Макроэкономика как самостоятельный предмет
1.1. Возникновение науки макроэкономики 1.2. Введение в макроэкономику 1.3.Макроэкономика и методы экономико – математического моделирования
1.1 Возникновение науки макроэкономики. Особое место в макроэкономическом курсе отводится практической стороне предмета: ведь теория без взаимосвязи с практикой не имеет под собой твердой почвы. В XVIII-XIX вв. Д.Юмом было положено начало развитию монетаристского подхода к платежному балансу, заключающегося в анализе взаимосвязей денежной политики и международной торговли, который привел к созданию количественной теории денег. Однако макроэкономика вплоть до XX в. Не была признана как самостоятельная дисциплина. Для обработки и систематизации экономических явлений надо было создавать информационный банк данных, который начал стремительно развиваться при активной поддержке правительственных структур. Важным толчком к этому послужила 1-я Мировая война, а также научное обоснование факта, что деловые циклы в экономике регулярно повторяются и содержат несколько фаз – пики, спады, кризисы и подъемы. К концу 20-х – началу 30-х годов многие развитые страны мира, такие, как Германия, Франция, Великобритания и США, переживали большой экономический кризис, впоследствии названный Великой депрессией Урок Великой депрессии доказал несостоятельность прежних экономических методов и рыночных механизмов. Встал вопрос необходимости поиска совершенно новых способов и приемов в борьбе с всеобщим кризисом 30-х гг. Эту теоретическую проблему в основном успешно решил британский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс, в 1936 г. написав знаменитый труд «Общая теория занятости, процента и денег», примененный на практике.
На протяжении более чем двух столетий (вплоть до 70-х г.) учение Д.М.Кейнса о государственном регулировании рыночной экономики оставалось одним из основных. К сожалению, в соответствии с циклическим развитием национально хозяйства, сменив стадию подъема, экономики промышленно развитых стран столкнулись с стагнацией, выражавшейся наличием высокой степени инфляции с одной стороны, а с другой – ростом уровня безработицы. Кейнсианцы не смогли разрешить эту проблему и предложить эффективные макроэкономические меры для стабилизации положения. Выход и создавшейся ситуации был найден одним из лучших американских ученых Милтоном Фридманом (лауреат Нобелевской премии 1976 г.). М.Фридман начал последовательно развивать свои идеи, посвященные «монетаризму» в книге, изданной в соавторстве с Анной Шварц «История монетаризма в США», где содержатся следующие основные научные выводы: экономика в рыночных условиях представляется саморегулирующейся; активная государственная политика является составной частью роблемы, а не ее решением; отмечается стремление предпринимателей к капиталовложениям, новациям и риску; ключом к устойчивой экономике должна быть стабильная (а не переменная) денежная масса в обращении. В конце 70-х – середине 80-х годов Р.Лукас и Р.Барро разработали концепцию «рациональных ожиданий», основанная на формировании потребительских ожиданий тносительно будущих экономических событий»рациональным способом». Данная теория, в частности, предполагает, что: население использует в своих интересах всю доступную информацию, включая новейшие данные; в экономике существуют гибкие цены и заработная плата, учитывающие быстрое реагирование на изменение соотношения между спросом и предложением. Затем была выдвинута теория реального делового цикла, смыслом чего является следующее: объяснение экономических колебаний заложено не в сфере спроса, а в технологических шоках.
Последующая научная разработка Дж.Бьюкенена (лауреат Нобелевской премии 1986 г) посвящалась теории общественного выбора. Таким образом, следует сделать вывод, что макроэкономика – динамично развивающаяся наука, включающая немало дискуссионных аспектов, каждый из которых должен быть принят во внимание. Тем более, что экономике стран присуши свои особенности, и их надо принимать во внимание и учитывать при проведении экономического анализа. 1.2 Введение в макроэкономический анализ. Как улучшить благосостояние народа, что необходимо сделать, чтобы жилось лучше? На эти вопросы дает ответ наука макроэкономика. Она рассматривает функционирование экономики в совокупности, в целом, при этом исследуются такие проблемы, как: Совокупный спрос и совокупное предложение(модель AD-AS, представляет основу для определения стратегии поведения домашних хозяйств, количества выпускаемой продукции, установления ценообразования, влияния государственного сектора на рынок); Уровень безработицы и темпы инфляции(представляются очень важными с позиции социально-экономического аспекта); Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика(являются основными инструментами макроэкономики, смысл этих политик заключается в стабилизации государственного бюджета и эффективности функционирования денежного рынка); Экономический рост и научно-технический прогресс; Инвестиции и сбережения (о их привлечения и использования завият как доходы населения, так и степень развития экономики государства в целом); Платежный баланс и обменные курсы (состояние и структура платежного баланса имеет крайне важное значение в организации и развитии внешнеэкономической деятельности, в экономике страны). Конечной целью всего макроэкономического анализа является экономический рост и возможность применения новейших достижений науки и техники в отраслях национальной экономики страны. При этом необходимо учитывать, что при макроэкономическом исследовании все экономические показатели выражаются агрегировано (т.е в совокупности или в обобщенном порядке) Итак, главным смыслом макроэкономики служит определение условия рыночного равновесия, где достигается паритет между спросом и предложением товаров и услуг.
1.3 Макроэкономика и методы экономико-математического моделирования. В процессе проведения экономического анализа наука макроэкономика использует всю совокупность экономических явлений и процессов. Для получения наиболее достоверных результатов применяются методы экономико-математического моделирования (ЭММ). В пользу данного методологического подхода свидетельствуют следующие показатели: Комплексный охват факторов; Возможность получения результатов прогноза; Выяснение влияния экономических переменных в соответствующих экономических условиях; Наличие специальных информационных программ и заданий, позволяющих избрать эффективные пути решения определенной проблемы; Попытка проверки теоретических вопросов на основе моделирования какой-либо ситуации. Целесообразно представить непосредственно сам процесс построения экономической модели. Вначале идет описательный характер конкретных экономических явлений, которые вводятся в модель. При этом в моделях применяются: Экзогенные переменные – явления, существующие независимо от любых факторов; они объективно функционируют до начала построения модели;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|