Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

УТВЕРЖДЕНО

решением ученого совета филиала

Протокол № 1 от «22» сентября 2015 г.

Председатель ученого совета

_________________ Р.А. Тюлегенова

 

Рабочая программа дисциплины

 

Безопасность жизнедеятельности

Направление подготовки 45.03.01 Филология

 

Направленность Отечественная филология

 

Присваиваемая квалификация бакалавр

Форма обучения заочная

 

 

Костанай,2015 г.

 

Рабочая программа дисциплины составлена: Абилевой Зайрой Танибергеновной, кандидатом химических наук, доцентом кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ___________

 

 

На основании ФГОС ВО направления подготовки 45.03.01 Филология, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 г. № 947

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 2 от «8» сентября 2015 г.

 

Зав. кафедрой __________________ Э.М.Карасева

Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

 

Протокол № 1 от «17» сентября 2015 г.

 

Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко

 

 


Общие сведения

1.1 Характеристика дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности» - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку в условиях чрезвычайных ситуаций, профессиональной деятельности, повседневной жизни и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

1.1.1 Назначение дисциплины: Обеспечение общей грамотности в области безопасности, что является научно – методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Студент, освоивший курс «Безопасность жизнедеятельности», способен распознать опасности и вредные факторы среды обитания, не навредит обществу, способен грамотно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, обеспечивая первую неотложную доврачебную помощь

1.1.2 Цели дисциплины: снабжение будущих квалифицированных специалистов общей грамотностью в области безопасности и оказания первой медицинской помощи, достижение безопасности человека в любой среде обитания; изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах (производственной, бытовой, природной) и условиях (нормальной, экстремальной) среды обитания.

Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективности профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к экстремальным условиям.

1.1.3 Задачи дисциплины: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормального) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

- реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с оценкой их технико-экономической эффективности;

- социально-экономической оценки ущерба – здоровья человека и среды обитания в результате техногенного воздействия;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов транспорта и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;

принятия решений для устранения последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации последствий.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной блока Б1. Является обязательной для изучения всеми студентами и играет важную роль в обретении общекультурных компетенций, позволяющих жить и работать в современном мире.

1.2.1 Пререквизиты: «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при освоении школьного курса физики, экологии, биологии, обществознанию и др.

1.2.2 Постреквизиты: материал, изучаемый по данной дисциплине может быть использован в курсе таких дисциплин, как «Психология».

1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности Знать: - теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; - основные термины и понятия БЖ; - правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; - методы управления безопасностью человека и среды обитания; - основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека; - анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов ЧС и методы их оценки; Уметь: - оценивать параметры негативных факторов и уровень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями; - эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий; - разрабатывать организационные мероприятия по повышению безопасности и экологичности перевозок на транспорте; - планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; Владеть: - правилами измерения факторов производственной среды; - использования средств индивидуальной и коллективной защиты от негативных факторов природного и техногенного характера; - правилами ведения соответствующей документации.
(ОК-7) способностью самоорганизации самообразованию(ОК-7);     Знать: -понятие безопасности жизнедеятельности и её роли в жизни общества, её основные нормы и функции -основы безопасности жизнедеятельности в условиях производства; -основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов транспорта в ЧС; -теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; Уметь: -Применять основные методики самоконтроля; -Использовать медико-биологические средства восстановления организма для сохранения и укрепления своего здоровья; -разрабатывать организационные мероприятия по обеспечению здорового образа жизни; -оценивать параметры негативных факторов и уровень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями; -эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий; -разрабатывать организационные мероприятия по обеспечению здорового образа жизни; Владеть: -Средствами самостоятельного методически правильного использования базовых знаний по ЗОЖ; -Методами физического воспитания и укрепления здоровья; -Методикой оценки уровня здоровья; -Методикой оказания неотложной помощи при критических состояниях;    
ОК-9 способностью использовать приемы первой помощи методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций(ОК-9);   Знать: - методы управления безопасностью человека в среде обитания; -основы физиологии и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека; -анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов в условиях ЧС. -ЧС и методы их оценки; Уметь: -оценивать параметры негативных факторов и уровень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями; -эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий; -оценивать состояние пострадавшего в ЧС; -управлять действиями персонала при ЧС; Владеть: - навыками оказания неотложной помощи в критических состояниях организма человека; -навыками транспортной иммобилизации; -навыками эвакуации пострадавших из очага поражения;  

 

1.4 Образовательные технологии: Технология поддерживающего обучения (традиционные технологии) подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей. В данной технологии используются объяснительно-иллюстративное обучение, разноуровневое и модульное обучение.

Технологии развивающего обучения предполагают взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов. Принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Ведущими методами технологии является игровое обучение, проблемное обучение и коммуникативное обучение.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Данные технологии предполагают использование игрового обучения, проблемного обучения, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Вся структура технологического процесса обучения по данной технологии можно представить тремя основными методическими направлениями: индивидуализация обучения, коллективный способ обучения и групповое обучение.

