Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если мы теперь посмотрим на технику ката, которое я использовал как пример, то увидим что движения в нём настолько условные, что они, кажется, и не составляют ката вовсе.

Если бы мой дед передал мне эти ката со своими собственными, эффективно работающими движениями тела, и показал бы реальный способ парирования, я не думаю что самостоятельно смог бы заметить разницу в незначительных движениях тела и векторах усилий, между реально работающим движением тела и просто формальным «уходом в сторону» [ таким образом, автор не смог бы понять основной принцип, которому эти ката должны были его научить, если бы ему не пришлось самостоятельно анализировать заложенные в них ошибки, загадки, и находить верное решение ].

Pranin: обмен опытом с целью исследования техник и методов их выполнения, а также совместная практика, совершенно не распространены между учителями и школами из мира айкидо, но вы и Kono сэнсэй встречались для совместного обмена опытом и совместных тренировок. Как вы впервые встретили Kono сэнсэя?

 

Kuroda Sensei: Kono сэнсэй хотел понаблюдать за моей практикой и именно так он сначала приехал сюда.

 

Kono Sensei: Это было в Мае 1983. Когда я прибыл, мы просидели в маленьком ресторанчике с 6 до примерно 10:30 вечера, разговаривая о вещах, включая эпизоды из жизни его деда и прадеда, Yasuji сэнсэя и его отца, Hiroshi Masakuni сэнсэя, и я совершенно забыл о времени. В последующий месяц я был приглашён на первую демонстрацию традиционных боевых искусств, ветви Saitama в ассоциацию Dai Nihon Butokukai.

 

Kuroda Sensei: Тогда я знал ещё очень мало.

 

Kono Sensei: И тем не менее тот вечер моего визита был настоящим шоком для меня. Если бы мне просто рассказали захватывающие сказки, то я, возможно, только послушал бы без энтузиазма, поскольку есть много таких историй, но я ощутил подлинность сэнсэя Kuroda, поскольку сила его чувств и манера говорить отличалась от того, как говорит человек просто пересказывающий истории своего дедушки. Я был ошарашен.

 

Pranin: Значит вы стали совместно тренироваться уже после этих событий.

 

Kuroda Sensei: Это началось примерно спустя год после первый встречи с Kono сэнсэем. В это время моим слабым местом было дзюдзюцу, я просто последовательно выполнял движения ката, а мой уке исправно падал. Как бы там ни было, когда я слушал разговоры старых учеников моего деда, они смеялись и рассказывали мне историю: «Это было во времена войны, и мы не практиковали дзюдзюцу часто, но изредка мы всё же его выполняли. В эти моменты, даже зная что мы просто делаем ката, мы думали, что это не смешно, если нас будут кидать как девочек. Поэтому мы пытались сопротивляться, но тем не менее нас легко бросали. Затем Сэнсэй сказал нам «Вам не следует использовать силу!».

Вспоминая это сейчас, я понимаю что я тренировался сухо, напряжённо[ stiffly ], но всё же я хотя бы пытался быть мягким, поскольку часто видел мягкие укеми моих старших. Тем не менее, не важно насколько осознанно и внимательно я подходил к проблеме, я оставался жёстким, даже думая что я пытаюсь быть мягким и не использую силу, потому что и мой партнёр и я, оба были очень жёсткими.

Kono сэнсэй был тем, кто позволил мне понять это. Различие между тем, чтобы быть мягким и чтобы совсем не использовать силу обнаруживает себя тогда, когда приходит время выполнить движение, и техника либо работает либо нет.

Кроме того, Вы действительно должны серьезно практиквать в течение длительного времени, чтобы стать мягкими и не использовать при этом силу[ you really have to train seriously over a period of time in order to become soft when not using power ]. Невозможно достичь всего этого сразу.

Kono сэнсэй показывал мне техники kirikuzushi[ возможно-техники выведения из равновесия, дестабилизация центра противника ] каждый раз как бывал в додзё. Он позволял схватить себя двумя руками и я даже попросил его научить им моих учеников. Позже, после того как он выслушал мой рассказ про то, как дед выполнял падения вперёд тридцать-шесть раз на длинне одного мата татами, он сказал что сам начинал учиться делать укеми, и в начале поставил цель сделать хотя бы дважды на длинне одного татами.

Он рассказал мне это по телефону, и следуя его инструкциям, я начал такую же тренировку. В то время переднее укеми занимало у меня примерно 70% длинны татами, столько же сколько оно занимало и до этого. Единственная подсказка которая у меня была, были слова моего деда которые я слышал ещё ребёнком. Он говорил «Катись вперёд и попытайся поместить свою голову в промежность!» Это что, так просто, поместить голову в промежность? Так как он не говорил ни о каком достижении особой степени гибкости тела, я не мог понять как мне делать кувырок.

