Общая характеристика первобытнообщинного строя: экономический уклад, общественная власть и нормы поведения.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Место теории права и государства в системе общественных наук. Все общественные науки имеют своим объектом общество. Философия Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Объектом изучения философии является мир в целом, а результатом исследований — картина мира. Социология Социология — наука об обществе в целом, а также о его составляющих: социальных институтах, социальных процессах, социальных группах, отношении личности с обществом. Применительно к государству и праву социология занимается изучением их роли в обществе. Экономическая теория Экономическая теория — наука, изучающая производственные отношения, т.е. такие отношения, которые связаны с производством, обменом и потреблением материальных благ, а также с собственностью на них. Применительно к государству и праву экономическая теория изучает влияние государства и права на экономику. Политология Политология — наука, изучающая отношения между людьми по поводу государственной власти. Применительно к государству политология изучает его место среди других институтов политической системы общества (политических партий, общественных объединений и др.). Место теории права и государства в системе юридических наук. В системе юридических наук ТГП занимает особое место, т.к. ТГП - это фундаментальная общественная и юридическая наука, выступающая по отношению к другим юрид. наукам в качестве базы: общетеоретической, методологической и терминологической основой. ТГП подразделяется: - Теоретическая или общеправовая наука (ТГП, история государства и права, история политических и правовых учений)
- Отраслевые науки (уголовное, конституционное, гражданское право) - Прикладные науки (Криминалистика, СудМедЭкспертиза, Суд. статистика) - Науки, изучающие международное Право (международное публичное и частное право) - Науки, изучающие зарубежное право (история государства и права заруб.стран, конституционное право заруб.стран)
4. Предмет и система науки теория права и государства. Всякая наука изучает закономерности развития своего объекта. Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. При этом изучаются: а) закономерности, которые являются общими для государства и права; б) закономерности, присущие только государству; в) закономерности, присущие только праву. Строение теории государства и права: По предмету и системе понятий в теории государства и права различают теорию государства и теорию права. В систему понятий теории государства входят следующие понятия: государство, тип государства, функции государства, государственный аппарат, форма государства и др. В систему понятий права входят следующие понятия: право, тип права, источники (формы) права, система права, правоотношение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая ответственность, правовая культура, правовая семья, и др.
5.Научная методология теории права и государства. Методология науки – совокупность приемов и способов изучения науки. Методология науки ТГП: 1. Всеобщий философский метод. 2. Общенаучные метод: -анализ -синтез -индукция -дедукция 3. Частно-научные (специальные) методы: - статистический - Метод правового моделирования - метод сравнительного правоведения (компоративизм в праве) Функции науки теория права и государства. Значение науки для профессиональной подготовки юристов высшей квалификации. Функции ТГП – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль ТГП как науки в общественной жизни и юридической практике.
Функции ТГП: 1. Онтологическая – функция, которая изучает государственно–правовые явления, исследует их и анализирует; 2. Гносеологическая - функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций); 3. Методологическая – функция, при осуществлении которой ТГП выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук (так как, обобщая государственно–правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно–правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов); 4. Эвристическая – функция, посредством которой ТГП с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права; 5. Идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно–правовых явлений; 6. Воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания; 7. Теоретико–познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно–правовых явлений; 8. Учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку;
Высшее юридическое образование направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые будут способны к участию в государственно-правовой жизни, и будут обладать надлежащей политической и правовой культурой. Ясно, что юристам – специалистам надо хорошо знать то, что имеет значение для решения юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но, чтобы понять всё это, надо использовать глубокие научные знания о государстве и праве, необходимости верховенства закона во всех сферах жизни общества. Поэтому значение ТГП очень важно, т.к. она раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.
(Функции ТГП – предназначение, задача науки Функции: -познавательная -гносеологическая (познавательная) -онтологическая (мировоззренческая) -методологическая -идеологическая -воспитательная)
Общая характеристика первобытнообщинного строя: экономический уклад, общественная власть и нормы поведения.
Первобытнообщинный строй характеризовался следующими признаками: •первобытные общины представляли собой локальные (замкнутые) группы, численность которых, как правило, составляла 30-50 взрослых особей; • основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство (отсюда и название первобытной организации — родовая община); •человек в первобытном состоянии не представляет своего существования вне рода, в этот период отсутствует само понимание индивидуальной значимости (ценности) человека как самостоятельного субъекта общественных отношений • половые отношения носят полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя — матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду. Экономический уклад. •«первобытная экономика» носит присваивающий характер (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства); •распределение материальных благ носит уравнительный характер (отсюда и название данного периода — «первобытный коммунизм») •частной собственности в современном понимании не существует. Предметы труда, быта, оружие принадлежат общинникам на правах владения и пользования, однако они не могут (поскольку попросту не осознают такой возможности) распоряжаться ими в эгоистических целях. Общественная власть и нормы поведения: •полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. В первобытном обществе жизненно важные для рода управленческие решения принимаются на общем собрании путем голосования;
•оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет («лучшего среди равных») и не несет каких либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т. п.). Следовательно, в первобытном обществе отсутствует «борьба за власть» в современном понимании этого явления; •социальное управление осуществляется при помощи неписаных правил поведения, передаваемых из поколения в поколение при помощи устных мифов. Основной формой выражения этих правил поведения являются запреты-табу, особенность которых заключается в отсутствии какого бы то ни было логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»); •в основу правил поведения были положены неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами; •основным принципом социального регулирования является принцип талиона. Но при этом становятся обязательны два безусловных постулата «публичного» характера — два древнейших табу, призванных подавить внутри общины зоологические половые побуждения и агрессивность. Эти два императива гласят: 1) не убивай своих родных; 2) не вступай в половую связь со своей матерью, братьями и сестрами; нарушение табу влекло за собой изгнание виновного из рода (остракизм), что, по сути, означало смертный приговор.
Основные виды норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе (мононормы): 1) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. 2) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости. 3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер 4) религиозный обряд - совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|