР, другие министерства и ведомства республики. Непосредственное руководство ГЗ осуществляет Министерство обороны ПМР, которое несет ответственность за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и осуществляет разработку основных направлений развития и совершенствования ГЗ с учетом общегосударственных мероприятий по укреплению обороноспособности республики, организацию и координацию совместной работы органов управления и ГЗ, контроль за исполнением задач и помощь территориальным и отраслевым органам управления ГЗ. Повседневное руководство ГЗ ПМР осуществляет начальник штаба, который является в то же время и заместителем начальника ГЗ ПМР. Директивы, приказы, распоряжения и указания начальника штаба ГЗ ПМР по вопросам, относящимся к его компетенции, обязательны для выполнения всеми начальниками, штабами и службами ГЗ.
Непосредственное руководство осуществляют: в городах и районах республики – главы государственной администрации; в селах – председатели сельских Советов; в министерствах и ведомствах – министры и руководители ведомств; на объектах экономики – их руководители. Штаб ГЗ является рабочим органом. ГЗ осуществляет защиту населения, объектов экономики и территории республики не только в военное, но и в мирное время. В мирное время – это защита от возможных ЧС природного происхождения, техногенного и социального характера, а в военное время – от средств поражения противника и последствий их применения. Итак, история гражданской обороны Приднестровья берет свое начало с августа 1991 года. Система гражданской защиты важную роль играла уже на начальном этапе становления республики во время военной агрессии республики Молдова начала 90-х. Особо трудными испытаниями, которые выпали на долю гражданской защиты, стали: - взрыв маршрутки, троллейбуса – 2006 год. Утром 6 июля в Тирасполе произошел взрыв в маршрутном такси. Из 11 находившихся в маршрутке пассажиров погибли семь человек. С ранениями были госпитализированы еще около 20 пассажиров остановившегося рядом троллейбуса. 13 августа в салоне троллейбуса прогремело несколько взрывов, жертвами которых стали два человека, в том числе шестилетняя девочка. На задней площадке взорвались две гранаты. Еще две неразорвавшиеся гранаты были обнаружены в салоне. - весной взрыв газопровода - 2009 г. 1 апреля 2009 г. в 5 часов 30 минут утра, в четырех километрах от Кицканского плацдарма (в нескольких километрах от Тирасполя - в поле между селом Кицканы и селом Киркарешты) произошла авария на газопроводной магистрали Ананьев - Тирасполь - Измаил, транспортирующей газ в Турцию. На месте взрыва образовалась воронка размерами примерно 10 на 10 метров, сама газовая труба длиной около 6 метров разворочена. По словам местных жителей, раздался сильный взрыв, и в небо взметнулся огромный столб пламени. Жители Тирасполя наблюдали зарево высотой в несколько десятков метров. Пожар сопровождался характерным для подобного рода возгораний гулом, который был слышен в одном из западных микрорайонов Тирасполя. Пострадавших среди населения и разрушений нет. - наводнение лета – июль 2008 г. Около недели продолжались жуткие паводки. Река Днестр выходила из берегов, отвоевывая сушу - сантиметр за сантиметром. Шли проливные дожди. Родные мне города один за другим уходили под воду: Каменка, Рыбница, Дубоссары, Григориополь были затоплены, и даже центр нашей столицы заполнился водой. Трассы республиканского значения, дороги между районными центрами были перекрыты из-за наводнения, жители многих районов жили практически как на "необитаемом острове" - у них отключили электричество и воду, им нельзя было привезти даже продукты. Большое количество людей было вынуждено оставить свои дома, и покинуть зону бедствия. Приднестровцы остались без крова, начались перебои с питанием, была угроза распространения различных эпидемий. Число жилых домов, подтопленных из-за разлива реки Днестр, - около 300. Больше всего пострадали дома в Рыбницком и Каменском районах Приднестровья.
