Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информация и документ. Основные функции документа. Основные признаки документа.

ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТА

Все управленческие решения основываются на информации и вынуждают человека создавать документы.

 

Документ (в пер. с лат. – доказательство или свидетельство) – понятие информационное, которое в отдельных случаях дополняется юридическим понятием (при наличие подписи и печати).

 

Понятие «документ» ввел в русский язык Петр I, он объяснил его понятие как «письменное свидетельство и доказательство». Если заглянуть в толковый словарь В. Даля, то мы увидим: «Документ - всякая важная деловая бумага». Современном толковый словарь С.И. Ожегова описывает: «Документ - деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо». Оксфордский словарь дает следующее определение: «Документ - это текст или изображение, имеющее информационное значение». Соответственно проанализировав все определения термина “документ” мы можем выделить три основные формулировки: документ – это материальный объект, документированная информация и носитель информации.

 

Документ был создан человеком и он закрепляет определенные социальные связи и процессы происходящие в обществе. Создаваемые человеком документы несут в себе определенную функциональную нагрузку. Под функцией (от лат. «functio» - исполнение) документа понимается внутренне присущее ему целевое назначение, социально выработанный способ его употребления. Иначе говоря, функции документа предопределены его общественно-практическими целями и задачами.

 

Функции документа можно разделить на общие и специальные, функции первичного порядка и вторичного, на явные и скрытые. При этом, преследуя какую-то определенную потребность при создании документа, мы порой даже не подозреваем о наличие в нем и других функций.

 

Давайте рассмотрим функции документов:

 

1. Культурная функция – является одной из важнейших функций документа. Любой документ можно рассматривать как культурный феномен, в той или иной степени отражающий морально-нравственный, языковой, научно-технически уровень состояния общества. Документ осуществляет не только закрепление но и передачу от поколения к поколению определенных знаний, культурных ценностей и традиций, нравственных норм принятых в обществе.

 

2. Социальная функция. К ней можно отнести документы отображающие социальную среду в которой он создается – конституции, которые устанавливают порядок взаимоотношений в государстве, законодательные акты, уставы, положения, инструкции правила, договоры регулирующие взаимоотношения и т.д.

 

3. Информационная функция. Главной функцией документа считается его возможность сохранять, нести и передавать информацию. В наш современный век информации стала товаром и в роли носителя выступает именно документ. Организация работы с информационными документами и с информацией прописана в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

 

В законе дается определение терминов “информация” и “документированная информация”.

 

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от форм их предоставления.

 

Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Тем самым, документ на котором фиксируется информация, обеспечивает ее сохранность и накопление, а так же предоставляет возможность многократного использования и передачи другому лицу.

 

4. Коммуникативная функция. Данная функция предназначена не только для решения передачи информации внутри социального пространства, но также способствует организации упорядочения и поддержания информационных связей в обществе Именно эта функция заставляет людей искать способы наиболее быстрой передачи информации: телеграмма, телефонограмма, радиограмма, факс, электронная почта, курьерская служба доставки, экспресс почта и т.д.. Передача информации охватывает все уровни социальной системы и может передаваться в диалоговом режиме, а так же может осуществляться ее передача снизу – вверх или сверху – вних. В связи с этим возникают различные категории документов:

 

Двухсторонние документы – деловая и личная переписка, договорные документы и т.д.

 

· Многосторонние документы – это документы рассчитанные на информирование всего общества, ну например: конституция, декларация по правам человека и т.д.

 

Документы ориентированные снизу – вверх – это документы которые передаются от исполнителя или подчиненного руководителю, такие как жалобы, служебные и докладные записки, рапорты и т.д.

 

Документы ориентированные сверху-вниз – это те документы которые передаются от законодателя или руководителя к исполнителю или подчиненному (законы, приказы, распоряжения, постановления, инструкции и т.д.)

 

В последние десетялетия с возникновение и развитием компьтерных, телекоммуникационных и космических сетей связи резко увеличелись скорость и объемы передачи информации, и как следствие увеличились и коммуникативные возможности документа.

 

5. Функция сохранения информации. Данная функция так же носит важный харрактер, ведь не случайно, сохранением разного рода информации занимает колосальное колличество организаций и учереждений – музеи, архивы, информационные центры…

 

6. Функции исторического источника. В данном случае хранение информации не является самоцелью. Данные функции может выполнять любой документ в случае обращения к нему как к свидетелю прошлого. Все дело в том, что необходимыми условиями существования человеческого общества являются знания своего прошлого и как следствие накопление информации о жизни предшедствующих покалений. Следует заметить, что исторический источник является сложной информационной структурой. Он содержит, наряду с открытыми, также и скрытые слои информации. Со временем, в связи с постоянно изменяющимися условиями жизни общества, возрастающими потребностями людей, скрытая информация может актуализироваться и всё более проявляться. К тому же постоянно совершенствуются и методы извлечения ретроспективной информации. Таким образом, функция документа как исторического источника практически не может быть исчерпана.

 

7. Управленческая функция. Основная часть документов создается в сфере управления и функцианируют преимущественно в оперативной среде. Поскольку процесс управления выступает в разных формах и имеет различные стации, циклы и уровни, то и дукументы, выполняющие управленцискую функцию разнообразны: отчетные, организационно-распорядительные, плановые и т.д. Информация и документация так или иначе связанные с управленцеской деятельностью используются для реализации определенных функций, возложенных на всевозможные аппараты и органы управления.