Однажды, когда я отсутствовал в додзе, мой дед испытал отвращение при виде моих студентов, грубо выполняющих практику дзюдзюцу, и он показал им как делать кувырок, сказав что они не могут даже правильно кувыркнуться. Затем мой дед, одетый в подобие тяжелого стеганого одеяла, успешно совершил кувырок. Когда я спросил учеников, как он катился, они просто сказали что не знают, и у меня самого не было никаких идей. Всё что они сказали это то, что ему понадобилось примерно 12 дюймов, чтобы сделать этот кувырок.

В этот момент я прекратил попытки научиться этому короткому кувырку вперёд. Чтобы кувырнуться вперёд тридцать-шесть раз в пределах одного татами, вы должны заканчивать кувырок практически там же где и начали его. Даже при том, что он был стариком и начал из стоячего положения, он прокатился по пространству приблизительно двенадцати дюймов длинной, и выполнил его так, что невозможно было увидеть его обычным зрением[ he rolled in a space of about twelve inches in a way that was impossible to perceive with the eyes ].

Kono сэнсэй, который не был членом нашего додзё, хотел изучить этот вид продвинутой техники, и он действительно начал обучаться. Я помню в то время мои глаза тоже были открыты. Кроме того, я думаю что по этому случаю, когда мои глаза были открыты для понимания базового укеми, я впервые начал пересматривать дзюдзюцу, который до этого был моим слабым местом.

 

На этом видео Kuroda сэнсэй выполняет описываемые в статье укеми

http://www.youtube.com/watch?v=JwHX6kR_Se0&list=PLE95E129401767FA4&index=3

 

Я записывал мой прогресс в этих укеми на видео, в течение некоторого периода времени. И поэтому я хорошо помню свои достижения. После начала практики, в районе мая 1988, когда я мог выполнить два кувырка, прогресс пошёл с ускорением: 26 мая — три раза; 29 мая — 4 раза; 31 мая — шесть раз; Затем, в июне, последновательность была такая: 3 июня — восемь раз; 9 июня — 12 раз; 12 июня — 18 раз; 14 июня — тридцать семь раз; 19 июня — сорок-три раза. Я вообще не катился в этом укеми. И моя нога не касалась пола. Я начал понимать это постепенно, после того как начал пытаться выполнить такой укеми.

 

Kono Sensei: я был невероятно поражён его энтузиазмом к тренировкам и скоростью его прогресса. В нашем тренировочном обмене, в феврале 1989 его движения всё ещё казались прерывистыми, но четыре месяца спустя, в июне, он выполнял движения гладко и казалось что тебя затягивает в его технику. Это было так, как будто белый пояс вырос за четыре месяца до четвёртого или пятого дана в каком-нибудь другом боевом искусстве.

 

Pranin: Мне бы хотелось, чтобы сэнсэй Kuroda подробно обяснил, как он осуществил переоценку своего фамильного дзюдзюцу, известного как Shishin Takuma-ryu, и про так называемые невидимые движения.

 

Kuroda Sensei: мой обмен опытом с сэнсэем Kono в то время, реально заставил меня много работать над собой. Мои ученики перестали понимать как я вывожу их из равновесия, и я тоже ничего не понимал, кроме того, что моё выполнение ката, которое до этого было грубоватым, теперь стало мягким.

В это время, сэнсэй Kono ассистировал мне, и стал способен «читать» движения моего тела. Я помню как слушать его было странно, как будто я слушал его объяснения его собственного исполнения движений, а не моих. Этот обмен опытом, дал мне возможность детально исследовать собственные движения.

После этого, мои ученики, которые приходили раз в неделю, начали говорить что каждую неделю тренировки изменяются. Изменения стали происходить так часто, что ученики приходившие ежедневно даже сказали, что занятия меняются от тренировки к тренировке.

Я на время отложил тренировки в кендзюцу и иайдзюцу и не делал ничего кроме дзюдзюцу. Было чувство, что я одним рывком нагоняю всё обучение по дзюдзюцу, которое до этого момента постоянно выпадало из учебного плана. Когда я становился мягким, мой партнер становился мягким, и мы оба, казалось, попытались соревноваться в том кто полнее уберёт силу из всех движений. Тем не менее, я как всегда выполнял ката в точности так, как они передавались изначально, без каких либо изменений. Понемногу, одно за другим, ката ставили меня перед лицом нового вызова, более высокого уровня сложности. Одно и то же ката постоянно изменялось, одновременно с тем как изменялся я сам, и это не давало мне времени даже на то, чтобы подумать о том чтобы что-то изменить в них.

Когда я понял, как вывести центр[бёдра, hips ] уке из равновесия, даже если я хватал его за мягкую руку, которая не была наполнена силой, я сформировал своё внутреннее видение, прежде чем стал осознавать его[ When I understood how to unbalance uke's hips even when I grabbed his soft hand which had no power in it, I realized that I had come to develop an inner sight before I was conscious of it ].

