Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательная оценка книги

Роман Дименштейн,

Ирина Константинова,

Ирина Ларикова

 

Обзор литературы

О помощи семьям с детьми с нарушениями развития

 

Еще полтора-два десятилетия назад в России практически невозможно было найти литературу об «особых» детях. Это и неудивительно: ведь еще в конце 1930-х годов лечебная педагогика в России была уничтожена, а дети с нарушениями развития на десятилетия были объявлены «необучаемыми» и изолированы в интернатах. С начала 1990-х годов начался процесс возрождения лечебной педагогики в России: появились первые негосударственные организации, возродившие изначально свойственный лечебной педагогике подход. Этот подход позволил синтезировать современные знания и постепенно выстроить целостную систему практической помощи детям с нарушениями развития. Стали публиковаться первые статьи и книги, предлагаю­щие современный — комплексный — подход к занятиям с детьми, появились специализированные Интернет-ресурсы.

Однако и по сей день не только в российской глубинке, но и в крупных городах по-прежнему пока еще ощущается острый дефицит помощи детям с нарушениями развития: не хватает организаций и специалистов, занимающихся с такими детьми. В такой ситуации своевременная комплексная информационная поддержка позволяет реализовать шанс на развитие и достойное будущее ребенка для семьи, воспитывающей такого ребенка в любом уголке России. Книги помогают тем, кто связывает свою жизнь с помощью особым детям: специалистам, которые еще никогда не работали с такими детьми, но хотят этому научиться; родителям, когда им самим приходится создавать организацию и помогать детям.

В последнее время на прилавках книжных магазинов появляется все больше литературы о работе с особым ребенком. Часть этих изданий продолжают традиции классической дефектологии и коррекционной педагогики, другие представляют новые подходы к организации помощи таким детям. Каким же образом семье, воспитывающей такого ребенка, не потеряться в море информации?

Для того чтобы найти книгу, которая необходима для помощи конкретному ребенку, родителям придется овладеть некоторыми приемами и принципами формальной и содержательной навигации. Обсудим их более подробно.

 

Издательства, выпускающие литературу об «особых» детях

В России существует весьма ограниченное число издательств, которые занимаются выпуском подобной литературы. Наиболее известные из них — «Теревинф» (специализируется на книгах по лечебной педагогике и помощи особому ребенку), Издательский центр «Академия» (книги по коррекционной педагогике и специальной психологии), издательства «Владос» и «КАРО» (выпускают книги специалистов факультетов дефектологии МПГУ и РГПУ им. А.И. Герцена). Книгам о помощи особым детям посвящены издательские программы Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДИиМИ) и Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства (ИРАВ). Изредка книги о помощи особому ребенку можно найти в прайсах издательства «Питер». Поэтому в ожидании нужной книги имеет смысл следить за книжными новинками этих издательств. В разных издательствах периодически появляется также мемуарная литература на эту тему (родительский опыт воспитания особого ребенка).

К этой же проблеме можно подойти с другой стороны. Если вы уже знаете название книги, которую хотите иметь, то можно через книжные поисковики в Интернете (findbook.ru, books.google.ru, bookler.ru, ebdb.ru, bookland.ru и др.) найти эту книгу в Интернет-магазинах, определив при этом, какое издательство ее выпускает. Затем нужно найти сайт этого издательства в Интернете и узнать, какие еще книги по данной тематике оно издало, либо же посмотреть в найденном Интернет-магазине другие книги этого же издательства.

 

Поиск книг и другой информации о помощи особым детям
в Интернете

Однако гораздо чаще бывает, что книги ищутся «с нуля»: родители знают конкретные проблемы своего ребенка и хотели бы найти качественную литературу о том, как ему помочь. В этом случае целесообразно использовать тематические поисковые возможности Интернета.

