Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения

Порой ребенок оказывается в незнакомой ситуации, где все для него ново, непривычно: обстановка, люди. При изменении привычной среды он теряется, резко снижается его эмоциональный фон. Малыш испытывает серьезный стресс, если мама не приходит на помощь. А следовательно, утрачивается и важнейшее базовое образование — чувство защищенности.

В качестве пространства адаптации малыша к новым условиям выступает дошкольное учреждение.

Проблема приспособления ребенка к условиям общественного воспитания привлекала внимание таких ученых как Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н.Д. Ватутина и др.. Ученые доказали, что поступление ребенка в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

У всех детей в возрасте 1—3 лет наблюдается ярко выраженное де-задаптационное состояние. Дезадаптация — состояние человека при интеграции в социум, сопровождающееся глубокими нарушениями психофизического здоровья.

Попадая в незнакомую социальную среду, дети переживают тяжелейший стресс, характеризующийся нарастанием дезадаптационного поведения и сопряженный со значительным снижением познавательной активности и ориентировочных реакций.

Социальная адаптация в дошкольной педагогике рассматривается как медико-психолого-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в тесном взаимодействии с мамой, в общении с другими взрослыми и сверстниками, в хорошем медицинском обслуживании и правильной организации воспитательного процесса.

Сложившаяся система воспитания малышей ориентирована в первую очередь на удовлетворение их витальных потребностей и уход за ними.

Начало учебного года — трудная пора для многих детей первых лет жизни, так как это период адаптации к новым условиям дошкольного учреждения. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей, они не выносят перегрузок и заболевают. Родителям тяжело видеть неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу дошкольного учреждения. Дети нервничают, беспомощны. Это затрудняет работу воспитателя, которому нужно успеть сделать все необходимое по режиму, заодно хоть на время успокоить новеньких, уделить внимание остальным малышам.

Период привыкания детей к условиям дошкольного учреждения — неизменно сложная проблема. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактических мероприятий. Но эти меры лишь несколько смягчили остроту проблемы, но не решили ее.

Н.М. Аксарина, один из основоположников науки о раннем возрасте, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, любовно ухаживает за ним, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет. То же происходит и с ребенком. Нельзя неожиданно разлучать его с мамой, рушить сложившиеся стереотипы, оставлять это беспомощное существо в незнакомой обстановке без поддержки, окружать незнакомыми людьми, не предоставляя ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью.

На помощь врачам пришли педагоги. Они включились в решение данной проблемы, составили комплексы развлекающих мероприятий, рекомендаций по индивидуальному подходу к новеньким на основе тщательно разработанных анкет, опросников для беседы с мамой (Как ласково называют малыша дома? Каким игрушкам он отдает предпочтение? Может ли он самостоятельно занять себя? Как и что ест малыш? Как и где спит? и т.д.). Воспитателю предлагалось посетить семью будущего подопечного с целью ознакомления с особенностями его развития и воспитания. Но родители не понимали, чего от них хотят, отделывались малозначащими фразами: «Проблем с воспитанием ребенка у нас нет», «Оля умеет все, но ленится делать сама», «Дочка выполняет поручения, если они ей нравятся», «Умеет раздеваться и одеваться, но балуется» и т. п. Воспитатели, посещая незнакомую семью, в большинстве случаев чувствовали себя скованно, не видя конструктивных результатов данного мероприятия. Попытки найти точки соприкосновения семьи и дошкольного учреждения, разработать общие подходы к малышу оказались малоэффективными. Дети по рекомендации педагогов приходили в группу с любимыми игрушками, ходили за ручку с приглянувшимся взрослым, но продолжали все так же страдать, переступив порог дошкольного учреждения.

Следует отметить, что родители осознают значимость проблемы подготовки ребенка к школе, но игнорируют немаловажную проблему подготовки малыша к дошкольному учреждению. Они не информированы в плане решения данной проблемы и даже не предполагают, чем можно помочь ребенку в период адаптации. Родители фактически отстранены от участи в этом процессе, полностью полагаясь на специалистов дошкольного учреждения. Отсутствуют и организационные формы взаимодействия родителей и служб дошкольного учреждения, что смогло бы обеспечить малышу действенную помощь и поддержку в этот трудный для него период.

Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин, например, от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие малыши тяжело и болезненно переносят разлуку с мамой, длительно привыкают к новой обстановке, чаще болеют.

Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тетушки и дядюшки, братья и сестры, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно знающий, чего от кого можно ожидать, и в группе сравнительно легко идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Легко и быстро адаптируются и те дети, которых родители часто оставляют на попечение соседки, отвозят на недельку погостить к бабушке или берут с собой в шумную компанию друзей. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Жизненный опыт их богат и разнообразен. Эти дети, войдя в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а что нельзя. Им импонирует обилие разных помещений и радует разнообразие игрушек.

Резко отличается поведение детей, родители которых ведут замкнутый образ жизни. Их круг общения ограничен. Папа целыми днями работает, и мама все время находится с малышом одна. У ребенка обостряется привязанность к матери: оставшись без нее даже на короткий срок, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым, может вызвать у ребенка невроз.

Многое зависит от возраста ребенка. Малыш первого полугодия жизни еще не в состоянии отличать близких взрослых от незнакомых людей. Он спокойно принимает помощь любого взрослого, который вовремя кормит и укладывает его спать, обнимает, поет, носит на руках. Поэтому дети младше 6—7 месяцев, поступая в ясельную группу, не испытывают трудностей адаптационного периода, если часы кормления и сна не нарушаются. Однако даже этим малышам нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, незнакомым рукам и даже к тембру голоса воспитателя. С целью выработки единых подходов к ребенку в беседах с родителями воспитатели уточняют, чем малыша кормят дома, каковы характер и длительность отрезков дневного сна, в каких условиях он протекает; выясняют особенности воздействия на ребенка в часы бодрствования, при кормлении и укладывании.

Относительно спокойно период привыкания к дошкольному учреждению протекает у детей в возрасте 3,5—4 лет. В этот период ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основе личных симпатий у него начинают складываться избирательные отношения со сверстниками, появляются друзья, его манят «неизведанные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживании разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт.

Дети в возрасте 6 (7) месяцев —3 (3,5) лет крайне тяжело переносят адаптационный период.

К услугам дошкольных учреждений родители в основном обращаются, когда малышу исполняется 1 год 6 месяцев —2 года. В этом возрасте ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь, может рассказать о своих проблемах, не столь существенно зависит от помощи взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в критическом для него положении.

При поступлении в детский сад детей по характеру поведения условно можно разделить на три группы:

В первую группу входит большинство детей. Они резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери, с яростью разбрасывая предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, исчерпав силы, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уронив голову на стол, чтобы, передохнув, через 3—4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают к новой обстановке в течение 20—30 дней.

Вторая группа — немногочисленная. Эти дети замыкаются после расставания с мамой, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Находясь в крайнем напряжении, они еле сдерживают рыдания, сидят без движений, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их или усадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют на предложения взрослого, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт и, только увидев в дверях маму, оживают. С трудом передвигая ноги, они устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится около двух месяцев и протекает очень сложно. Дети часто болеют.

В третью группу входят коммуникабельные, общительные малыши. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается со взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу, общается со взрослыми. Его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать о том, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат или друг. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что повидать, с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы. Но такая идиллия длится не более 2—3 дней, на большее у него не хватает ни сил, ни объема информации. А взрослые не могут поддерживать высокий уровень потребностей малыша, не удовлетворяют его притязания на признательность, так как не владеют информацией о нем. Через 2—3 дня, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

На практике адаптационный период проходит стихийно. Детей не готовят заранее к новым для них условиям. Ребенка неожиданно «вырывают» из комфортных, привычных условий проживания и «бросают» одного без всякой помощи со стороны любимых взрослых в незнакомые, а значит, враждебные условия. Очутившись в чужой обстановке без помощи и поддержки мамы, ребенок испытывает отчаяние, сильнейший психологический стресс. В этих условиях происходит разрыв симбиотических связей, утрачивается одно из важнейших базовых образований—чувство защищенности, которое позволяет ребенку сохранять спокойствие (пусть и относительное), находясь рядом с мамой.

Положение малыша усугубляется и тем, что он впервые сталкивается с новыми для себя условиями, в которых он выступает уже не в роли любимого и единственного ребенка, окруженного вниманием и заботой взрослых, а в роли одного из членов детского коллектива. Вместо привычных предложений «Хочешь (не хочешь) гулять?» он слышит: «Заканчивай играть, пора на прогулку!» Он должен, но пока не умеет подчиняться четкому режиму, выполнять много новых правил, предписывающих, как вести себя в той или иной ситуации. Без мамы ему не справиться с этой проблемой.