Эти технологии позволяют абсолютно по разному, организовать проведения учебных занятий. К числу таких занятий следует отнести: слайд-презентации (использование электронных ресурсов, проблемные лекции (рассмотрение сложной темы, создание проблемной ситуации и поиски выхода из нее вместе с учащимися), семинары обсуждения (обсуждение запланированной темы и вопросов плана с привлечение к роботе всей аудитории), дискуссии (обсуждении спорного вопроса или актуальной темы с опорой на материал, заранее подготовленный учащимися), видео-лекции (просмотр и обсуждение фильма, подкрепленного устным и письменным материалом преподавателя), лекция – расследование, интеллектуальные игры (использование тестовых и творческих заданий, создание проблемных ситуаций), семинары.

 

 

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объём дисциплины   Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины  
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)  
в том числе, аудиторная работа (всего):  
Лекции  
Семинары, практические занятия  
Практикумы  
Лабораторные работы  
Внеаудиторная работа (всего): 66
в том числе (необходимо указать конкретный вид учебных занятий)  
Контроль  
Самостоятельная работа обучающихся (всего)  
Вид промежуточной аттестации зачёт

Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий

 

№ п/п Наименование темы Количество часов
ЛЗ ПЗ ЛР СРС
  Предмет и задачи курса: «Безопасности жизнедеятельности»        
  Чрезвычайные ситуации природного характера        
  Чрезвычайные ситуации техногенного характера        
  Биосфера. Важнейшие законы перемещения химических элементов        
  Социально опасные заболевания.        
  Безопасность жизнедеятельности и производственная среда        
  Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения        
  Безопасная жизнедеятельность и экология окружающей природной среды.        
  Чрезвычайные ситуации социального и криминального характера        
  Биологическая сущность человека        
  Кровь и кровообращение. Заболевания крови        
  Здоровый образ жизни, пагубные пристрастия        
  Работоспособность. Утомление. Восстановление.        
14-15 Травматизм        
  Ядовитые вещества и антидоты        
  Неотложные реанимационные мероприятия. Шоковые состояния.        
  Инфекционные заболевания и меры профилактики        
Всего:        

 

 

Программа дисциплины

Темы лекционных занятий

Тема ЛЗ Содержание ЛЗ Кол-во часов Кол-во баллов методы
  Предмет и задачи курса: «Безопасности жизнедеятельности» 1. Влияние темпов научно- технического прогресса на безопасную жизнедеятельность людей. 2. Основные понятия и термины в курсе безопасной жизнедеятельности. 3. Характеристика ЧС и их генезис, классификация. 4. Организация единой государственной системы по обеспечению безопасности в ЧС.     Поисковые:частично –поисковые,проблемные. наглядные:иллюстрация,демонстрация
  Социально-опасные заболевания. 1. Социально-опасные заболевания. 2. Влияние пагубных пристрастий на здоровье человека. 3. Алкоголизм, наркомания. Воздействие этилового сирта на клетки головного мозга., профилактика, лечение. 4.Лудомания-игровая зависимость. Фазы заболевания. Воздействие на ЦНС. 5.Туберкулёз. Этиология, патогенез, профилактика. Группа риска.   Словесные:рассказ,лекция,беседа,объяснение.,фронтальный опрос
Итого      

Темы практических занятий

Тема ПЗ Содержание ПЗ Кол-во часов Кол-во баллов методы
  Социально-опасные заболевания. 1. Социально-опасные заболевания. 2. Алкоголизм. 3. Стадии алкоголизма. 4. Механизм действия этилового спирта на клетки мозга. 5. Пивной алкоголизм. 6.Наркомания.Токсикомания. 7.Стадии наркотического опьянения. 8.Разрушающее воздействие наркотических веществ на внутренние органы. 9.Туберкулёз.Этиология.Патогенез.Профилактика. Группа риска. 10.СПИД.Этиология. Патогенез. Пути заражения.Профилактика.     Объяснительно-иллюстративный метод  
  Неотложные реанимационные мероприятия. Шоковые состояния. 1. Понятие о шоковых состояниях: стадии развития, симптомы. − травматический (болевой) шок, причины; − анафилактический шок; − гемотрансфузионный шок; − геморрагический шок; − кардиогенный шок; − ожоговый шок; − септический шок. 2.Шокоподобные состояния, ПМП: − Обморок; − Коллапс. 3.Понятие о клинической, биологической смерти: ос­новные признаки. 4.Техника выполнения в/м, в/в инъекций; 5.Техника проведения искусственной вентиляции лег­ких, правила; 6.Техника проведения непрямого массажа сердца.     Метод интерактивного обучения
Итого      

 

 

4.3 Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...