Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фгаоу во « южно – уральский государственный униаерситет» (ниу)

Кафедра «Философия»

 

 

Составитель: В. И. Гладышев

 

Эссе по философии научного знания (специфика жанра, методические указания по написанию, примерная тематика) программа подготовки магистра)

 

Челябинск 2016

 

Написание эссе имеет определенные преимущества по отношению к выполнению традиционной контрольной работы. Прежде всего для эссе характерен небольшой объем и в этом жанре, как ни в каком другом, проявлена мудрость Бальтасара Грасиана, что книги пишутся для упражнения головы, а не для упражнения рук. В эссе преследуется цель: развития у учащегося таких важных для молодого ученого навыков как самостоятельное, творческое мышление, аргументированное изложение собственных мыслей, овладение собственной стилистикой; умение выразить в тексте собственную личность (свой я – образ, я - концепцию).Избегая канцеляризмов, приблизиться к художественному повествованию.

В новейшем словаре иностранных слов и выражений эссе, производное от французского essai – опыт, набросок, определяется как «прозаическое, ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому- либо вопросу; ближе всего к понятию эссе находится жанр очерка; в целом термин используется для обозначения сочинений, жанр которых трудно определить точнее» (Новейший словарь иностранных слов и выражений, - М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2002. С. 963).

Проливают свет на специфику жанра эссе и другие его дефиниции, приведенные в разного рода энциклопедических изданиях. Так, например, «Новый энциклопедический словарь определяет эссе как «Очерк», трактующий литературные, философские, социальные и др. проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированном на разговорную речь (Новый энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ классик, 2013. С. 1544). Как мы видим из сказанного, автор рассматривает эссе как разновидность очерка, что не всегда разделяется другими авторами. Так, например, «Краткая Российская энциклопедия» подчёркивает, что «эссе (франц. essai – опыт, набросок), жанр философской литературно – критической, историко – биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – М. Монтень; в русской литературе образцы эссе у Ф.М. Достоевского, В.В. Розанова, В.И. Иванова) (краткая Российская энциклопедия: В 3., Т.3: Р – Я/ сост. В.М. Карев. – М.: Большая Российская энциклопедия: ООО «Издательский дом» «ОНИКС 21 век», 2003, с. 877.).

В справочных изданиях можно найти и другие, весьма эвристичные и продуктивные для учащегося признаки, характеристики и определения эссе. На наш взгляд для магистранта пишущего эссе по философии познания будет полезным обратиться к изучению статьи В.А. Кругликова «Эссеизм», опубликованной в «Новой философской энциклопедии» (Кругликов В.А. Эссеизм // Новая философская энциклопедия: В. 4т./ Ин – т философии РАН, Нац. Общ. – научн. фонд; Научно – ред. совет: предс. В.С. Стёпин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. С. 455 – 456). В указанной статье речь идет именно о философском эссеизме. Это обстоятельство очень важно для нас ибо эссе бывают: литературно критические, исторические, художественные, художественно – публицистические, духовно – религиозные и пр. Между указанными разновидностями имеются специфические отличия, но безусловно имеются и сходные черты.

Важно обратить внимание и на то, что жанр эссе очень популярен и широко используется многими авторами на протяжении столетий, но одновременно, он до сих пор выступает предметом пристального внимания ученых, его границы четко не определены в силу собственной природы эссе. По мнению Р. Музиля: «…эссе чередою своих разделов берет предмет со многих сторон, не охватывая его полностью, - предмет, охваченный полностью, теряет вдруг свой объем и убывает в понятие».

Жанр эссе, по мнению специалистов, изучается главным образом западноевропейскими учеными, но серьезный вклад в его изучение как одной интеллектуальных форм философии, наряду с философским афоризмом, внесли и отечественные ученые. Имеются и диссертационные, в том числе философские исследования, посвящённые жанру эссе. См.: например, Иванов О.Б. Эссе в европейской философской и художественной культуре, Автореф. дисс. канд.филос..наук, специальность ВАК РФ 09.00.13 – религиоведение, философская антропология и философия культуры – Ростов – на – Дону, 2004. – 20 с.

Учитывая сказанное выше можно резюмировать следующее:

1. Эссе отличает наличие конкретной темы или вопроса, широкий круг проблем не может быть раскрыт в жанре эссе. Так, например, «Опыты или наставления нравственные и политические Фрэнсиса Бэкона, представляют собой ряд эссе, кратких, но оригинальных рассуждений автора, ярко выражающих его личную позицию: «Об истине», «О новшествах», «О занятиях науками», «Об искусстве властвовать» и др.

2. Личный характер восприятия проблемы ее осмысления и изложения, ибо основная жанровая черта текстов эссе – личность автора. Философ ХХ века Мартин Хайдеггер и его последователи понимают философию как неразрывное единство философствования и философствующего. Эта особенность современной философии с большой силой выражена в такой нетрадиционной форме философствования как эссе. Автор исследует окружающий его мир, движимый непреодолимым, желанием познания самого себя. «Я пишу книгу, - восклицал Мишель Монтень, - а книга пишет меня».

3. Малый объем эссе. Желательно не более 10 стр. печатного текста. Оптимальный объем 3 – 6 стр.

4. Отсутствие формальных рамок. Имея вольную форму внутренней структуры, буквально стирая границы между реальностью и искусством, эссе дает возможность автору творчески изложить свои взгляды, выдвигая на первый план не собственно повествование, а рассуждения автора.

5. Непринужденность и парадоксальность повествования. Основной функцией публицистического стиля, отличающего его от других функциональных стилей, всегда была функция воздействия на слушателя или читателя. Читателю принадлежит вторая, но не второстепенная роль, а отсюда вытекает и второй жанрообразующий признак эссе – диалогичность. Какую бы тему не выбрал автор эссе, какую бы не предложил форму и композицию, он пишет не для себя, а для читателя. Как правило, автор, пытаясь завуалировать основную функцию текстов эссе внушение и убеждение, создает текст – эссе в виде монолога, внутри которого автор выстраивает диалог с читателем, приглашая его рассуждать вместе. Отсюда открытость эссе, включающая не только диалогичность, но и стремление придерживаться позиции незавершённости диалога, отсутствие претензии на исчерпывающее раскрытие темы. В этом заключается парадоксальность эссе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...