Удобный и качественный поиск таких книг существует на сайтах:

osoboedetstvo.ru (портал «Особое детство») в разделе «Полезные книги». Здесь можно найти список книг о помощи особым детям с аннотациями (рубрика «Полезная литература»), ознакомиться с текстами книг, содержащемися в электронной библиотеке «Особый ребенок», а также посмотреть или скачать видеоматериалы о помощи особым детям. Отсюда же можно выйти в интересную быстро развивающуюся поисковую систему infodisability.org — сайт информационных ресурсов, ориентирующийся на современные подходы к помощи детям с нарушениями развития и их семьям. Здесь можно найти практически всю информацию о книгах, статьях, журналах, видео-, аудиоматериалах, подготовленных в Беларуси, России, Украине на эту тему. Целый раздел на портале «Особое детство» («Правовая защита») посвящен защите прав особого ребенка на образование и реабилитацию. Он включает электронный тренажер для родителей, обсуждение опыта и концептуальных подходов в защите прав особого ребенка, юридическую Интернет-консультацию (можно задать вопрос юристам, или найти ответ на тревожащий Вас вопрос в рубрике «Юридическая консультация») и правовой форум;

– terevinf.ru (в разделе «Литература по лечебной педагогике»);

– autism.ru (в разделе «Библиотека») — книги, посвященные помощи детям с аутизмом.

 

Содержательная оценка книги

Вы нашли книгу, которая по формальным параметрам удовлетворяет вашему требованию: она посвящена помощи детям, имеющим именно те особенности и проблемы развития, что и ваш ребенок. Однако будет ли она вам полезна? Вот тут наступает черед содержательной оценки книги, которую вы держите в руках или текст которой видите на экране компьютера.

По каким же параметрам оценивать качество книги?

Нам кажется очень важным попытаться понять при беглом просмотре подход к развитию особого ребенка, которого придерживается автор. Например, есть книги, в которых декларируется возможность эффективной помощи особому ребенку усилиями лишь одного узкого специалиста. Тем самым отвергается командный подход к работе — согласованные действия различных специалистов, совместно строящих и выполняющих программу помощи ребенку. Обычно в таких книгах не рассматривается возможность разумного сочетания групповых и индивидуальных занятий. Такие подходы представляются весьма сомнительными; книга, где они излагаются, вряд ли окажется полезной для ребенка.

Другие авторы открыто заявляют, что представляют только часть сложной системы помощи особому ребенку — так, советы логопеда по развитию речи могут сопровождаться ссылками на другие пособия, указаниями на необходимость работать также над развитием познавательной и эмоционально-волевой сферы. Такие книги нам представляются наиболее перспективными и интересными, реализующими новый подход к помощи особым детям.

В работе с ребенком, имеющим особенности развития, очень важно правильное распределение ответственности. Большинство «классических» трудов предлагает ответственность за состояние ребенка переложить на врача или педагога. Их авторы словно игнорируют наличие у ребенка родителей, обеспокоенных его проблемами и готовыми принять активное участие в работе с ним. Хотя именно родители проводят большую часть времени вместе с ребенком и именно они наиболее заинтересованы в улучшении его состояния, авторы подробно рассказывают, что должен делать с ним врач и педагог. Обилие специальных терминов делает такую книгу практически недоступной для родителей.

В то же время среди современной литературы появляется все больше книг, ориентированных именно на родителей. Это не только популярные пособия, в которых приводятся конкретные приемы взаимодействия с ребенком, обучения его необходимым навыкам. Есть и книги, цель которых — дать возможность родителям стать партнерами педагога, психолога и врача, не только выполнять их рекомендации, но и самим понимать особенности своего ребенка и выстраивать работу по преодолению трудностей. Как правило, такие издания написаны хорошим языком, понятным непрофессионалу; специальные термины сопровождаются объяснениями.