Точность моих техник улучшалась по мере того как я стал доверять этому внутреннему видению, и постепенно я стал использовать всё меньше и меньше силы. После этого Kono сэнсэй посмотрел на мои техники и это было отличным обучением, а также проверкой того, что я делал.

Вскоре после этого мои ученики стали говорить что не могут видеть моих движений. Тогда я подумал, что они говорили это потому, что я выполнял их быстро в едином ритме. В настоящее время ситуация остаётся такой же, потому что я не знаю никого более опытного чем я, и не могу видеть настоящих движений выполняемых более продвинутыми практиками. Я задавал моим студентам много подробных вопросов, таких как «Как вам вот это движение, которое я только что сделал?» или «А как вот это?» и я полностью зависим от их способности видеть незримые вещи[ I was completely dependent on their ability to perceive invisible things ]. Затем ученики, которые по началу говорили что не понимают, начали видеть. Шаг за шагом они стали получать возможность указывать искажения в моих движениях. Я думал про себя, как было бы полезно, если бы рядом был кто-то, хотя бы примерно моего уровня, чтобы показать мне те же самые движения, но это уже – вопрос судьбы.

Мои тренировки прогрессировали, особенно во время периодов когда мои ученики ежедневно наблюдали за моей практикой. Они говорили мне что мои движения невидимы. Хотя сразу после записи на тренировки они и говорили что я был быстр, но мои последующие движения были невидимы глазу, по сравнению с моим предыдущим способом двигаться. Они стали говорить что могут понять только начало и конец движений. Вскоре, даже когда я двигался неумышленно они начали говорить что не видят движения. Я сказал «Правда?» и начал выяснять какое именно движение было невидимо. Естественно, что после этого я сделал это движение глядя в зеркало, и сделал его уже сознательно - оно ощущалось быстрым, и я на самом деле воспринял[увидел, почувствовал] его как быстрое, несмотря на тот факт что я наблюдал за собой намеренно. В это время, я фактически впервые смог испытать то, у чего есть разные имена, такие как «исчезающие движения», «скорость невидимая глазу», «божественная скорость», и всё в таком роде.

Как бы там ни было, когда я фактически делал этот особый вид быстрых движений на практике, даже обыкновенные люди могли сказать что это было быстро, но это была фальшивая скорость, как та, которая измеряется секундомером. Скорость истинных движений не такая как это, начало и конец движения практически одновременны. Поэтому, когда я делаю ката с нормальной скоростью или медленно, мои ученики, и люди в некоторой степени владеющие умением наблюдать подобные вещи могут понять мгновенные изменение в истинных движениях, и сказать что и те и те быстрые. И наоборот, когда я специально делаю движение, показывающее плохой пример начинающим ученикам, те же самые люди говорят что мои движения медленны[ On the contrary, when I exert myself to do a movement attempting to show a bad example to beginning students, the same people say my movements are slow ]. Так или иначе, начинающие воспринимают по другому, и не могут сказать что есть быстро а что — медленно.

В любом случае, я в конце концов смог понять что настоящее дзюдзюцу было достаточно быстрым, чтобы совладать с мечом. Поэтому, я сейчас хорошо понимаю роль атэми[удары по жизненно важным точка] в дзюдзюцу. Когда ваш противник кто-то, не обладающий внутренним видением, вы можете нанести ему атэми в любую жизненно важную точку, без какого либо шанса что он сумеет парировать.

Я очень счастлив, что этот способ использования тела существует и что я могу выполнять эти техники в некоторой степени. Этот пример подводит меня к мысли, что удары руками и ногами в дзюдзюцу должны взращиваться именно через практику оригинальных ката дзюдзюцу.

 

Kono Sensei: Конечно, я думаю это то, что в равной степени распространяется на все искусства, включая кендзюцу и иайдзюцу, и включает не только одно лишь дзюдзюцу. Также я думаю что прогресс сэнсэя Kuroda в дзюдзюцу связан ещё и с тем фактом что он тренировался долгое время, начиная с детского возраста, под руководством сэнсэя Yasuji в таких искусствах, которые предполагают использование оружия.

Внезапный успех сэнсэя Kuroda в дзюдзюцу подтверждает то, что я утверждал в течение долгого времени. А именно: обучение боевому искусству, которое включает в себя работу с оружие, таким как катана, является чрезвычайно важным фактором в качественном улучшении тайдзюцу[ искусство ближнего боя без оружия ] и я очень обрадован этим фактом. И был действительно удивлён скоростью прогресса Kuroda сэнсэя. А поскольку улучшения в технике дзюдзюцу, естественно связаны с улучшением кэндзюцу и иайдзюцу, я считаю что это идеальный способ прогресса для практикующего боевые искусства.

