Тема 7. Актуальные проблемы современной психологии образования.
Тема 1. Актуальные проблемы предмета психологической науки и ее парадигмального строя. Связь теории и практики в психологии.
Семинар 1:
1. Специфика общепсихологического знания в разных областях психологической науки (психологии личности, педагогической, возрастной, социальной, перинатальной, гендерной психологии, психотерапии, психокоррекции, нейропсихологии).
2. Деятельностный подход к пониманию функционирования психологической реальности.
3. Системный подход к пониманию функционирования психологической реальности.
4. Связь теории и метода в психологии в историко-психологическом контексте.
5. Исторический контекст развития методов в психологии.
Семинар 2:
1. Преимущества основных методов в психологии и практике использования психологических знаний.
2. Ограничения основных методов в психологии и практике использования психологических знаний.
3. Соотношение экспериментального подхода и моделирования в научно-исследовательской практике психологии.
4. Соотношение наблюдения и корреляционного подхода в научно-исследовательской практике психологии.
5. Типы и способы проверки психологических гипотез.
Семинар 3:
1. Идеографический подход в психологии.
2. Номотетический подход в психологии.
3. Основные проблемы развития экспериментальной психологии.
4. Основные проблемы развития психодиагностики.
5. Основные проблемы развития моделирования в психологии.
Тема 2. Проблема психологического изучения сознания.
Семинар 1:
- Структура сознания в деятельностном подходе.
- Субъектный подход в анализе сознания.
- Психологические системы и структура сознания Л.С. Выготского.
- Психологические системы и структура сознания А.Н. Леонтьева.
- Психологические системы и структура сознания Б. Ф. Ломова.
Семинар 2:
- Бытийный, рефлексивный и духовный уровни сознания в концепции В.П. Зинченко.
- Культурно-историческое понимание сознания.
- Диалогическое понимание сознания.
- Континуум сознания и бытия в подходе М.К. Мамардашвили.
Семинар 3:
- Самосознание и самопонимание личности: разные подходы.
- Интеграция когнитивного и экзистенциального подходов в психологии понимания.
Тема 3. Принципы активности и неопределенности: актуальность и дискуссионность введения новых принципов в психологию и соотнесение разных парадигм.
Семинар 1:
- Новые принципе в науке: основания введения.
- Проблема внимания в свете современных представлений и фокусе и периферии сознания.
- Проблема внимания в рамках деятельностного подхода.
- Проблема активности (вюрцбурская школа).
- Проблема целеобразования (О.К. Тихомиров).
Семинар 2:
- Актуальные проблемы в современных исследованиях мышления (новообразования и мышление в условиях неопределенности).
- Активность в неклассической психологии личности.
- Проблема толерантности: когнитивный и личностный аспекты.
- Социально-психологический подход к проблеме толерантности.
- Общепсихологический подход к проблеме толерантности.
Семинар 3:
- Принцип неопределенности: проблема соотнесения стадий развития науки и собственно психологического знания.
- Понимание регулятивных структур на основе принципа неопределенности.
- Психология принятия решений (от замкнутых регулятивных профилей к динамически открытым системам)
Тема 4. Актуальные проблемы соотнесения когнитивных и эмоционально-личностных сфер психики человека.
Семинар 1:
- Проблема «сознание и эмоции» - современное видение.
- Проблема «разум и эмоции» - современное видение.
- Проблема «единство интеллекта и аффекта» - современное видение.
- Смысловая регуляция познания.
- Вербально-дискурсивная система когнитивной сферы.
- Интуитивная система когнитивной сферы.
Семинар 2:
- Интуитивная регуляция интеллектуальных решений.
- Имплицитные концепции интеллекта.
- Имплицитные концепции личности.
Семинар 3 (дискуссия):
- «Ловушки ума, эвристическое мышление или экологичные способы регуляции решений и действий человека» («проспективная» теория А. Тверски и Д. Канеман – теория экологического интеллекта Г. Гигеренцер)
Тема 5. Новые подходы к регуляции познания и деятельности человека.
Семинар 1:
- Рациональность в методологии науки и психологических исследованиях.
- Современный взгляд на диалектическое мышление.
- Интеллект как ограниченный ресурс.
- Проблема критериев рациональности решений и действий человека.
Семинар 2:
- Современные подходы к уровневым концепциям в психологии познания и личности.
- Саморегуляция и метакогниции в подходе В. Джеймса.
- Саморегуляция и метакогниции в подходе Ж. Пиаже.
- Саморегуляция и метакогниции в подходе Л.С. Выготского.
Семинар 3:
1. Современные исследования метамышления и интеллектуально-опосредованного мышления (А.В. Карпов, Т.В. Корнилова).
2. Прикладные аспекты изучения саморегуляции.
3. Модели автобиографической памяти и их развитие.
4. Проблема экспертизы адекватности воспоминаний.
5. Современные теории и прикладные проблемы семантических сетей, рабочей памяти и когнитивного контроля.
Тема 6. Соотношение понятий «деятельность» и «общение». Возвращение проблематики исследований интеллекта в отечественную психологию.
Семинар 1:
- Деятельность как категория философии и психологии.
- Общение как один из видов деятельности (А.Н. Леонтьев) или как сторона образа жизни человека, рядоположенная с деятельносью (Б.Ф. Ломов) – научный спор.
- Качественные различия и синкретическое единство деятельности и общения как компонентов человеческой активности.
Семинар 2:
- Генетические основы деятельности и общения.
- Виды деятельности и общения.
- Функции деятельности и общения.
- Роль общения как канала воздействия на личность.
- Роль общения для саморазвития личности.
Семинар 3:
- Проблема исследования интеллекта и мышления.
- Проблема понимания интеллекта как ресурса.
- Интеллектуальные способности: единый фактор или множественный характер.
- Дифференциация представлений об интеллекте (академический, практический, социальный, эмоциональный, культурный, духовный)
- Способности как национальный капитал.
Тема 7. Актуальные проблемы современной психологии образования.
Семинар 1:
- Проблема креативности в современном звучании.
- Интеллект и креативность как предикторы академических достижений.
- Самосознание, Я-концепция и академическая Я-концепция – соотношение понятий.
- Роль самосознания и мотивации в учении.
- Имплицитные теории и целевые ориентации, их роль в образовании.
Семинар 2:
- Проблема обучения одаренных детей и лиц со специальными образовательными нуждами.
- Построение лонгитюдных исследований изучения креативности учащихся.
- Глобализация в сфер образования – проблема культураного перноса представлений об интеллекте.
- Адаптация методов изучения и измерения способностей в сфере образования.
- Крупномасштабные кросс-культурные исследования успешности обучения.
Семинар 3:
1. Проблема соотношения методов обучения и индивидуальных особенностей в академических достижениях учащихся.
2. Проблема соотношения опоры на теории учебной деятельности и когнитивные теории интеллекта при построении образовательных программ.
3. Психологическая служба в учебных завелениях.
4. Цели, задачи и методы работы психологической службы.
5. Профилактическая и реабилитационная психологическая помощь как направления деятельности психологической службы образовательного учреждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: