Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денежные доходы покупателей




Неценовые

1. Изменением благосостояния населения. Благосостояние населения во многом определяется реальной стоимостью финансовых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста Сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов. Подчеркнем, что здесь падение совокупного спроса имеет место при неизменном общем уровне цен в экономической системе. Снижение же стоимости финансовых активов будет обусловлено не ростом уровня цен (как в эффекте богатства), а прочими причинами, например снижением котировок акций.

2. Ожиданиями населения. Ожидания населения оказывают значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают роста реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий.

3. Задолженностью населения. Чем больше задолженность население, тем меньше потребительские расходы, поскольку домохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они могли бы направить на приобретение материальных благ, использовать для погашения имеющейся задолженности. Следовательно, совокупный спрос будет сокращаться.

4. Уровнем налогов с домохозяйств. Естественно, чем выше уровень налогов, которые платит население в бюджеты разного уровня, тем меньше величина располагаемого личного дохода, т. е. источника роста потребительских расходов, а значит, и совокупного спроса.

 

Билет 7

1 Рассмотрим различные типы эластичности спроса, встречающиеся на практике. Как можно убедиться на примере, приведенном выше, эластичность стремится к бесконечности при максимальной цене и нулевом выпуске продукции и она же стремится к нулю при максимальном выпуске и нулевой цене. Эти предельные случаи графически представлены на. Еще раз отметим свойство единичной эластичности |ED|=1: в ее зоне обеспечивается максимальная выручка (но не прибыль!) фирмы и объем продаж изменяется обратно пропорционально цене.При неэластичном спросе |ED|<1 (слабая чувствительность покупателей к цене) фирма должна повышать цену, т.к. падение объема продаж оказывается меньшим, чем рост цены и доход растет.При эластичном спросе |ED|>1 (высокая чувствительность покупателей к цене) фирма должна снижать цену, т.к. рост объема продаж оказывается большим, чем снижение цены и доход также растет.

2 Меркантилизм – предметом их исследования являлось создание общего богатства, которое отождествлялось с деньгами, а источником его появления являлась торговля.

1. Физиократы – предметом их исследования являлось национальное богатство за счет сферы производства.

2. Классическая экономическая школа – предметом их исследования являлись условия производства и накопления. Важнейшими условиями считалась свобода конкуренции.

3. Марксизм – предметом их исследования был анализ экономических отношений между трудом и капиталом, когда внимание концентрируется на производственных отношениях. Главная задача исследования состоит в том, чтобы показать негативные последствия капиталистической эксплуатации трудящихся и расточительное отношение к трудовым и природным ресурсам.

Билет 8

1 Меркантилизм – предметом их исследования являлось создание общего богатства, которое отождествлялось с деньгами, а источником его появления являлась торговля.

1. Физиократы – предметом их исследования являлось национальное богатство за счет сферы производства.

2. Классическая экономическая школа – предметом их исследования являлись условия производства и накопления. Важнейшими условиями считалась свобода конкуренции.

3. Марксизм – предметом их исследования был анализ экономических отношений между трудом и капиталом, когда внимание концентрируется на производственных отношениях. Главная задача исследования состоит в том, чтобы показать негативные последствия капиталистической эксплуатации трудящихся и расточительное отношение к трудовым и природным ресурсам.

 

 

Билет 9

1 Потребительский выбор выполняет роль обратной связи в экономической системе, сигнализируя производителю (вход системы) об отношении потребителя (выход системы) к произведенному товару по трем показателям:

• насколько успешно производитель справился с запросом потребителя на товар по его характеристикам,

• насколько правильно определил необходимое количество товара,

• насколько справедливо назначил цену на свой товар.

Таким образом, благодаря потребительскому выбору производитель получает информацию о том, насколько его деятельность признается успешной в настоящее время и делает прогноз на будущее.

Анализ потребительского выбора исходит из того факта, что поведение потребителя на рынке заключается в покупке таких товаров, которые удовлетворяют его потребности.

Для человека потребность - это чувство недостатка чего-то, что имеет форму товара или услуги и зависит от индивидуальных особенностей и уровня развития человека. Иногда часть потребностей рассматривается как желания.

Самая общая классификация потребностей человека предполагает их подразделение на первичные и вторичные потребности.

Первичные потребности имеют физиологический и, как правило, врожденный характер (спать, есть, пить, дышать).

Вторичные потребности – приобретенные потребности, они также имеют не только физиологический характер и изменяются от человека к человеку намного сильнее, если сравнивать их с первичными потребностями. Примеры вторичных потребностей: потребность в уважении, потребность принадлежности к определенной социальной группе, эмоциональные потребности (дружба, любовь, семья), потребность справедливости, власти и успеха.