Попав к незнакомым людям, ребенок чувствует свою беззащитность, свое неумение налаживать контакт со взрослым, решительно отказывается от общения. Малыш не воспринимает речь взрослого, ему непривычны его тембр голоса, дикция. Он отказывается вникать в смысл слов незнакомого человека, в результате чего создается впечатление, что ребенок отстает в развитии.

Ребенок испытывает крайнюю степень неприятия незнакомого человека и даже панику, когда взрослый пытается произвести с ним какие-то манипуляции, вторгается в его жизненное пространство (пытается одеть, накормить, посадить на горшок). Находясь в нервном возбуждении, ребенок не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе он остается голодным. Кормить же насильно детей нельзя. Во-первых, у них может быть избирательное отношение к каким-либо продуктам питания; во-вторых, даже незначительный кусочек (моркови, картофеля и др.) может затруднить глотание, в-третьих, можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятное ощущение и даже рвоту, которая способна привести к анорексии (когда рвотные позывы появляются при виде пищи). Состояние малыша усугубляют незнакомые запахи новой для него пищи. Посуда, мебель тоже не такие, как дома.

Находясь в глубоком стрессовом состоянии, ребенок не способен сам ориентироваться в окружающей обстановке. Его пугает достаточно большое пространство групповой комнаты, настораживает обилие дверей, больших окон. Ребенку нужно время, чтобы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут его за руку и ведут в другие помещения, в туалетную комнату с множеством полотенец, раковин, зеркал, угрожающим шумом сливных бачков и пытаются усадить на не знакомый ни по цвету, ни по форме горшок. Малыш упирается изо всех сил. Ему страшно, хочется побыстрее сбежать из этого помещения, и все усилия взрослых остаются безрезультатными. Вскоре меняя штанишки малышу, воспитатель ворчит: «За два года мамаша не удосужилась приучить к горшку». А надо всего лишь взглянуть с участием в полные отчаяния глаза ребенка и понять его состояние.

Вернувшись в групповую комнату, малыш не успевает передохнуть, а его уже ведут в другую комнату с множеством кроватей. Ему некогда даже осознать, что его ждет: его быстро раздевают и укладывают в незнакомую кровать. Если у малыша еще есть силы, он протестует, кричит; если нет—лежит неподвижно, боясь пошевелиться, закрыть глаза.

Фрустирующие (Фрустрация — негативное состояние, связанное с невозможностью достичь поставленную цель) обстоятельства оказывают резко отрицательное воздействие на эмоциональное состояние детей, их самочувствие, что значительно затрудняет социальную адаптацию в новых условиях воспитания.

Положение ребенка усугубляется и тем, что его домашний режим разительно отличается от режима, по которому ему приходится жить в дошкольном учреждении. Он привык к своему режиму, характерному для всех домашних малышей: подъем в 9.00, завтрак —в 9.30, прогулка—с 12.00 до 14.00, обед —в 14.30, дневной сон —с 15.00 до 18.00, ночной сон с 22.00. Теперь его будят в 7—7.30, куда-то ведут, оставляют в незнакомом помещении без мамы. В 8.30 его пытаются накормить незнакомые люди, но безрезультатно. В 10 часов на прогулке он начинает испытывать чувство голода, плачет, не понимая своего состояния. С помощью взрослого малыш несколько успокаивается, отвлекается. Возвращение в группу дается ему нелегко, и от обеда он опять отказывается. В 14 часов, когда ребенок действительно хочет есть, приходится лежать в кровати, испытывая чувство голода. К 15 часам малыш все же привычно засыпает, но в детском саду это время как раз приходится на подъем детей.

В практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания ребенка в дошкольном учреждении ограничивается: малыш находится в группе до обеда или до укладывания на сон. Но и этого времени бывает слишком много, чтобы хрупкому детскому организму самостоятельно, без помощи мамы выстоять перед неожиданно обрушившейся лавиной тяжелых испытаний.

Вернувшись домой, первое, что испытывает ребенок, — чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, он не отпускает от себя маму ни вечером, ни ночью, долго не может заснуть, часто с плачем просыпается ночью.

Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило, через 3-4 дня ребенок заболевает. Организм малыша ослаб, так как на протяжении нескольких дней он находился в длительном стрессовом состоянии, недоедал, недосыпал. К тому же он попал в чужеродную анаэробную среду (а это уже испытание для детского организма). В группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или течет из носа. Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети.