 

Kuroda Sensei: А мне очень приятно что Kono сэнсэй всегда даёт мне высокие оценки, но с тех времён как я был мальчиком, я постоянно отлынивал от обучения, и никогда не проходил его тем способом, каким его проходил мой дед и его предшественники. Это всегда вызывало у меня смущение и затруднения. Поэтому я снова хотел бы подчеркнуть тот факт, что тот акцент, который сделан на меня как на мастера, и также факт, что я достиг чего-то, что делает меня ценным в глазах других, фактически является заслугой ката.

 

Сейчас, как подчеркнул сэнсэй Kono, правда в том, что во время, когда я был поглощен изучением ката моей семейной традиции, со мной было мало учеников. В результате я практиковал ката кендзюцу и иайдзюцу в самостоятельно. Особенно, в иай, я практиковал извлечение меча много раз, но я никак не мог сделать этого. Я не мог освоить технику освобождения меча. Я видел что делаю что-то неверно. И даже зная это, не было никого кто мог бы научить меня как делать это правильно. Мой дедушка от случая к случаю приходил в додзё и смотрел на меня, по началу он делал замечания, например: «Твои бёдра слишком высоко» или: «Движение твоей левой руки, держащей ножны[okuri] слишком медленное». Тем не менее, спустя некоторое время он перестал говорить что-либо.

Согласно моему отцу, я был единственным, на кого мой дед мог смотреть молча, даже несмотря на то, что он был так строг к выполнению иай. Я понятия не имел, что он мог счесть удовлетворительным в моих движениях, и я просто изо всех сил пытался достать меч таким же образом, как делал это мой дед.

Тогда, если на этой ступени умения, я выполнял извлечение меча успешно, как насчёт следующей ступени?

Однажды, когда я делал технику[okutachi] в кендзюцу, я почувствовал тяжесть в своём теле. Чем более быстро я пытался двигаться, тем больше сопротивления я чувствовал на разных этапах ката. Затем дед сказал мне со своей обычно улыбкой: «Ты тренируешься неплохо, но...» я очень хотел узнать как преодолеть следующее препятствие, но его слова были срезаны его улыбкой.

 

Вы часто слышите слово танден [ центральная точка тела, чуть ниже пупка ] когда речь идёт о боевых искусствах.

Однако, так как я всё время «боролся» с ката, самым трудным аспектом обучения, я никогда особенно не задумывался о тандене, и не был в состоянии этого понять. Ни разу за время обучения. Это правда даже сегодня.

Вообще говоря, сегодня мы видим много людей, которые в конечном итоге зацикливаются на концепции тандена, и останавливаются в развитии, потому что они пытаются почувствовать его прежде, чем даже научится перемещать свои тела достаточно свободно.

Теперь, после того как я стал чувствовать лёгкость из-за плавучести моего тела и появилось ощущение что мои движения исчезают, такое чувство, что нет ничего ниже моей шеи.
В то же время есть кое-что, что я осознал в феврале 1992 года, когда стоял перед зеркалом намереваясь поделать субури[ практика махов мечом ]. Когда я занял позицию, мои бедра были действительно хорошо опущены, и я чувствовал «опускание в бёдрах», как будто они снижались. Затем я посмотрел на мою стойку сбоку, и осознал что мой живот внезапно стал немного выступать наружу. По началу, я подумал то у меня было небольшое пузо, но затем осознал то, что именно я обнаружил, и улыбнулся удовлетворённо.

 

Во любом случае, если мы будем сконцентрировано практиковать ката и внимательно смотреть внутрь себя, то традиционные ката, несомненно, неизбежно позволят нам развивать бесконечное количество техник[ At any rate, if we practice concentrating on the kata and ourselves, the traditional kata will certainly lead us to develop infinite techniques ]. Всё что я бы хотел оставить в качестве наследия и передать другим, это истинную форму ката.

 

Видео с сэнсэем Kuroda Teszuan:

невидимые движения
http://www.youtube.com/watch?v=uU0k3nwe32c
http://www.youtube.com/watch?v=02Lmm71leMs

иайдзюцу

http://www.youtube.com/watch?v=ZEQ9DPEa47g
http://www.youtube.com/watch?v=dWhFUSz0zR8&list=PL2B347702A98A0C4B&index=4
http://www.youtube.com/watch?v=oqmYK3_K-2I

 

 

Работа с телом

http://www.youtube.com/watch?v=JfkZLeAVLYU&list=PL-sul_zsGDYYxPfk1HZqKizr1OURgih0o

http://www.youtube.com/watch?v=Ue7BPKuPfVY&index=15&list=PL2B347702A98A0C4B

 

 

Видео с сэнсэем Kono Yoshinori:

http://www.youtube.com/watch?v=_gHwZTiLBJ0

 

http://www.youtube.com/watch?v=9ofH_VVwp_A

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...