Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликтологическая практика





МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. Шолохова

 

 

Факультет:

«Институт политики права и социального развития»

Направление: «Организация работы с молодежью»

Реферат на тему «Конфликтология в России»

По дисциплине: «Социальные конфликты в молодежной среде»

 

Выполнила:

студентка II курса

очного отделения

Левкина Виктория

Преподаватель:

Максименкова М.В.

 

Москва, 2013


 

Конфликтология в России

Исторические документы неопровержимо свидетельствуют о том, что вражда между людьми в обществе была так же обычна, как согласие и сотрудничество.

Как справедливо отмечает И.А. Кох, в истории общественной мысли по этому поводу сложились два противоположных подхода. Согласно одной концепции, общество базируется на согласии и сотрудничестве, общественном порядке и единстве, являющимися выражением одной воли. Только такое общество способно нормально развиваться. Сторонники противоположной концепции считают, что единство и порядок в обществе могут опираться только на силу, принуждение, господство одних и бесправие других. В этом случае конфликт рассматривается как естественное явление общественной жизни.

При всей противоположности этих концепций ни одна из них не отражает в полной мере действительность. Исторический опыт показывает, что бесконфликтная модель общества является иллюзией, а с другой стороны, согласие и сотрудничество являются основой интеграции общества и его успешного поступательного развития.

Только начиная со второй половины 20 века, когда на Западе появился целый ряд работ, специально посвященных анализу конфликтов, можно говорить о конфликтологии как о самостоятельной области знания.

Конфликты сопровождают и обуславливают историю общества, государств, народов и личную жизнь каждого человека. Однако в советской науке долгое время понятие конфликт возникало только в контексте изучения западного образа жизни: у них конфликты были, а у нас нет. Важнейшей чертой идеологии социализма был принцип единства, который носил всеобщий характер: единство советского народа, стирание границ между умственным трудом и физическим, единство партии и народа, сближение города и деревни, единство рабочего класса и крестьянства с советской интеллигенцией и т.п. Данный способ видения социальной действительности пронизывал все сферы общества. Даже в литературе и искусстве господствовал принцип бесконфликтности. Конфликты могли быть только проявлением враждебной западной идеологии или пережитков прошлого. Необходимо отметить, что определенные основания для социалистической идеологии были, так как общество тоталитарное отличается от демократического меньшей свободой, а следовательно, и меньшей конфликтностью.



Представление о социализме как обществе, лишенном социальных противоречий, невольно накладывали запрет на изучение противоречий и конфликтов не только в политической области, но и в экономике, культуре. Другими словами, в тоталитарном обществе конфликт как нормальная форма взаимодействия между людьми исключается.

Отношение к конфликтам в тоталитарном и демократическом обществах прямо противоположно. В первом они рассматриваются как аномальное явление, а во втором как неотъемлемая сторона взаимодействия между людьми.

Тоталитарное общество характеризуется высокой степенью однородности социальной структуры, единообразием общественного порядка и жестко централизованным государственным управлением. Обычным атрибутом такого общества является моноидеология с присущими ей мифами. Одним из таких мифов является отсутствие конфликтов в обществе, якобы вытекающее из однородности социальной структуры, равенства и равноправия всех людей.

В таком обществе нет места конфликтам, а когда они все же возникают, то рассматриваются как аномалия, как дисфункция, нарушающая нормальный ритм функционирования социальной системы. Отсюда и способ разрешения возникающих конфликтов: подавить, ликвидировать силой, убрать лидеров.

Идеал тоталитарного общества стабильность, порядок. Это достигается преимущественно силовыми методами. Своеобразное отношение тоталитарного общества к конфликтам проявляется и в том, что в необходимых случаях искусственно создаются конфликтные ситуации. Для истории советского общества в этом смысле в одном ряду находятся конфликты 1929 года, обострение классовой борьбы в 30-х годах, война в Афганистане. Этот перечень можно продолжить.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что тоталитарные режимы имеют, если можно так сказать, два важных достоинства:

1. относительно высокий уровень социальной защищенности каждой личности (гарантия прожиточного минимума, отсутствие или малая степень безработицы; физическая безопасность, низкий уровень преступности и другие);

2. способность государства сосредоточит ресурсы на одном решающем направлении благодаря жестко централизованной структуре управления (например, на создании мощных вооруженных сил, освоении космоса).

Прямо противоположным является отношение к конфликтам в демократическом обществе, которое предполагает многообразие форм жизнедеятельности, сложную многоуровневую социальную структуру, сосуществование множества социальных групп со своими специфическими интересами. Общественные отношения в демократическом обществе регулируются, прежде всего, на основе норм правовых, нравственных, а не силовыми методами.

Сосуществование различных социальных групп и индивидов базируется на признании специфических интересов друг друга. Борьба за свои интересы закономерно ведет к столкновениям, к конфликтам. Отсюда следует первый важный вывод: в демократическом обществе конфликты являются закономерным явлением.

Итак, конфликты в демократическом обществе не являются аномалией. Их существование обусловлено наличием разнообразных социальных групп, специфическими личными и групповыми интересами и признанием права за каждым стремиться к их реализации.

Второе важное отличие демократического общества от тоталитарного связано с регулированием конфликтных ситуаций и разрешением конфликтов. Для демократического общества характерны признание права за каждым иметь свои интересы, толерантность друг к другу. Отсюда в разрешении конфликтов преобладает стремление к поиску баланса интересов, к поиску компромисса. Основной способ достижения согласия переговоры, учет интересов друг друга, взаимные уступки. Поведение участников конфликта определяется нормами и правилами правовыми, нравственными и другими. Строгое следование юридическим нормам, правовое регулирование и являются альтернативной насилию основой урегулирования конфликта. Не случайно демократическое общество характеризует высокая правовая культура результат многолетней правовой практики правового регулирования конфликтов, прежде всего между субъектами собственности.

Обратим также внимание на следующее обстоятельство. Если в тоталитарном обществе речь идет о разрешении конфликтов, то в демократическом акцент переносится на регулирование конфликтных ситуаций. Насилием можно разрешить конфликт (например, уничтожением одной из конфликтующих сторон), ненасильственные методы далеко не всегда ведут к полному разрешению конфликта, чаще к компромиссу, балансу интересов или балансу сил, то есть урегулированию конфликтных ситуаций к удовлетворению конфликтующих сторон.

В развитых странах с сильными демократическими традициями всегда уделялось много внимания анализу и разработке способов регулирования конфликтных ситуаций.

Становление рыночной экономики и демократизация общественной жизни объективно связаны с признанием конфликта как естественной формы взаимоотношений между людьми. В основе рыночных отношений постоянный конфликт интересов, конкуренция, борьба за ресурсы и рынки сбыта. Демократия неразрывно связана с признанием специфических интересов личности и права борьбы за них, с признанием противоречий в политических отношениях и борьбы за власть. В этих условиях необходимы соответствующие правила поведения в конфликтных ситуациях. Соблюдение этих правил помогает разрешать конфликты с наибольшей выгодой или с наименьшим ущербом.

Исследованием конфликтов занимались и в нашем обществе, главным образом социологи и психологи. Однако в гуманитарных и социальных исследованиях были разрешенные и запретные области. Разрешалось изучать конфликты в межличностных отношениях, в семье, частично в трудовых коллективах, а запрещалось в политической и социально-экономической сферах.

Таким образом, можно констатировать, что в стране, провозглашавшей диалектический материализм Маркса методологической базой для всех наук, на практике исповедовался функционализм с его идеалом единства и гармонии, противоречие же, как источник развития выносилось за границы реального существования советского общества временные (в капиталистическое прошлое) или пространственные (в капиталистическую заграницу). Те же противоречия, которые нельзя было не заметить, назывались родимыми пятнами капитализма или проявлением недостаточной для социалистического общества сознательности отдельных его членов.

И, если вспомнить, что противоречие источник развития по Гегелю и Марксу, то неслучайно 70-80-е гг. называют периодом застоя. Ведь именно в это время приближалось обещанное построение коммунизма (т.е. общества без противоречий) в нашей стране.

Конфликтологическая практика

1. Результаты психологического исследования поведения людей в конфликтах постепенно все больше стали применяться в практике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству справляться с конфликтами. Горовиц и Бордман создали специальную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации. Ч.Освуд предложил методику ПОИР (аббревиатура от ее полного названия: Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для снижения конфликтности в международных отношениях.

2. Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта (Дж. Скотт, Шарон и Гордон Боуэр, Х. Корнелиус и Ш. Фэйр, Д. Дэна, Г. Келман, Т. Крум и др.). Всемирную известность приобрел Гарвардский метод принципиальных переговоров, разработанный Р. Фишером и У. Юри.

3. С 1970-х гг. стала интенсивно разрабатываться методика переговоров с участием посредников медиаторов (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин, Ф. Форсайт и др.). Создание эффективных методов медиации проведения переговоров с помощью медиаторов - привело в 1970 1980-х гг. к тому, что появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного процесса.

4. Предприимчивые американцы первыми сумели перейти от научно прикладных исследований и разработок к внедрению их в повседневную практику. Медиаторство стало профессиональным делом специально подготовленных к нему лиц. В США появились учебные заведения, выпускающие специалистов-медиаторов. Стали создаваться медиаторские фирмы, оказывающие посредническую помощь людям в разрешении самых разнообразных конфликтов - служебных, соседских, семейных, между отдельными людьми, между группами, между организациями. В настоящее время в Америке, по некоторым данным, более половины гражданских исков улаживаются в досудебном и внесудебном порядке с помощью переговоров между конфликтующими сторонами с участием посредников. Во многих штатах при судах работают профессиональные медиаторы, и судьи, прежде чем принять к производству гражданские иски, рекомендует конфликтующим сторонам обратится к ним.

5. 1986 г. был объявлен Организацией Объединенных Наций годом мира. В связи с этим в Австралии был создан Международный центр разрешения конфликтов, ведущий практическую работу по улаживанию конфликтов и обучению этому искусству. Конфликтологические центры с аналогичными задачами возникают во многих других странах.

6. В 1990-х гг. в нашу страну вошла практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов.

А теперь в целом отметим общие тенденции накопления конфликтологических знаний, умений и навыков. Историческое развитие конфликта шло по пути изменения его характеристик:

o росла мера субъектности личности и выделение личности из общности людей;

o изменялся объект конфликта: кроме материального предмета им стали и духовные ценности;

o увеличивалось число способов разрешения конфликта;

o появлялось собственно право субъекта на конфликт, в том числе (с течением времени, и ребенка).

Отсюда можно сделать вывод о том, кто же живет без конфликтов?

1. Предметный мир, мир вещей.

2. Младенец в силу того, что он еще лишь потенциальная личность биологический организм.

3. Психически больной человек, не способный к адекватному отражению реальности в своем сознании.

Таким образом, мы видим, что рост субъектности ведет и к росту потенциальных конфликтов. Чем более тонко организован человек, тем больше у него отличий от других личностей, тем больше шансов вступить с ними в конфликтное взаимодействие.

Среди субъектов конфликтов не бывает, когда:

1. у человека отсутствует свое Я или оно подавленно другим субъектом;

2. субъект не умеет или не хочет видеть за конфликтами отношений (этим индивидуалист отличается от эгоиста: он не замечает других людей как людей, а потому и не борется с ними, т.е. нет конфликта, если мы не воспринимаем другого человека как личность);

3. внешний конфликт переходит во внутренний план и не выражается для окружающих (интровертность);

4. субъект не хочет решать проблему (как страус, прячущий голову в песок: А что, собственно, произошло?);

5. субъект бежит от свободы выбора;

6. субъект видит возможность конфликта на ранней стадии и снимает его на этой ступени (социализация в новых условиях через объяснение правил поведения и норм общения).

Емельянов С.М. определяет возможность найти необходимые и достаточные условия для возникновения конфликта. Нам представляется такая попытка плодотворной.

Необходимыми условиями существования конфликта являются:

o взаимодействие 2 или более субъектов;

o взаимозависимость субъектов, побуждающая их участвовать во взаимодействии;

o наличие различий, лежащих в основе социального взаимодействия;

o сознание данных различий;

Достаточным условием выступает несовместимость притязаний сторон (несовместимость интересов или позиций субъектов), нулевая сумма конфликтного взаимодействия: выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой, а каждый оппонент стремится приобрести для себя что-то за счет оппонента (в отличие от дискуссии экспертов), что ведет к противоборству как форме такого взаимодействия непосредственные действия друг против друга с использованием давления.

 


 

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. [М.: ЮНИТИ, 1999.- 356с

2. Дмитриев А.В. Конфликтология / А.В.Дмитриев. М.: Альфа-М, 2003.

3. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.