Наряду с аккуратным изложением теории в таких книгах даны и корректные рекомендации, которые позволят родителям организовать взаимодействие с ребенком дома. При таком подходе становится возможным разделить между родителями и специалистами ответственность за развитие ребенка, а также дать и тем и другим возможность внести свой вклад в общую работу. В число таких книг входят: книга Нэнси Финни «Ребёнок с церебральным параличом» (М.: Теревинф, 2001) — одно из лучших западных руководств по оказанию помощи детям с ДЦП, написанная специально для родителей, воспитывающих таких детей; книга Михаэля Брамбринга «Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье» (М.: Академия, 2003), прекрасно передающая атмосферу партнерства родителей и специалиста, общее стремление решить конкретные проблемы ребенка; книга Ильвы Эльнебю «Без твоего прикосновения я умру» (Минск: БелАПДИ, 2003) о тактильном взаимодействии родителей с особым ребенком, способствующем решению многих проблем ребенка.

Необходимо отметить и такую тенденцию в развитии современной литературы, как появление книг о работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития (выраженные и тяжелые случаи аутизма, детского церебрального паралича, тяжелые генетические синдромы и др.), а также разными вариантами сочетанных нарушений. Раньше подобной литературы практически не существовало. Можно было найти, например, руководство по работе со слепыми или слабослышащими детьми, не имеющими при этом других нарушений; но книг о том, что делать с ребенком, у которого нарушения зрения сочетаются с особенностями интеллекта или эмоционально-волевой сферы, — в прежней литературе не было вовсе. Нельзя сказать, что спрос на такие книги удовлетворен, но такие книги уже появляются. Ярким представителем такой литературы является, например, книга «Дети с синдромом Ретта» (М.: Теревинф, 2009), где наряду с советами специалистов описана жизнь семьи, воспитывающей такого ребенка, полная испытаний, преодолений и настоящих открытий. Система представленных в этой книге реабилитационной, педагогической и социально-правовой поддержки может использоваться для работы с детьми и с другими множественными нарушениями.

При работе с детьми, имеющими особенности развития, предлагается использовать большое количество разных методик. Особый интерес представляют методики, являющиеся универсальными. Так, правильно организованная арт-терапия или музыкальная терапия позволяют работать с разными группами детей - от имеющих «пограничные» нарушения до тяжелых случаев аутизма, нарушений двигательной и интеллектуальной сфер. Примером такой литературы является книга Ю. Красного «Арт — всегда терапия» (М.: Межрегиональный центр управления и полит. консультирования, 2006) — образное, доступное и увлекательное пособие, посвященное развитию особых детей средствами искусства. Сюда же можно отнести книгу Дж. Алвина и Э. Уорик «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» (М.: Теревинф, 2004) — практическое пособие, рассказывающее об опыте использования музыки в работе с аутичными детьми и отличающееся деликатным и уважительным отношением терапевта к ребенку.

В упомянутой выше книге ярко проявилось характерное отличие современной литературы от традиционной — авторы стали понимать важность учета эмоционально-волевой сферы ребенка. Это связано с особенностями современного подхода к помощи таким детям: если раньше лишь немногие специалисты рекомендовали установить с ребенком эмоциональный контакт, то теперь все чаще говорят о мотивации к работе, о личностных особенностях, интересах. Раньше вся необходимая помощь сводилась к занятиям с логопедом и дефектологом (ну и конечно, к лечению). Теперь среди работающих с ребенком специалистов почти всегда присутствуют психологи, которые не только «отвечают» за эмоциональную сферу, но и психологически поддерживают родителей. Это позволяет достичь значительно более высоких результатов.

Специалист, видящий в ребенке не набор «отклонений», а целостную личность со своими особенностями — не только мешающими адаптироваться в обществе, но и составляющими его достоинства, — легче сможет понять, как же помочь именно этому ребенку, воспользоваться его сильными сторонами для компенсации слабостей. Потому и качественная литература учитывает эту особенность работы с детьми: таким подходом к ребенку пронизано сериальное издание «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи» (выходит с 1998 г., М.: РБОО «Центр лечебной педагогики» совместно с издательством «Теревинф») — вышло уже семь выпусков научно-практического сборника и книга «Педагогика, которая лечит» (М.: Теревинф, 2008).