И первичные, и вторичные потребности могут быть удовлетворены различными способами, причем вторичные потребности во многом зависят от национальности, возраста, культурного уровня, материального положения.

2 Экономическая эффективность — это соотношение между результатом деятельности и общими текущими затратами производства.

Экономический рационализм действий хозяйствующих субъектов (фирм, домашних хозяйств) предполагает, что данные субъекты должны в первую очередь определить выгоды от своих экономических действий, предполагаемые издержки, необходимые для достижения выгоды, а также сопоставить выгоды с затратами. Соизмерение результатов и затрат и называется эффективностью деятельности.

В реальной экономике эффективность имеет многообразные формы выражения. Помимо общей экономической эффективности, следует также различать и ресурсную эффективность. Ресурсная эффективность показывает, сколько продукции приходится на единицу затраченного ресурса. К этому виду эффективности можно отнести производительность труда, капиталоотдачу, материалоотдачу.

Экономическая эффективность на уровне хозяйствующего субъекта выражается в показателе рентабельности, как соотношение между полученной в течении года прибылью и использованным капиталом. Этот показатель является важным для оценки конкурентоспособности предприятия.

На уровне государства эффективность - это общеэкономические результаты производства за год в расчете на 1-го занятого или на 1 час труда.

В экономической теории принято различать как эффективность распределения ресурсов, так и эффективность их использования. Два противоположных понятия.

Эффективность распределения ресурсов проявляется через механизм конкурентных цен. Происходит это так. Ресурсы распределяются таким путем, что они оказываются в распоряжении тех фирм, которые могут эффективно их распределить и использовать. Покупатели же, соглашаясь оплачивать продукцию фирм по более высокой цене, тем самым дают возможность фирмам покупать ресурсы для производства по более высокой их цене, тем самым отвлекая их от другого, менее эффективного альтернативного использования. Таким образом, ресурсы распределяются в соответствии со структурой общественных потребностей Эффективность использования ресурсов, или иначе, производственная эффективность, заключается в стремлении фирм в максимальной мере использовать привлеченные ресурсы. Те фирмы, которые хуже используют ресурсы, не могут возместить свои затраты по той рыночной цене, которая установилась на данном рынке, и в результате будут вытеснены с данного рынка. Наоборот, фирмы лучше использующие ресурсы, получат дополнительный доход (чистую прибыль) и смогут увеличить объем выпуска, и, соответственно, прибыли.

Рассматривая экономику в динамике, важно обратить внимание на изменение экономических величин. В этом случае рационально действующий экономический субъект должен постоянно сопоставлять дополнительную выгоду с дополнительными затратами, связанными с данным действием. Разность между этими величинами дает возможность определить дальнейшее действие. Если предельная выгода превышает предельные затраты, то хозяйствующий субъект будет продолжать подобные действия до тех пор, пока они не будут равны друг другу. В таком положении результат подобных действий будет максимальным, и цель рационально действующего субъекта будет достигнута.

Экономическая эффективность в наибольшей степени обеспечивается конкурентной рыночной системой. Проблема эффективности в распределении ресурсов рассматривается при помощи кривой производственных возможностей. Экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно улучшить положение одного экономического субъекта, при этом не ухудшив положение другого. Эффективность определяемая таким способом называется Парето-эффективностью.

Билет 10

1 Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Билет 11

 

Билет 12

2 Теория потребительского поведения учитывает ряд ограничений, которые не дают людям возможности приобретать все, что они хотят. Одно из таких ограничений — бюджетное сдерживание. Денежные доходы всех потребителей ограничены в большей или меньшей степени. Раз потребитель имеет ограниченный бюджет, то и приобрести он сможет ограниченное количество благ. Следующим ограничением являются цены благ. Все представленные на рынке блага имеют заданную цену, определяемую величиной издержек производства этих благ. Издержки производства возникают потому, что производство благ требует затрат редких дорогостоящих ресурсов. Постулаты:

1. Множественность. Потребности человека, человеческого общества велики и разнообразны, и они влекут за собой разнообразие благ, способствующих удовлетворению этих потребностей. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных благ. Теория потребительского выбора предполагает, что потребителю есть из чего выбирать, т. е. в каждый конкретный момент времени имеется несколько возможных вариантов удовлетворения данной потребности.

2. Суверенитет. Каждый потребитель принимает индивидуальное решение о покупке того или иного блага и не может оказать решающего воздействия на их производителей. Однако рыночный механизм суммирует эти индивидуальные решения множества потребителей и доводит это совокупное решение до производителя. Если выбор потребителей сделан в пользу определенного блага и потребители приобрели его, уплатив определенную цену, то производитель данного блага получает прибыль и право на дальнейшее развитие производства. Суверенитет потребителя предполагает его способность воздействовать на производителя. Иными словами, суверенитет потребителя — власть потребителя над рынком, его способность определять, какие блага и в каком количестве должны быть произведены.

