Тема 11. Политические технологии.
Вопросы для обсуждения: 1. Основные виды средств массовой информации. 2. Место, роль и важнейшие функции средств массовой информации в политической жизни. 3. Характер и основные направления взаимоотношений СМИ и властных структур. 4. Роль и значение института «паблик рилейшнз». 5. Сущность политического маркетинга. Проблемные вопросы: 1. Охарактеризуйте роль средств массовой информации в эволюции политических процессов вообще и функций партийной и избирательной систем в частности. 2. Назовите особенности функционирования электронных СМИ. 3. В чем заключается феномен общественного мнения? Каким образом СМИ воздействуют на формирование и изменение общественного мнения? 4. Какое общество называют информационным? Охарактеризуйте значение информационной и телекоммуникационной революции для расширения роли СМИ в политической жизни. 5. В чем заключаются функции специалиста по «паблик рилейшнз» (связям с общественностью)? Какова роль политических консультантов и имиджмейкеров в создании и легитимации образов политических деятелей. 6. Что понимается под «театрализацией» политического процесса? Приведите примеры этого явления в российских СМИ. 7. Как реализуется принцип сегментации политического рынка в воздействии средств массовой информации? 8. Чем различаются методы воздействия на индивида и массу людей? Какие коммуникационные средства при этом используются? Литература: 1. Гаджиев К.С. Политология / К.С. Гаджиев.- М.: Логос, 2002.- 488 с.* 2. Ильин В.В. Политология / В.В. Ильин.- М.: Кн. Дом «Университет», 2000.- 538 с. 3. Алексеева Т.А. Современные политические теории / Т.А. Алексеева. – М.: РОССПЭН, 2001.- 324 с. 4. Основы политологии / под общ. ред. Ю.Г. Волкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 446 с.
5. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии/ А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 558 с. 6. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор-издат», 2003.- 432 с* 7. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор-издат», 2005.- 432 с* Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Политология является общетеоретической гуманитарной наукой, создающей основу для изучения специальных юридических дисциплин. Основными формами преподавания политологии в высшем учебном заведении являются лекции и семинары. Основная задача лекции состоит в том, чтобы дать студенту максимально свежий материал по той или иной теме, осветить научный спор. Вузовская наука находится в постоянном движении, развитии, которые невозможны без борьбы мнений, дискуссии. Студенту следует быть готовым к разнообразию мнений, ему придется встретиться с различным изложением того или иного вопроса в учебных пособиях, монографиях, статьях. Иногда студенты негодуют по поводу того, почему ученые не могут договориться между собой. Все дело в том, что именно в спорах содержится вся суть, в них рождается истина. Лектор обычно излагает ту точку зрения, которую считает наиболее правильной. Главная задача лектора научить студента думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения. Лекционные занятия не могут и не должны охватывать весь материал дисциплины. Они проводятся, как правило, по наиболее сложным темам и вопросам. Отдельные темы рассматриваются студентом самостоятельно, с помощью учебной литературы. Лекции следует научиться конспектировать. Нужно стремиться фиксировать лекцию тезисно, записывая главные мысли, а не отдельные слова и предложения. Впоследствии, при подготовке к экзаменам, именно такая запись будет удобна для повторения.
Что касается семинарских занятий по политологии, то они направлены на изучение наиболее актуальных тем. При подготовке к семинарскому занятию студент составляет конспект. В семинарской тетрадке целесообразно делать записи на одной стороне листа, оставляя другую сторону для дополнений и замечаний. В конспекте необходимо стремится излагать свои мысли четко и конкретно, не увлекаясь длинными рассуждениями общего характера. Необходимо фиксировать в тетради библиографические данные источника конспектирования с обязательным указанием используемых страниц. Например: Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор – издат», 2005. – 432 с. С. 45. Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране ПАМЯТКА СПОСОБЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ Первый способ Слушатели на лекции вносят в тетради только ее наиболее важные положения, определения и выводы. Такой способ снимает проблемы нехватки времени для организации диалога, постановки и разрешения проблемных задач и т. д. Наконец, лекция по определению предназначена в большей мере для слушания и в меньшей — для ведения полной записи ее содержания. Второй способ Слушатели максимально записывают всю речь лектора в рабочие тетради. Данный способ снимает проблему пропуска в записях слушателей каких-то фрагментов, важных положений. Конспект выглядит более стройно и логично. Третий способ Слушатели вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в ходе изложения лекции или разрешения проблемной ситуации, другой важной информации. Такой конспект первично выглядит обрывочно-фрагментарным. Система в таком конспекте появляется после обстоятельной самостоятельной работы над записями и дополнительными источниками. Четвертый способ Слушатели только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий. («Нагрузку надо делать не на карандаш, а на ум», — утверждают приверженцы данного способа.) Если деятельность слушателей и на лекции, и после нее будет носить творческий характер, знания и конспекты будут соответствовать затраченному труду.
