Управление государственным и муниципальным долгом
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами. Госдолг делится: 1. Внутренний и внешний. 2. Основной (капитальный) и текущий. Источниками погашения государственного долга могут быть: А) доходы от инвестирования привлеченных средств в высокодоходные проекты; Б) дополнительные поступления от налогов; В) экономия средств за счет сокращения расходов государства; Г) эмиссия денег; Д) привлечение новых займов (рефинансирование государственного долга). Управление государственным долгом как одно из направлений финансовой политики государства представляет собой совокупность действий государства по привлечению и использованию внешних и внутренних кредитов (займов), их своевременному погашению и обслуживанию, предоставлению кредитов (займов) и гарантий внешним и внутренним платежеспособным заемщикам. Обслуживание государственного долга предполагает осуществление операций по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга. Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним. Цель политики управления долгом: получить наибольший эффект от финансирования от заимствования с наименьшими расходами.
Долг государства имеет двойственную характеристику. Он может быть и инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления, государственный долг обеспечивает возможность органам государственной власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением собственных сбережений и многие другие макроэкономические явления и процессы. Как объект управления, государственный долг рассматривается в виде соотношения между различными видами долговой деятельности, структуры видов долговой деятельности по срокам, доходам, порядку выпуска и обращения займа, порядку предоставления гарантий. Итак, управление государственным и муниципальным долгом представляет собой совокупность мероприятий органов власти по использованию долговых отношений для формирования благоприятных условий развития территорий и страны в целом. Методы управления государственным долгом бывают административными и рыночными. Административные: - отсрочка погашения; - метод конверсии; - консолидации; - унификации; - метод списания долгов; - метод аннулирования. Отсрочка погашения - это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится. Конверсия - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход. Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель продления срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.
Метод списания долгов илиАннулирование долгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки. Рыночные: - методы реструктуризации; - доразмещение облигаций; - выкуп долгов; - секьюритизация; - рефинансирование; - реструктуризация; - обмен по регрессивному соотношению. Реструктуризация – это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов. Доразмещение облигаций – процедура, которая позволяет заемщику разместить новый объем облигаций или других долговых инструментов из прошлых эмиссий. Облигации выпускаются с теми же параметрами: номиналом, сроком погашения и ставкой купона, но размещаются по текущей рыночной цене. Выкуп государственного долга – сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг по наступлении срока погашения. Секьюритизация государственного долга – превращение необращаемойзадолженности государства в обращаемые государственные долговые обязательства (ценные бумаги Метод рефинансирования – погашение старой задолженности на основе размещения новых займов. Реструктуризация – основанное на соглашениях, прекращение действия долговых обязательств с их заменой новыми или иными долговыми обязательствами, которые имеют другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация может сопровождаться частичным списанием суммы долга. Обмен по регрессивному соотношению облигаций – это обмен предыдущих займов на новые, который проводиться с целью сокращения государственного долга. Это нежелательно, так как он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов. Управление государственным внутренним долгом осуществляется Министерством финансов в порядке, согласованном с центральным банком.
Выделяют стратегическое и оперативное управление долгом. НА ПРИМЕРЕ РОССИИ Стратегическое управление находится в компетенции Федерального Собрания, президента и правительства. Исполнительные органы власти готовят проекты законов и решений, касающихся стратегий управления долговыми обязательствами. Законодательные органы принимают эти решения. Президент РФ, руководители субъектов и местных органов самоуправления отклоняют или подписывают их. Параметры стратегического управления долговыми обязательствами: Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга. Источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита (поступления от эмиссии государственных ценных бумаг, привлеченные внутренние ресурсы через систему депозитов и т.п.) Предельный размер внешних заимствований. Верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Лимиты по расходам на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Оперативное управление. Основывается на программе заимствований, которая выступает связующим элементом между стратегическим и оперативным уровнем. Оперативное управление осуществляет правительство РФ, министерство Финансов, Центральный Банк и Внешэкономбанк, как агенты министерства Финансов РФ. Эти органы определяют генеральные условия займов, порядок эмиссии, обращения долговых обязательств, время выпуска, условия функционирования, а также эти органы организуют первичное размещение ценных бумаг и вторичный рынок государственных ценных бумаг. Эти органы организуют и осуществляют выплату доходов, погашение долговых обязательств, предоставление кредитов и гарантий, контрольные мероприятия и мониторинг эффективности функционирования рынка государственных ценных бумаг. Образование муниципального долга происходит в результате кредитной деятельности органов местного самоуправления. Законодательство РФ определяет муниципальный долг как совокупность долговых обязательств муниципального образования
Учитывая особенности своей финансовой деятельности, органы местного самоуправления, осуществляя правовую регламентацию муниципальных кредитных отношений, принимают, как правило, положения о муниципальном долге. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Следовательно, муниципальным долгом следует считать общую сумму задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Бюджетный кодекс РФ в ст. 107 устанавливает предельный объем муниципального долга в размере, не превышающем объем собственных доходов соответствующего бюджета. Конкретные верхние границы объема муниципального долга определяются решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. Управление муниципальным долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий по осуществлению государственной политики в сфере регулирования муниципального долга, а также действий органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, размещению новых долговых обязательств. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования. Как правило, правовые акты муниципального уровня относят функцию управления соответствующим долгом к компетенции исполнительных органов местного самоуправления или предоставляют местным администрациям право делегировать названное полномочие иным органам местного самоуправления. Управление муниципальным долгом целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах. Под управлением муниципальным долгом в широком смысле подразумевается формирование и осуществление финансовой политики, направленной на регулирование кредитной деятельности органов местного самоуправления. Управление муниципальным долгом в широком смысле относится к компетенции как государства в лице федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, что обусловлено отнесением Конституцией РФ общих вопросов местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Государство в лице федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ располагает определенным набором полномочий, позволяющих осуществлять государственную политику в сфере муниципальной кредитной деятельности. Одним из важнейших механизмов по управлению муниципальным долгом является правовое регулирование финансовой самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения, бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты. Именно в результате осуществления государственной политики по управлению муниципальным долгом обозначаются основные принципы, условия и масштабы осуществления местных займов.
Управление муниципальным долгом в узком смысле представляет собой совокупность полномочий органов местного самоуправления по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств муниципального образования, регулированию (в рамках компетенции) рынка ценных бумаг, обслуживанию и погашению муниципального долга. Основными мероприятиями по управлению муниципальным долгом можно назвать рефинансирование, конверсию, консолидацию, унификацию и др. В процессе управления муниципальным долгом органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках соответствующей компетенции решают следующие задачи: минимизация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами муниципальных образований; недопущение спекулятивных операций на рынке муниципальных ценных бумаг и резкого колебания их курса; эффективное использование привлеченных средств и контроль за их целевым использованием; обеспечение своевременного и в полном объеме возврата привлеченных средств; максимальное финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. В процессе управления муниципальным долгом возникает необходимость его реструктуризации. Реструктуризация муниципального долга представляет собой погашение долговых обязательств муниципального образования с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Необходимость реструктуризации муниципального долга появляется при возникновении финансовых затруднений. Реструктуризация муниципального долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга. Механизм осуществления и формы реструктуризации муниципального долга аналогичны соответствующим элементам реструктуризации государственного долга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|