Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок применения правила исчисления сроков

Виды сроков

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, по их характеру можно условно определить как защитные, предупредительные и пресекательные (для одной из сторон правоотношений).

Так, ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (в соответствии со ст. 57 НК РФ срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать в числе обязательных элементов и сроки уплаты налога.

В качестве предупредительных сроков можно рассматривать и сроки, связанные с направлением и исполнением налоговых уведомлений. В соответствии со ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. И в этом случае налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются размер налога и сроки его уплаты. Налоговое уведомление, как и требование об уплате налога, может быть передано руководителю организации или физическому лицу (или их представителям), а в случае уклонения налогоплательщиков от получения налогового уведомления оно направляется по почте и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В качестве защитных можно рассматривать сроки, направленные на защиту интересов налогоплательщиков. Например, ст. 87 НК РФ установлено, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, а ст. 89 НК РФ ограничены сроки проведения выездной налоговой проверки, которая не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях срок может быть увеличен до трех месяцев).

Порядок обжалования

Главой 19 НК РФ определяется порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Сроки, установленные для совершения указанных действий, также направлены на защиту интересов налогоплательщиков. Так, жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушениях своих прав (ст. 139 НК РФ). Однако этой же статьей установлено, что в случае пропуска по уважительной причине указанного срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

В тех случаях, когда указанной оговорки о возможности восстановления предусмотренного срока нет, такой срок имеет пресекательный характер (является не подлежащим восстановлению в случае его пропуска).

Меры ответственности

Поскольку сроки устанавливаются не только для налогоплательщиков, но и для налоговых органов, а также для других лиц, определенных законодательством о налогах и сборах, их правильное определение и исчисление играет важную роль, так как влечет различные последствия, в том числе и соответствующие меры ответственности. Так, в соответствии с п. 20 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации и пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.99 №41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика -- физического лица или налогового агента -- физического лица рекомендовано проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. В случае их пропуска, имея в виду, что указанные сроки являются пресекательными, суду следует отказывать в удовлетворении требований налогового органа.

К вопросам определения сроков в налоговых правоотношениях относится и ряд пунктов в постановлении пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 №5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Так, в п. 12 этого постановления определяется следующее. Учитывая, что п. 3 ст. 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено, следует исходить из срока, установленного п. 3 ст. 48 Кодекса для обращения налогового органа с исковым заявлением о взыскании недоимки с физического лица (исковое заявление может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога).

Порядок применения правила исчисления сроков

Статьей 78 НК РФ, определяющей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора и пени, предусматривается, что налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления (п. 6). В связи с этим в п. 22 постановления №5 предусмотрено, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика либо неполучении им ответа в установленный законом срок (не позднее двух недель со дня подачи заявления).

В соответствии с упомянутым уже п. 1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Пунктом 37 постановления №5 определяется, что при применении указанной нормы судам необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки. А также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками, поскольку только в этих случаях предусматривается составление акта (п.1 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ). Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения. Он определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Следует также обратить внимание на п. 38 постановления №5, в котором определяется порядок применения специальных правил исчисления сроков, предусмотренных в п. 2 ст. 115 НК РФ.

О порядке применения срока, установленного в п. 3 ст. 46 НК РФ, говорится еще в нескольких пунктах постановления №5. Так, в соответствии с п. 11 постановления №5 иск налогового органа о взыскании с организации недоимки и пеней, поданный до истечения срока на бесспорное списание указанных сумм, может быть принят судом к рассмотрению только в том случае, если истцом представлены доказательства наличия неразрешенных разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком об обоснованности соответствующих требований истца. В таком случае не имеется оснований откладывать принятие к рассмотрению указанного спора до момента истечения срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ. А в п. 13 постановления №5 предусматривается, что при рассмотрении иска налогового органа о взыскании с налогоплательщика-организации недоимки и пеней, заявленного на основании п. 3 ст. 46 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию требования налогового органа об уплате недоимки и пеней должно расцениваться как его согласие с предъявленным требованием. Поэтому в том случае, когда налоговый орган пропустил срок на бесспорное списание сумм недоимки и пеней, установленный п. 3 ст. 46 Кодекса, и обратился с соответствующим иском в суд, данный иск подлежит рассмотрению по существу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...