Важное место в работе с детьми стала занимать игра. О том, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, известно давно. Теперь специалисты используют этот факт детской психологии в работе с детьми. Именно игровые методы позволяют достичь хороших результатов — в игре легче установить эмоциональный контакт: играя, ребенок легче усваивает новое, проявляет собственную познавательную активность. Замечательными примерами книг, описывающих игры, способствующие развитию ребенка и позволяющие наладить контакт с особым ребенком, являются «Волшебная дудочка» Джона Бина и Амилии Оулдфилд (М.: Теревинф, 2007) и «Игры с аутичным ребенком» Елены Янушко (М.: Теревинф, 2007), адресованные как специалистам, так и родителям.

Для литературы прежней формации был характерен медико-ориентированный подход к помощи особому ребенку. Современная литература характеризуется смещением акцента с медицинской составляющей помощи ребенку на психолого-педагогическую. Конечно, по-прежнему встречаются рекомендации по медикаментозному лечению детей от гиперактивности, «невнимательности», отставания в развитии речи и других особенностей поведения и познавательной сферы. Но все чаще появляются книги, в которых авторы рассказывают о способах правильного взаимодействия с такими детьми и о возможностях преодоления особенностей педагогическими методами. Ярким представителем такой литературы является «Взрывной ребенок» Росса В. Грина (М.: Теревинф, 2008), где описываются методы, позволяющие помочь «взрывным» детям научиться регулировать свое поведение, справляться со вспышками гнева и раздражения, мирно разрешать споры и разногласия.

По мере того как и в России стали ставиться и реализовываться задачи интеграции особого ребенка в общем образовательном пространстве и в обществе обычных сверстников, — начали появляться описания работы с особыми детьми в условиях обычного класса или группы детского сада — раньше это было невозможно, и дети с нарушениями развития неизбежно оказывались в специальной школе, саду или в больнице. Появились книги, посвященные разным этапам жизненного маршрута особого ребенка: «Опыт работы интегративного детского сада» (М.: Теревинф, 2004) — об интеграции особых детей в дошкольном учреждении; «Творческие профессии для людей с инвалидностью» ((М.: Теревинф, 2009) — детальное описание структуры и принципов работы Центра профессиональной подготовки для особых молодых людей, созданного и действующего в Москве.

«Новая» литература по-новому смотрит и на «возрастные нормы». Специальные таблицы-шкалы сенсомоторного и социального развития для разных возрастных категорий не просто констатируют, как это происходило прежде, уровень развития ребенка, вселяя тревогу в родителей, определивших, что ребенок «не вписывается» в возрастную норму. Современные шкалы позволяют увидеть слабые и сильные стороны в развитии зрительного и слухового восприятия, речи и движения ребенка, а также уровень его развития в социальной сфере. Это помогает родителям целенаправленно заниматься с ребенком. Но не только: такие наблюдения дают возможность своевременно выявить скрытые проблемы и нарушения развития и вместе со специалистами составить индивидуальную программу помощи; в таких книгах приводятся игры и упражнения, нацеленные на своевременную диагностику и коррекцию развития. Примеры таких изданий — две книги под общим заголовком «Как развивается ваш ребенок?»: Эрнста Кипхарда «Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4-х лет» и Хельги Зиннхубер «От 4 до 7,5 лет: Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения» (обе книги вышли в издательстве «Теревинф» в 2009 году).

И, наконец, появился целый пласт невиданной прежде литературы, отражающей лучший родительский опыт воспитания особого ребенка: «родители — родителям и специалистам». Одна из замечательных иллюстраций такого рода — книга Сары Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком» (М.: Теревинф, 2004). В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практических руководств в этой области, помогающее и родителям, и специалистам.

Итак, книг о детях с особенностями развития в последнее время появилось довольно много. Если родители такого ребенка решили найти книгу, которая поможет им разобраться в его проблемах и помочь ему, то им лучше обратиться именно к «новым» книгам. Старая литература скорее всего их не удовлетворит — она предназначена для специалистов, и родителям там нет места.

Сориентироваться в выборе книг, которые окажутся полезными для решения конкретных проблем ребенка, можно, позвонив по телефону (495) 585-0-587.

Удачи вам в выборе полезной книги!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...