 

8. Правовая функция. Данная функция очень тесно связана с управленческой. Она несет в себе закрепление правовых норм и правоотношений в обществе и предоставляюет управленческим документам юриридическую силу. К документам, выполняющим правовую функцию можно отнести: правовые акты органов государственной власти; судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты; акты управления, влекущие за собой определённые юридические последствия; документы, фиксирующие договорные отношения, а также удостоверительные документы (паспорта, дипломы об образовании, командировочные удостоверения и т. п.). Кроме того, правовую функцию на время могут приобрести и другие документы, например, для использования в качестве судебного доказательства.

 

9. Учетная функция. Так исторически сложилось, что одной из функций, которые изначально были востребованя, была учетная функция. Развитие экономических отношений и социальных связий еще на стадии аграрного одщества требовали ведения учета и регистрации населения, земли, скота, урожая, долгов и т.д. Документы, выполняющие функцию учёта необходимы не только для решения хозяйственно-экономических задач, но также и для управления в целом социально-политическими, демографическими и другими процессами в обществе. Эта функция находит свое применение прежде всего в бухгалтерской, статистической, плановой, отчётной документации. К ним можно отнести документы бухгалтерской отчетности, различного рода регистрационные журналы. На сегодняшний день существуют унифицированные формы документов, которые разработаны и утверждения финансовыми органами и органами статистики. Осносная часть этих документов предназначена для компьютерной обработки.

 

10. Политическая функция. Данная функция тесно связана с функцией управления. К сфере политик относится деятельность органов государственной власти и государственного управления. Данная функция, прежде всего, отображается в документах, предназначенных для информационного обеспечения внутренней и внешней политики государства. К документам выполняющим политическую функцию можно отнести следующие: документы политических партий, различных общественно-политических структур, партийно-политических объединений, блоков, политических деятелей, разного рода программные материалы, манифесты, политические заявления, обращения к гражданам и т. п..

 

11. Идеологическая функция. Еще в древности у человека возникала потребность в сохранении и фиксации на материальных носителях религиозных, нравственных, эстетических, филосойских и иных идей и взглядов. В них отражалось отношение людей к окружающей их действительности, интересы различных социальных слоес и групп населения. До наших дней дошли многие замечательные памятники человеческой мысли, духовных исканий наших далёких предков. Документы, выполняющие идеологическую функцию, могут оказывать весьма существенное влияние на умонастроения и на социальное поведение значительных масс людей. Достаточно вспомнить о роли документов религиозного содержания в период Реформации в Западной и Центральной Европе (16 век) или во время раскола Русской православной церкви в России (17 век). Порой документы выполняли роль своеобразного идеологического оружия, в частности, в период так называемой «холодной войны» двух мировых систем во второй половине 20 столетия.


ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТА. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДОКУМЕНТА.

 

Любое управленческое решение всегда базируется на информации по рассматриваемому вопросу или управляемому объекту. Информация тождественна понятиям: «данные», «сведения», «показатели». Законодательно закреплен следующий термин:

«Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

В каждой области человеческой деятельности информация имеет свою специфику и поэтому она соответственно подразделяется на медицинскую, научную, техническую, технологическую и рр. В федеральных органах власти и управления, в учреждениях, организациях и на предприятиях (независимо от направления деятельности и формы собственности) обязательно возникает управленческая информация, которая используется для целей управления каким-либо объектом или структурами.

К управленческой информации предъявляется ряд требований: полнота, оперативность, достоверность, точность, адресность, доступность для восприятия человеком.

Результатом документирования является документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Носителем при этом может выступать любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. При документировании необходимо помнить, что данный процесс записи информации на бумаге или ином носителе является строго регламентированным, что, в свою очередь, обеспечивает юридическую силу документа.

 

Функции документа:

1. Информационная. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека.

2. Организационная. С помощью документа обеспечивается воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности.

3. Коммуникативная. Документы обеспечивают внешние связи предприятий и организаций.

4. Юридическая. Содержание документов используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами отношений, а также органами следствия, суда и прокуратуры.

 

К отличительным признакам документа относятся:

1. Наличие смыслового семантического содержания. Документ — носитель смысла, который передается знаками. Совокупность последовательных знаков, которые передают смысл, содержание документа (сообщение), является его обязательным признаком.

2. Стабильная вещественная форма, обеспечивающая долговременную сохранность документа, возможность многократного (долговременного) использования и перемещения информации в пространстве и времени.

3. Предназначенность для использования в социальной коммуникации. Документный статус имеют лишь те источники, которые изначально предназначены для хранения и передачи информации в пространстве и времени. Документы — это специально созданные человеком для коммуникационных целей носители информации.

4. Завершенность сообщения. Этот признак обусловлен областью использования документа. Фрагментарное незавершенное сообщение не может быть полноценным документом. Требование завершенности является относительным, поскольку имеется ряд незавершенных сообщений, имеющих особое значение для научных исследований (наброски, черновики, эскизы).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...