Философия как работа над самим собой.
Тема 1. Место философии в системе духовной культуры. Что такое философия? Специфика философии, как формы культуры, заключается еще и в том, что, пожалуй, она единственная постоянно озабочена самоидентификацией, т.е. задает вопрос себе самой: что такое философия? Ответ на этот вопрос рождает исследовательское направление – метафилософия. Философия связана с особым способом решения коренной мировоззренческой задачи, которая стоит перед каждым человеком как специфическим существом. Намерения человека во всех сферах его деятельности: материальной, духовной, культурной – не запрограммированы, они нуждаются в обосновании. Обоснование осуществляется решением проблемы: «Человек и Мир». Философия эту проблему решает особым образом. Она выделяет целый круг вопросов (как устроен природный и социальный мир, как возможно познание действительности, какова природа творчества, что такое справедливость и как ее можно осуществить в современном обществе, что значит прожить жизнь хорошо, к чему должен стремиться человек в своей жизни и др.), среди которых центральным выступает вопрос отношения бытия и сознания и пытается подойти к его решению теоретическими средствами. Зачем нужна философия? Потребность в философии, как особого рода духовной деятельности возникает в определенных обстоятельствах. Когда рушатся нормы поведения, казавшиеся само собой разумеющимися, когда нужно принимать экстраординарные решения, ломающие систему принятых жизненных установок возникает необходимость пересмотреть жизненные установки, выработать новую жизненную опору. В этой ситуации возможен легкий путь – это укоренить себя в системе социальных отношений или уход в мистику. Есть и более тернистый путь – философский. Путь самообоснования. Этот путь всегда личностный, индивидуальный, не предполагающий заранее существующей схемы.
Два типа философствования. Непрофессиональный. Это когда люди идут от каких-то реальных проблем, пытаются философски решать то, что у них наболело. Они часто наивны в своих философских выводах, воспроизводят устаревшие ходы мысли. Профессиональный. Этот путь предполагает знание истории философии и способы философских рассуждений, возможных коллизий, которые порождаются тем или иным способом анализа. Философы, проясняя и уточняя понятия, производят смыслы, выражая их в образах, символах и концептах. Смыслы – это особого рода интеллектуальные образования, в которых выражается индивидуально-человеческая связь с миром. Это рационализированная ценность, ценностное отношение к миру, получившее форму понятия, образа, символа, концепта. Это некоторая рациональная форма ценностного отношения к тому, что лежит за пределами личного, индивидуального опыта. Это то, без чего нет человека, нет возможности конструирования себя, осознания себя, работы над собой. Личная позиция философа, постоянное обращение к истории философии, как источнику общечеловеческой мудрости порождает ситуацию принципиальной незавершенности и некоторой неопределенности философии. Философия вообще не претендует на обязательное открытие чего-то нового, такое случается крайне редко. В философии огромную ценность представляет анализ проблем, в том числе и старых, и постановка новых проблем. Философ не столько отвечает, сколько спрашивает. Для избегания профанации, догматизма, замкнутости и для достижения ясности и доступности необходимо взаимодействие и диалог между профессиональным и непрофессиональным типами философствования. Для этого нужна простая возможность обсуждать философские проблемы, круг людей готовых к открытой полемике, объединенных желанием прояснять для себя вопросы непосредственно касающиеся их существования. Как правило, это круг очень близких людей, круг друзей. В древнегреческой культуре сложился образ философии как формы проведения досуга, общения друзей на актуальные темы (Платон «Пир»).
Философия как работа над самим собой. Философия это не только исследовательская работа, построение логических схем, создание концепций, выработка смыслов, ценностей. Философия – это еще и жизнь философа, это особый образ жизни, способ жить. Это работа над самим собой, как духовно-практический опыт реального процесса «вырабатывание внутреннего человека». Философия – это один из способов обоснования человеческого индивидуального существования. Это способ приобрести свое общественное «Я», всю сумму своих отношений с миром, с другими людьми, с поколениями, с прошлым, с настоящим, с будущим. Реально человек может быть кем угодно. Но при этом он должен быть человеком, быть самим собой. Эта возможность осуществляется через мышление. Но быть собой это не значит быть одиноким. Это значит быть включенным в какую-то общую связь, быть со всеми вместе. Быть собой – это строить свое отношение с другими через свою собственную индивидуальность. Это значит быть самому посредником в этих отношениях, а не так, чтобы тебя опосредовал кто-то другой. Быть собой это значит быть в отношениях с другими. Философская традиция бережно хранит примеры философского образа жизни. В качестве такой культовой фигуры, философского символа рассматривается, например, личность древнегреческого мыслителя Сократа. Вот как об этом свидетельствует Плутарх. «Большинство людей воображают, будто философия состоит в том, чтобы произносить речи с кафедры или заниматься толкованием книг. Они не замечают той повседневной философии, что сообразно своей истинной природе постоянно присутствует в наших делах и поступках… Сократ не усаживал слушателей рядами, не восседал в преподавательском кресле, у него не было установленных часов для бесед или прогулок со своими учениками. Но даже когда он шутил или когда пил в компании, когда он разделял с ними тяготы военных походов, когда прогуливался с ними по рыночной площади, когда, наконец, превратился он в узника и пришлось ему испить смертельную чашу, – он беспрестанно философствовал. Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком месте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, обыденная жизнь низменно доставляет нам повод философствовать». (Плутарх. Должно ли старику заниматься государственными делами, 26, 796 с-д.)
Философия - это особая форма духовной культуры. Культура - результат человеческой деятельности и сама эта деятельность. Фундамент культуры составляют знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке и ценности, удовлетворяющие потребности человека и определяющие его интересы. Формы духовной культуры: философия, наука, религия, мифология, мораль, право, искусство. Философия - это рефлексия над основаниями любой человеческой деятельности и осознание возможных перспектив этой деятельности. Философия не сводима ни к одной из форм духовной культуры. Как рационально-теоретическая форма сознания, философия выступает самосознанием общечеловеческой культуры, выдвигая рациональные и ценностные ориентиры перед Человеком и Обществом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|