Тема: Гигиеническая оценка и составление расписания уроков.
Цель: Оценить расписание уроков и составить расписание в соответствии и гигиеническими требованиями.
Для работы необходимо: варианты расписания уроков, таблица И. Г. Сивкова, учебный план общеобразовательных учреждений Волгоградской области.
Ход работы: 1. Познакомиться с гигиеническими требованиями к расписанию уроков.
К расписанию уроков предъявляется ряд валеологических требований. Прежде всего количество уроков в неделю по каждой учебной дисциплине в каждом классе должно строго соответствовать учебному плану. Другим основным валеологическим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается с 9 до 11 ч. у младших школьников и с 8 до 12 ч. у старших школьников. Затем начинается снижение работоспособности. В 15 –17 ч. у младших школьников и в 16 – 18 ч. у старших школьников наблюдается второй, относительно меньший, подъем работоспособности, который по продуктивности значительно ступает первому. У младших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч. 30 мин., а заканчиваться в 12 ч. У старших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч., а заканчиваться в 13 ч. У младших школьников умственная работоспособность увеличивается от 1-го ко 2-му, а у старших от 1-го к 3-му уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). Начиная с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока у старших, работоспособность начинает снижаться, но остается еще выше, чем была на 1-м уроке. На 4-м уроке у младших школьников и на 5-м уроке у старших школьников умственная работоспособность уже ниже, чем была на 1-м уроке. Если вводится 5-й урок у младших школьников, а 6-й урок у старших, то на этих уроках работоспособность снижается на 50% по сравнению с 1-м уроком, 6-е уроки у младших школьников и 7-е уроки у старших школьников педагогически неэффективны, так как к этому времени развивается третья фаза утомления.
Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100 %, то в понедельник она будет равняться 98 % (период врабатывания), во вторник (105 %) и среду (109 %) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), а в четверг работоспособность начинает снижаться (96%), в пятницу она еще ниже (95%) и в субботу самая низкая (94%). В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки (математика, физика, иностранный язык, русский язык, контрольные работы) ставить в период наибольшей работоспособности, т.е. 1-2-ми у младших школьников и 1-3-ми у старших школьников. К моменту начала снижения работоспособности, т.е. 3-ми уроками у младших школьников и 4-ми уроками у старших (или предпоследними) надо ставить труд, физкультуру, ИЗО, музыку и другие уроки не связанные с интенсивным умственным трудом. Последними уроками надо ставить уроки не требующие большого умственного напряжения (природоведение, биология, история, география и др.). Если у младших школьников 5 уроков, а у старших 6 уроков, то лучше после третьего урока у младших школьников и 4-го урока у старших школьников проводить час здоровья (с 11 ч 30 мин до 12 ч 30 мин) на открытом воздухе. В понедельник и субботу расписание должно быть облегченно за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. (Раньше, как исключение, разрешалось сдваивать уроки. Это было связано с дефицитом преподавателей труда.) Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скапливались уроки, требующие много времени для выполнения домашних заданий. На выходные и праздничные дни запрещено давать домашние задания, поэтому на понедельник надо ставить уроки, не требующие подготовки дома.
В соответствии с недельной динамикой умственной работоспособности в четверг надо делать «разгрузочный» день с уменьшиным объемом учебной нагрузки, с экскурсиями и прогулками.
2. Познакомиться с таблицей И. Г. Сивкова.
При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Продолжительность же всей учебной недели определяется по следующей таблице:
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем на 10 баллов. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество балов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки в недельном цикле следует таким образом, чтобы её наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегчённым днём. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели. 3. Заполнить таблицу «Гигиеническая учебного расписания», предложенного преподавателем, сделать заключение, разработать рекомендации по коррекции и предложить собственный вариант в соответствии с гигиеническими требованиями.
Гигиеническая оценка учебного расписания № варианта _________
Заключение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант расписания в соответствии с гигиеническими требованиями.
Работу выполнил_____________________________ Подпись преподавателя__________________________________
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Варианты индивидуальных заданий:
Вариант 1. 1-й класс.
Вариант 2. 2-й класс.
Вариант 3. 3-й класс.
Вариант 4. 4-й класс.
Вариант 5. 5-й класс.
Вариант 6. 6-й класс.
Вариант 7. 7-й класс.
Вариант 8. 8-й класс.
Вариант 9. 9-й класс.
Вариант 10. 10-й класс.
Вариант 11. 11-й класс.
Контрольные вопросы: 1. Какие требования предъявляются к расписанию уроков? 2. В какое время наблюдается наиболее высокий уровень умственной работоспособности у младших и старших школьников? 3. Какова динамика умственной работоспособности школьников в течение учебного дня? 4. Какова динамика умственной работоспособности в течение недели? 5. В какое время должны начинаться и заканчиваться уроки в начальных и старших классах? 6. Как распределяются учебные предметы по уровню сложности? 7. Как в соответствии с уровнем трудности ранжируются учебные предметы? 8. Почему запрещено сдваивать уроки? 9. Когда рекомендуется проводить «Час здоровья»? 10. Как должна распределяться учебная программа в недельном цткле в соответствии с подходом И. Г. Сивкова?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|