3. Рациональность. Еще одним важным фактором, определяющим выбор потребителя, является его система предпочтений. Одни и те же блага будут приносить разную полезность разным людям. Каждый потребитель тяготеет к определенному набору жизненных благ. Не существует какой-то объективной шкалы, позволяющей определить полезность того или иного блага, но каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений. Поведение человека рационально, если он знает, какой набор благ ему необходим, может сравнить различные наборы благ и выбрать самый предпочтительный для себя.

Билет 13

2 Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное

разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в

любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников

хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми

производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы

производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это

и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.

Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного

преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно

меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из

центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными

навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например,

два человека, А и В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может

изготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель В соответственно

4 пары обуви или 16 платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви

субъекта А равна двум платьям; у субъекта В альтернативная стоимость пары

обуви равна четырем платьям. Относительно меньшая альтернативная стоимость

(издержки упущенных возможностей) производства обуви у производителя А.

Следовательно, ему следует полностью сосредоточиться (специализироваться)

на производстве обуви, другому производителю целесообразнее

специализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет

относительно меньшую альтернативную стоимость у производителя В. Принцип

сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках

отдельного предприятия, так и в международных масштабах.

Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая

обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами,

созданными на основе общественного разделения труда и специализации,

полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений

производители. Экономическая обособленность означает, что только сам

производитель решает, что производить, как производить, кому и где

продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию

экономической обособленности является режим частной собственности. На

последнем выводе необходимо остановиться подробнее.

Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе

отсутствуют «правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными

правомочиями из «пучка прав»? Кто станет специализироваться, например, на

производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую

необходимую продукцию, если по закону земельный участок в любое время может

быть конфискован в пользу государства или других лиц; производитель

картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию

государству); не существует права продажи и наследования земельного участка

и т.д. Конечно, можно заставить производить картофель силой, путем

принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо перед нами будет

пример иерархической системы хозяйства. «Рынки могут существовать только

для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться,

реализовываться и передаваться».[2]

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина

трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у

себя дома с целью их последующей продажи на самых оживленных точках вашего

города. Однако необходимо получить разрешение сан-эпидемстанции на подобную

деятельность; лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань

рэкетирам, если речь идет о нынешних российских условиях и т.п. Если все

эти трансакционные издержки, по предварительным расчетам, окажутся выше

предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким

образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной

деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный

обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен

могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и

что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только

свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет

сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным

агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Билет 14

2 Микроэкономика — составная часть экономической теории,изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов;принятие решений отдельными агентами экономики в условиях экономического выбора. Объект микроэкономики — это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами микроэкономики являются:отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

Билет 15

Билет 16

1 Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия. Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Обратный процесс называется национализацией.

Приватизация, обобществление производства и собственность. В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях, как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Билет 17

1 В процессе выбора общество сталкивается с решением трех основных задач: что производить? Как производить? Для кого производить?

Существуют разные способы использования ресурсов и разные цели, которые достигаются при их использовании. Существует также возможность перемещения ресурсов из одной сферы в другую. При предположении, что объем ресурсов дан и не изменяется во времени, то перемещение из одной сферы в другую должно означать снижение объемов производства там, откуда ресурсы перемещаются и рост производства туда, куда они попадают, т.е. при любом выборе общество сталкивается с издержками производства. Т.к. если что-то приобретается, то при этом что-то тратится.

Такое суждение приводит к понятию альтернативных издержек – это издержки упущенных возможностей. Они измеряются величиной той продукции, от которой мы отказываемся с целью увеличения производства другой продукции.

 

Билет 18

1 Потребительский выбор — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Ограничением при потребительском выборе выступает доход (бюджет), который потребитель может потратить на удовлетворение потребностей.

Потребители стоят на первом месте в рыночной экономике, поскольку они вольны потратить свои деньги, как они хотят (в пределах имеющегося дохода), а рынок должен предложить широкий выбор товаров. Население (индивидуальные потребители) имеют целью удовлетворение личных потребностей (критерий выбора) при ограничении в виде располагаемого дохода. (Например, свои карманные деньги мы можем потратить на книги, мороженое или кино.) Потребительский выбор выполняет роль обратной связи в экономической системе, сигнализируя производителю (вход системы) об отношении потребителя (выход системы) к произведенному товару по трем показателям:

• насколько успешно производитель справился с запросом потребителя на товар по его характеристикам,

• насколько правильно определил необходимое количество товара,

• насколько справедливо назначил цену на свой товар.

Денежные доходы покупателей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...