Пятый способ Слушатели работают на лекции по опорным конспектам, заготовленным заранее. Нередко, к примеру, студенты составляют конспекты лекций с использованием личных или общих условных обозначений. В практике учебной работы встречаются конспекты в виде схем или таблиц. Изучение любой дисциплины предполагает самостоятельную работу. Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, а также сложные, требующие закрепления, выносятся на самостоятельную работу. Самостоятельная работа направлена на развитие мышления, стремления и способности к творческой деятельности. Она вызывает устойчивое внимание, осмысленное восприятие, хорошее запоминание. Самостоятельность – развивающиеся качество. Выполнение самостоятельной работы предполагает следующие этапы: - Прочтение текста и выделение главной мысли - Составление плана, разбивка на смысловые части - Составление ответов на вопросы, выполнение заданий Самостоятельная работа включает три обязательных звена: 1. Постановка проблемы, задачи, задания; 2. Определение путей раскрытия сущности, способов решения проблемы, задания, метода рассмотрения явления; 3. Само выполнение задания, раскрытие сущности явления, решение проблемы. Самостоятельная работа предполагает самостоятельность мышления, которое проявляется при рассмотрении сущности явлений (событий, процессов) и ведет к формированию убеждений. Ведя самостоятельную работу, человек сам без посторонней прямой помощи разбирается в явлениях общественной жизни, раскрывает их сущность. Явление это исходный пункт нашего познания, это то, что мы узнаем о вещах, людях, событиях, процессах с помощью наших органов чувств. Мы воспринимаем явления такими они нам кажутся, при этом со всеми их признаками – важными и неважными, необходимыми и случайными, устойчивыми и мимолетными и т.д. При этом восприятие явления далеко не всегда позволяет правильно познать действительность. Чтобы правильно разобраться в явлении, отделить кажущиеся от действительного, необходимо проникнуть в сущность явления. Самостоятельное раскрытие сущности явлений органически связано с применением знаний, поэтому самостоятельная работа имеет большое практическое значение.
Изучение любого явления, в первую очередь, следует начать с изучения его терминологии. Терминология-это «совокупность терминов, употребляемая в какой-либо области знания, искусства, общественной жизни. Термины позволяют ориентироваться в соответствующей области действительности: распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства. Во вторую очередь, самостоятельное изучение необходимо направить на изучение сущности явления. Обработка факто-событийного материала на классическом уровне включает четыре основных этапа: 1. Уяснение сущности факта. 2. Выяснение причин его происхождения. 3. Уяснение процесса взаимодействия факта с окружающей действительностью. 4. Определение значения факта для времени его происхождения и для современности. Выполнение самостоятельной работы невозможно без конспектирования. Конспект должен начинаться с названия темы или работы подлежащей конспектированию и содержать ссылку на используемый источник и его библиографические данные. При конспектировании целесообразно делать записи на одной стороне листа, оставляя другую сторону для дополнений и замечаний. В конспекте необходимо стремится излагать свои мысли четко и конкретно, не увлекаясь длинными рассуждениями общего характера. К возможным видам самостоятельной работы относятся: реферирование (т.е. изложение материала почерпнутого из двух или нескольких источников, включающее улучшение логики изложения, оригинальное объяснение каких-то положений, не раскрытых преподавателем и учебником, собственную аргументацию); ответы на вопросы; самостоятельное составление таблиц, схем, планов; разбор ответа своего однокурсника; анализ нормативно-правовых документов; составление терминологических справочников (словарей) по конкретной теме; составление письменного библиографического, критического или аналитического обзора литературы, имеющейся в наличии по конкретному вопросу и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|