Под воздействием фрустирующих факторов резко изменяется поведение детей. Временно утрачиваются навыки самообслуживания. Дети, начавшие недавно говорить, замолкают, начавшие ходить —возвращаются к ползанию. На фоне стресса могут появиться успокаивающие вредные привычки (сосание пальца, раскачивание).

Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций. Узнав от воспитателей о том, как малыш вел себя в группе, родители бывают удивлены и озадачены. Они узнают о новых, неизвестных ранее особенностях поведения своего малыша.

И все же через некоторое время (у каждого оно свое) адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги отмечаются в стабилизации эмоциональной сферы.

Ребенок перестает плакать при расставании с родителями, начинает адекватно реагировать на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, по мере возможностей обслуживает себя, может заняться игрой. Как только малыш успокаивается, у него появляется аппетит. Он спокойно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную порцию. Появление эмоционального положительного настроя (хотя еще и неустойчивого), затем аппетита и в последнюю очередь относительно спокойного и достаточного по длительности сна малыша как в дневное, так и в ночное время — все эти признаки свидетельствуют о завершении адаптационного периода.

Некоторые неопытные воспитатели спешат в первый же месяц жизни детей в группе выявить уровень их развития, не согласуя его с оценкой родителей. По окончании адаптации они устало вздыхают: «Достаточно нам было поработать с каждым ребенком каких-то полтора месяца — и мы вывели всех на нормальный уровень развития!», — не считаясь с тем, что все свои силы ребенок был вынужден тратить на то, чтобы в столь нежном и хрупком возрасте самостоятельно преодолеть серьезнейшие жизненные испытания. Как только он адаптировался и успокоился, восстановились временно утраченные умения и навыки.

Адаптация — длительный процесс, который необходимо разделить на два этапа. Каждый этап имеет свои цели и задачи, которые не всегда совпадают у родителей и воспитателей.

Первый этап — подготовительный. Он длится 4—5 месяцев. Второй этап — основной, его длительность полностью зависит от того, насколько глубоко родители прониклись серьезностью данной проблемы, поняли, что необходимо быть рядом с малышом до его полного привыкания, помогать ему, что нельзя травмировать его психику в этот сложный период. Успешность адаптации детей на этом этапе зависит и от мастерства воспитателя, и от того, как четко будет руководить этим процессом психолого-педагогическая служба дошкольного учреждения. В таких условиях неизменно рождается союз взрослых единомышленников, от чего выигрывает и ребенок, и взрослые.

Первый этап — подготовительный — начинается с первого общего родительского собрания, которое администрация дошкольного учреждения проводит за 4—6 месяцев (февраль) до поступления детей в группу. На собрании заведующая знакомит родителей с сотрудниками административного аппарата, персоналом группы, рассказывает о традициях и текущих задачах учреждения, подчеркивает, что в период адаптации детей мама должна находиться рядом. Затем показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения. Старший воспитатель и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние в период адаптации.

Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально-типологических особенностей и его подготовленности к этому серьезному этапу жизни. Родителям дают рекомендации, которые помогут им к августу подготовить малыша к поступлению в дошкольное учреждение:

  • привести домашний режим в соответствие с режимом группы (родители записывают режим дня в дошкольном учреждении);
  • познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда (родители записывают рекомендованное меню);

· по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании (см. показатели развития детей), чтобы он чувствовал себя уверенно среди сверстников;

· расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении, обогащать его жизненный опыт: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице;

  • формировать у ребенка положительное отношение к детскому саду («Смотрите-ка, а Танюшка совсем большая стала, уже в детский сад собирается! Там хорошо, весело, интересно!»). Нельзя пугать ребенка: «Не хочешь есть сам? Вот пойдешь в детский сад —там тебя быстро научат!» Следует говорить: «Учись есть сам —тогда тебя возьмут в детский сад». Родители должны вспоминать яркие события из собственной «детсадовской» жизни; придумывать истории о том, как мишка отправился в детский сад и др.;
  • расширять рамки социального опыта малыша: оставлять на время у бабушки, обедать у товарища по песочнице и т.д., но при этом обязательно повторять: «Я скоро приду!» Ребенок должен удостовериться на практике, что это не пустая фраза, он должен верить маминым словам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...