Тема лекции 1. Система управления охраной труда. Определения, принципы, задачи.
Конспект лекций. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Охрана труда – это система законодательных и правовых актов и соответствующих им социально правовых, технических, санитарно гигиенических, организационных противопожарных, электробезопасных и лечебно профилактический мероприятий, и средств которые, обеспечивают сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе его труда. Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимают любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности, называют ноксосферой. Любая опасность реализуется, принося нежелательные последствия в виде проявленного ущерба: травм различной степени тяжести, заболеваний, определяемых современными методами, урона окружающей среде и скрытого ущерба: сокращение ожидаемой продолжительности жизни человека, снижение иммунитета, ухудшение генофонда нации и др. По происхождению различают шесть групп опасностей: природные (возникающие при стихийных бедствиях, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей); техногенные (связанные с функционированием технических объектов по причинам, непосредственно не имеющим отношения к деятельности человека, обслуживающего эти объекты);
антропогенные (возникающие из-за ошибочной деятельности человека); экологические (вызванные аномальнымиизменениямиСостояния окружающей природной среды); социальные (происходящие в обществев целом и в отдельных общественных группах); биологические (вызванные живыми объектами: микроорганизмами, растениями, животными, людьми). По характеру воздействия на человека опасности можно разделять на пять групп: механические, создающиеся падающими, движущимися, вращающимися объектами природного (обвалы и камнепады в горах, снежные лавины, сели и др.) и искусственного происхождения (здания, движущиеся машины, механизмы и т. д.); физические - запыленность и загазованность воздушной среды; факторы, связанные с отклонением от нормы параметров микроклимата; повышенный уровень шума, ультразвука, инфразвука, вибрации; электрический ток и статическое электричество; электромагнитное излучение, повышенный уровень магнитной и электрической составляющих; ионизирующее излучение; недостатки освещения, его пульсация, повышенное инфракрасное и ультрафиолетовое излучение и др.; химические - вещества общетоксические, вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы организма, а также патологические изменения печени, почек; раздражающие - вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, легких, кожных покровов; сенсибилизирующие - проявляющие свое действие как аллергены; канцерогенные - вызывающие новообразования (опухоли); мутагенные - влияющие на репродуктивную функцию человека; биологические - макро- и микроорганизмы; психофизиологические - физические, нервно-психические, эмоциональные перегрузки и др. Исходя от этого курс лекций по «Охране труда» состоит из разделов: правовые и организационные вопросы охраны труда, производственная санитария и гигиена труда, основы техники безопасности; пожаровзрывобезопасность.
Дисциплина «ОТ» является социально-технической наукой, которая выявляет производственные опасности и профессиональные вредности, разрабатывает методы их предотвращения или ослабления с целью устранения несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров. Охрана труда как научная дисциплина впервые возникла в СССР на стыке социально правовых, технических и медицинских наук. Главными объектами ее исследований являются человек и процесс труда, производственная среда, взаимосвязь человекам промышленным оборудованием, организация труда и производства, технологические процессы. Методологическая основа курса — научный анализ условий труда, технологических процессов, аппаратуры и оборудования с точки зрения возможности возникновении аварийных ситуаций, появления опасных факторов, выделения вредных производственных веществ. На основе такого анализа определяются опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их предупреждению или ограничении последствий. Полностью безопасных и безвредных производств не существует. Задача охраны труда — свести к минимуму вероятность несчастного случая или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфортных условий при максимальной производительности труда. В процессе изучения дисциплины БЖД и ОТ студент должен приобрести следующие основные знания: - знания правовых и нормативных актов в объеме, необходимых для решения производственных, управленческих и проектных задач в объеме БЖД и ОТ; - знания опасностей технологического и вспомогательного оборудования, сетей и коммуникаций, а также возможных последствий нормативных режимов их функционирования; - знания методов выявления опасностей и вредностей и создания безопасных и безвредных условий труда; - знания принципов управления безопасностью труда; - знания принципов управления техникой безопасностью;
Тема лекции 2. Основные понятия и терминология ОТ. Техника безопасности — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Производственная санитария — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Опасный производственный фактор — фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Вредный производственный фактор — фактор, воздействие которого па работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. Несчастный случай на производстве — случай воздействия на работающего опасного "производственного фактора при выполнении трудовых обязанностей или заданий руководителя работ. Травма (в переводе с греческого — рана)— повреждение тканей и органов человека с нарушением их целостности и функций, вызванное действием факторов внешней среды. Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Безопасность производственного оборудования и процесс а - свойство производственного оборудования или процесса сохранять соответствие требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно-технической документацией. Опасная зона — пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного или вредного производственного фактора. Средство индивидуальной и коллективной защиты предназначено для защиты соответственно одного или двух и более работающих (предотвращение или уменьшение воздействия опасных и вредных производственных факторов). Профессиональное заболевание вызывается воздействием на работающего вредных условий труда. Пожарная и взрывная безопасность — система организационных и технических средств, направленных на профилактику и ликвидацию пожаров и взрывов, ограничение их последствий. Законодательство по охране труда — это часть трудового законодательства, касающаяся обеспечения нормальных условий труда.
Безопасное расстояние — наименьшее допустимое расстояние между работающим и источником опасности, необходимое для обеспечения безопасности работающего. История развития охраны труда и техника безопасности. Еще до нашей эры в трудах Аристотеля (384- 322 до н.э.) и Гиппократа (460-377 до н.э.) и других ученных рассматривались условия труда и их влияние на здоровья и работоспособность рабочих. Знаменитый немецкий ученый медик эпохи возрождения Порацельс (1493 -1541 г.) изучает опасности, связанные с горным делом. Итальянский врач Рамццини (1663 – 1714 г.г.) заложил основу профгигиены. В книге «О болезнях ремесленников» он раскрыл профессиональное заболевание ремесленников от рода и профессий работы на предприятиях. Великий русский учений, поэт, художник, философ Ломоносов М.В. (1211 – 1765г.г.) впервые изготовил анемометр для замера скорости движения воздуха, громоотвод. Свои взгляды и результаты исследований по охране труда изложил в работах: -Первые основания металлургии или рудных тел (1763г.), где он изучил проблемы вентиляции, спецодежды, индивидуальных средств защиты, продолжительность рабочей смены; - «О вольном движении воздуха в рудниках примеченном», где сформулирован ряд проблем, связанным с рудничной вентиляцией. Русский химик Менделеев Д.И. (1834 – 1907 г.г.) в 1883 году впервые исследует состав газов на шахте «Капитальная» (Макеевка – Донбасс). Профессор Коцовекий Н.Д. в 1901 году провел специальные исследования шахт Донбасса в отношении их пыльности. Он автор ряде статей проветривания рудников, пожаров, взрывов рудничных газов. Хлопин Г.В.(1863 – 1929г.г.) русский, советский гигиенист положил основы гигиены труда в своем труде «Основы гигиены» изложил теоретические основы выявления и предупреждения профзаболеваний и отравлений. Коршевская В.В. (1882 – 1953 г.г.) советский ученый в области травматизма в книге «Промышленный травматизм и борьба с ними в условиях здравпунктов» обосновала причины травматизма и методы борьбы и устранения этих явлений. Профессор Ленинградского политехнического института Пресс А.А. (1854 – 1930г.г. издал (1892 – 94 г.г.) три тома «Энциклопедия по технике безопасности», которые являются и в данное время настольной книгой для технических инженеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|