В 2008 году в связи с реорганизацией органов государственной власти, в целях эффективного и оперативного решения задач по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций на основании Указа Президента ПМР, приказом Министра внутренних дел 30 декабря было образовано Главное управление по чрезвычайным ситуациям МВД ПМР (ГУ по ЧС МВД ПМР). Начальником Управления назначен генерал – майор Носов Александр Михайлович, стоявший у истоков создания аварийно – спасательной службы в городах и районах республики. Основной целью образования Главного управления стало создание единого органа по чрезвычайным ситуациям в масштабах всей Республики. Это позволяет оперативно реагировать и задействовать силы и средства для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В состав образованного ГУ по ЧС МВД ПМР вошли: Управление гражданской защиты и аварийно-спасательной службы, созданное на базе Штаба гражданской защиты и аварийно-спасательных отрядов при городских и районных отделах внутренних дел и Управление противопожарной аварийно-спасательной службы. (см. табл. «Структура ГУ по ЧС МВД ПМР») Основными задачами ГУ по ЧС являются: · обеспечение разработки государственной политики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории ПМР и ее реализация; · осуществление мер предупреждения чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с действующим законодательством; · поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных формирований МВД ПМР в постоянной готовности к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; · работа по предупреждению и ликвидации пожаров, спасение людей и имущества. В настоящее время во всех городах и районах республики имеются здания, сооружения, технические территории, где размещается личный состав и техника подведомственных подразделений. Для сбора экстренной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории ПМР и доведение ее до исполнителей, координации действий личного состава по ликвидации последствий ЧС в Управлении гражданской защиты и аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательных отрядов городов и районов республики организована круглосуточная оперативно-дежурная служба. При Управлении противопожарной аварийно-спасательной службы определен единый телефон спасения «один-ноль-один». Оповещение органов управления Гражданской защиты и населения при ЧС обеспечивается компьютерной системой централизованного оповещения (КСЦО) «Звонарь», которая обеспечивает оповещение до 95% руководящего состава. С помощью автоматизированных систем централизованного оповещения могут быть оповещены: электросиренами 90% населения городов, радио – 70%, телевидением – 80%. Важным направлением в деятельности спасательных подразделений является работа с лицами из числа вспомогательного состава, который сформирован на добровольной основе из жителей нашего государства. Данная работа ведется по двум направлениям: территориальному и территориально-производственному, что позволило подобрать добровольцев. Это наиболее сознательные и активные граждане нашей Республики, которые в любую минуту готовы оказать посильную помощь в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Наличие собственных зданий и территорий позволило командирам аварийно-спасательных отрядов проводить сборы вспомогательного состава, на которых разъяснялись основные задачи, стоящие перед спасателями, обучение правильным действиям при различных чрезвычайных ситуациях. Ежемесячно проводятся учебные сборы, тренировки, командно штабные учения. В специально предназначенных классах Учебно-методического центра по Гражданской защите проходят занятия основного и вспомогательного состава Управления. Штабом Гражданской защиты на всей территории республики постоянно осуществляется мониторинг окружающей природной среды. По метеорологической обстановке, сбрасываемой воды на Ново-Днестровской ГЭС и Дубоссарской ГЭС и уровнях воды реки Днестр на всей территории ПМР. Проводится наблюдение за радиационной, химической и экологической обстановкой, инженерной и социально-биологической защитой. Контролируется состояние водозащитных сооружений (противопаводковых дамб) и проведение ремонтно-восстановительных работ на них. При угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций личный состав спасательных подразделений ГУ по ЧС МВД ПМР в любое время суток оперативно реагирует на предотвращение и ликвидацию их последствий. В Управлении функционирует учебно-методический центр Гражданской защиты, где специалистами регулярно проводятся занятия со вспомогательным и личным составом спасательных подразделений.
Не остается в стороне и Министерство Здравоохранения и Социальной защиты, которое согласно Положения о Министерстве Здравоохранения и социальной защиты ПМР от 3 апреля 2007 г.: - организует оказание медицинской помощи в чрезвычайных условиях, при авариях и катастрофах, - осуществляет организационно-методическое руководство в сфере проведения санитарно-эпидемиологического контроля и надзора, и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|